16-10-2023
DCNS (англ. Direction des Constructions Navales — Дирекция по строительству военных кораблей) — французская государственная оборонная компания по строительству военных кораблей.
Сегодня DCNS является крупнейшим в Европе объединением военного кораблестроения и одним из ведущих в мире экспортеров военно-морской техники.[1]
Внутренние заказы министерства обороны Франции составляют основу заказов DCNS — на них приходится до 74 % объёма продаж. В первую очередь это строительство французских атомных подводных лодок проекта Barracuda, фрегатов проектов Horizon и FREMM, а также судоремонт и сервисные работы в интересах ВМС Франции. На эскпорт компания строит подводные лодки проекта Scorpene и фрегаты типа La Fayette.[1]
DCNS — чисто военное предприятие. Гражданское судостроение компанией не осуществлялось, за исключением нескольких заказов в первые послевоенные годы. Однако сейчас компания проявляет интерес к гражданскому рынку.[1]
Содержание |
DCNS имеет 350-ти летнюю историю.
Создание государственной судостроительной промышленности во Франции принято отсчитывать с 1631 г., когда кардинал Ришелье объявил Брест на «королевским портом» и была построена казенная военно-морская верфь получила название арсенала (arsenale). Именно эту дату DCNS сейчас числит как год своего основания.[1]
При Людовике XIV были основаны арсеналы в Рошфоре (1670 г.) и Лориане (1680 г.).
Верфи были построены в Рюэль-сюр-Тувр (1751 год), Нанте (1771 год), городе Лорьян (1778 год.).
При Наполеоне I в 1813 г. был основан арсенал в городе Шербур-Октевиль.[1]
Все арсеналы традиционно находились в прямом подчинении морского министерства.
На ходе Второй мировой войны французское правительство объединило конструкторов и строителей кораблей в Дирекцию по конструированию кораблей (Direction des constructions navales, DCN), позденее включенную в агентство по поставке вооружений Délégation générale pour l’armement (DGA).
После войны основное военное кораблестроение во Франции в итоге было сконцентрировано на трех арсеналах Атлантического побережья — в Бресте, Лориане и Шербуре.
В 1961 г. генерал де Голль создал при министерстве обороны Франции единое ведомство — Délégation Ministérielle pour l’Armement (DMA), отвечающее за закупки всех видов вооружений, а также за производство на государственных военных предприятиях.[1] В состав этого ведомства вошло и DCN , объединившее проектирование, строительство, обслуживание и ремонт кораблей ВМС Франции, а также частично разработку и производство корабельного оборудования и вооружения.
В 1977 г. DMA было преобразовано в существующее по настоящий момент Генеральное управление вооружений — Direction Générale de l’Armement (DGA).[1]
В 1997 г. из состава DCN была выделена служба военно-морских программ (Service des programmes navals — SPN), ставшая заказывающим управлением в составе DGA — таким образом, а DCN стало исполнителем реализации государственного оборонного заказа.
В 2000 году DCN было выведено из под контроля DGA под управление Министра обороны Франции.
В 2002 году DCN и компания Thales создали совемстную компанию Armaris для совместного использования своих возможностей. Взаимодействие касалось систем вооружения, разрабатываемях DCN и судостроительного бизнеса Thales. Компания Armaris имела долю в 50 % в межгосударственном итало-французском консорциумме Horizon SAS, который был создан для строительства фрегатов типа «Горизонт». Также Armaris имело долю в 50 % в программе EuroSysNav SAS — по поставке вооружения для фрегатов (включая корабельную установку вертикального пуска ракетSylver).
1 июня 2003 года DCN было преобразовано в акционерное общество (Société Anonyme) со 100-процентным государственным участием.[1]
В 2004 году Thales и DCN создали совместное предприятие МОPA2 для строительства по заказу ВМС Франциии авианосца.
29 марта 2007 года DCN и Thales заключили соглашение с французским правительством по консолидациии активов во Франции. В результате DCN поглотила все активы Thales, занятые в военно-морском ВПК, и стала единственным владельцем ранее совместной компании Armaris. При этом, 25 % компании DCN стало принадлежать Thales (31 % акций которого принадлежит государству), а 75 % — французскому правительству.
Стоимость 25 % доли Thales оценивается в 570 млн евро.[1]
Аббревиатура DCN была заменена на DCNS, при этом буква «S» означает «способность к системной интеграции и обслуживанию».[1]
DCNS — вертикально интегрированная компания, которая объединяет предприятия судостроительной и смежных отраслей промышленности, в том числе производство корабельной энергетики (в первую очередь ядерной), вспомогательного оборудования и морского вооружения.[1]
Штаб-квартира DCNS располагается в Париже.
После реорганизации 2009 г. группа включает три основных дивизиона — подводного, надводного кораблестроения и послепродажного обслуживания, и пять подразделений (бизнес-единиц) — проектирования, морского вооружения, подводных систем, тренажеров и гражданской ядерной энергетики.[1]
Производственные и конструкторские мощности DCNS включают 14 площадок.
Основой являются четыре традиционных арсенала в Бресте, Шербуре, Лориане и Тулоне:
Два сервисных и ремонтных центра находится на базе французских ПЛАРБ Иль-Лонг близ Бреста.
Ещё восемь предприятий на территории Франции занимаются разработкой и производством корабельного вооружения, оборудования и энергетики.
За рубежом DCNS имеет восемь производств — в Италии, Греции, Болгарии, Саудовской Аравии, Индии, Малайзии, Сингапуре и Бразилии.[1]
|
|
||
Фрегат типа «Лафайет» Surcouf (F711), 2004 год | Фрегат типа «Формидэбл» RSS Formidable (68) ВМС Сингапура, 2007 год | Фрегат типа «Горизонт» Forbin (D620), 2009 год | Авианосец «Шарль де Голль», 2009 год |
В декабре 2006 года компания получила контракт на строительство ПЛА класса Barracuda. Подрядчиком по ядерной силовой установке выступает компания Areva-TA. Этот контракт предусматривал строительство ПЛА SSN Suffren — головной из шести подлодок типа Barracuda. Второй и третий контракты были выданы в 2009 и 2011 годах на строительство SSN Duguay-Trouin и SSN Tourville соответственно. В 2017—2027 годах ПЛА типа Barracuda заменят подлодки класса Rubis/Amethyste.[3]
В 2009 году компания получила контракт на постройку пяти подводных лодок для Бразилии в рамках реализации бразильской программы подводного кораблестроения PROSUB (PROgrama de SUBmarinos). Планируется построить четыре неатомных подводных лодок (НАПЛ) типа «Скорпен» и спроектировать и построить одну атомную подводную лодку.
Первая из четырёх НАПЛ должна поступить на ходовые испытания в 2016 г. Ещё три подводные лодки будут приняты на вооружение в период до 2021 г.[2] Строительство лодок будет вестись совместным предприятием Itaguai Construcoes Navais SA, созданным DCNS и бразильской «Одебрехт».
DCNS принимает участие в проектировании перспективной бразильской подлодки SN-BR (Submarino com Propulsao Nuclear Brasileiro), строительством которой в 2016 займется предприятие Itaguai Construcoes Navais в Рио-де-Жанейро. Строительство лодки планируется начать в 2016, а в состав бразильского флота она войдет к 2025 году.[4]
DCNS.