Lt304888.ru

Туристические услуги

Cantus firmus

13-10-2023

Cantus firmus, Ка́нтус фи́рмус (лат.: заданный, предустановленный, буквально «твёрдый», напев) — мелодия в одном из голосов (чаще всего в теноре[1]) полифонического многоголосия, на основе которого создавалось всё произведение путем приписывания к нему других голосов.

В качестве cantus firmus использовались различные источники, чаще всего известные мелодии, благодаря чему принцип получил название cantus prius factus (лат. «прежде созданный напев»); выражение заимствовано из трактата Анонима IV: cantus vel tenor est primus cantus primo procreatus vel factus[2] («кантус или тенор — это первичный напев, предварительно созданный, или сделанный»). Таковым был прежде всего григорианский хорал (cantus planus), что связано с его использованием в жанрах церковной музыки, впоследствии песня, либо авторская — «Je ne demande» (шансон А. Бюнуа), «Maleur me bat» (шансон Й. Окегема), «Se la face ay pale» («Бледное личико», баллада Г. Дюфаи), либо фольклорная или паралитургическая, так как чаще всего песни были анонимными, такова была знаменитая песня «L’homme armé» («Вооружённый человек»), «Au travail suis» и т. д.; специально сконструированная — таков cantus firmus, составленный из названий нот гласных букв в имени «Hercules dux Ferrariae» («Геркулес, герцог Феррарский»; re-ut-re-ut-re-fa-mi-re) в мессе Жоскена Депре.

Техника композиции на cantus firmus зафиксирована в разных жанрах/формах в музыке средневековья и Возрождения: в XII веке — клаузулы школы Нотр-Дам, в XIV веке — мотеты Витри и Машо, начиная с XV века cantus firmi стали применять и в мессе. Так, мелодию «L’homme armé» в качестве cantus firmus использовали Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен, Палестрина и др. Как правило, напев использовался во всех частях ординария мессы, при этом достигалось интонационное и ладовое единство обширного сочинения. Композиторская разработка cantus firmus могла значительно менять его первоначальный облик (мелодический рельеф, ритмическую структуру и т.п.): свободно изменялись длительности, добавлялись или отсекались некоторые звуки, вставлялись паузы. В многоголосии сам напев вряд ли прослушивался, и такая задача не ставилась, cantus firmus существовал как остов, композиционный формообразующий фактор.

Примечания

  1. Слово «тенор» происходит от латинского глагола teneo — держать.
  2. По источнику: Coussemaker. Scriptorum de musica nova series, vol.I, р.356.

Литература

  • Sparks E. Cantus Firmus in Mass and Motet, 1420—1520. Berkeley, 1963.
  • Frobenius W. Cantus firmus // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie [листковое издание, 1971.]
  • Евдокимова Ю. К., Симакова Н. С. Музыка эпохи Возрождения (cantus prius factus и работа с ним). М., 1982.
  • Симакова Н. С. Контрапункт строгого стиля и фуга. М.: Композитор, 2002.

Cantus firmus.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01