13-06-2023
F-35 Lightning II | |
---|---|
Первый F-35A во время испытательного полета | |
Тип | малозаметный истребитель-бомбардировщик |
Разработчик | Lockheed Martin Corporation |
Производитель | Lockheed Martin Corporation |
Первый полёт | 15 декабря 2006 года |
Начало эксплуатации | 2016 год (план)[1] |
Статус | проходит испытания, мелкосерийное производство [2] |
Основные эксплуатанты | США Файл:Flag of NATO.svg НАТО Израиль |
Годы производства | производство начато в 2006 году |
Единиц произведено | 21 на сентябрь 2011 года (13 F-35A, 5 F-35B, 3 F-35C) [3][4][5][6] |
Стоимость программы разработки | >56,4 млрд долларов США |
Стоимость единицы | 138 млн долларов США (средняя ожидаемая цена, оценка министерства обороны США на апрель 2010 года в ценах 2010 года)[9], 112,9 млн долларов США (по условиям контракта министерства обороны США с Lockheed Martin в 2010 году)[10] |
Базовая модель | F-35A |
Изображения на Викискладе |
Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II) — семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах — вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL); для нужд ВМС США и ВМС Великобритании (палубный истребитель — CV) и для Корпуса морской пехоты США (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL).
В консорциум во главе с Lockheed Martin входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works в Palmdale, California и Aeronautical Systems.
По мнению многих экспертов, самолёт не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа,[11][12] низкой тяговооруженности,[11][12] сравнительно высокой ЭПР,[12][13] а также низкой живучести[14] и маневренности.[11][12][15]
На разработку этого самолёта на апрель 2011 г. уже затрачено свыше 56 млрд долларов США.[16]
Содержание |
Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 г. в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между компаниями Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала создание единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлета и посадки для замены F-16, A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.
Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он продемонстрировал взлет на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из главных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги основных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлета в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в итоге, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).
В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием на суше и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания 2,5 млрд, Италия 1 млрд, Нидерланды 0,8 млрд, Канада 440 млн, Турция 175 млн, Австралия 144 млн, Норвегия 122 млн и Дания 110 млн. Всего планируется потратить на истребитель 40 млрд долларов.
Планы закупок странами-партнерами таковы[3]:
ВВС/ВМС/КМП США | 2443 |
ВВС/ВМС Великобритании | 138 |
ВВС/ВМС Италии | 131 |
ВВС Турции | 100 |
ВВС Австралии | 100 |
ВВС Нидерландов | 85 |
ВВС Канады | 65 |
ВВС Норвегии | 56 |
ВВС Дании | 30 |
Итого странами-партнерами | 3148 |
В середине марта 2010 года появились сообщения, что Дания отказалась от планов по закупке самолётов F-35[17], но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве основных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.[18]
В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов), которые будут поставлены в течение двух лет, начиная с 2015 года, но из-за задержки в производстве их поставка, скорее всего, начнётся в 2016 или 2017 году.[19] Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители.[20][21] В конце сентября 2010 года, такое частичное разрешение было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет позволено использовать на них бо́льшее число собственных систем и вооружений.[22]В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется закупка еще как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году.[23] В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся разработкой израильской версии самолёта - F-35I. Сообщается, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, тогда же, когда американские пилоты начнут обучение на новом истребителе[24].
25 февраля 2011 года впервые поднялся в воздух первый серийный F-35 - AF-6[25], а 6 мая первый серийный самолет (им оказался следующий серийный - AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США.[26] Самолет был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия самолёта на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя). Сообщается, что база ВВС США Эглин до конца 2011 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала, первый из них был передан 14 июля.[27][28]
В настоящее время (сентябрь 2011 года) Lockheed Martin заканчивает сборку истребителей F-35 в рамках второй партии мелкосерийного производства (Low rate initial production далее LRIP): самолеты модификации F-35A уже совершили свои первые полеты, а шесть машин модификации F-35B находятся на стадии финальной сборки. В рамках LRIP 1 были куплены истребители F-35A по 221,2 миллиона долларов за штуку (борта AF-6 и AF-7), а в рамках LRIP 2 - F-35A и F-35B за 161,7 и 160,7 миллиона долларов соответственно (AF-8/13; BF-6/11). Стоимость мелкосерийных самолётов партий LRIP2-3 (в общей сложности 28 самолетов) оказалась выше, чем было первоначально указано в контракте (1,15 млрд. вместо 771млн.), это было обусловлено периодической работой сверхурочно и внесением изменений в их конструкцию, которые позволят в дальнейшем модернизировать их и довести до уровня полноценных серийных образцов.[29][30]
Следует добавить, что стоимость следующих, более крупных (31 и 42 самолета), партии LRIP-4 и LRIP-5 жестко прописана в договоренностях между корпорацией Локхид-Мартин и Министерством Обороны США и дополнительные расходы компании придется нести самостоятельно.
На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22 и выпускаться в трёх модификациях: F-35A (со стандартным взлетом и посадкой); F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера) F-35A будет оснащен двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель варианта F-35B разработан с участием Rolls-Royce Defence. На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.
Состоит из 6 ИК датчиков расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км (выгорающая вторая ступень ракеты Falcon 9),количество обнаруживаемых целей не ограничено [31][32][33]
Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.[34]
Вариант истребителя F-35B, предназначенный для морского базирования, способен выполнять вертикальные взлет и посадку.[35]
Для этого сопло двигателя F-35B способно поворачиваться вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установлен вентилятор, создающий подъёмную тягу и связанный с главным двигателем жесткой передачей. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется посредством разнотяга подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека.
Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому как правило взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Поэтому F-35B называют самолётом короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП).
Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B подъёмного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолётов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолёт несет «мертвый груз» в виде подъёмных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии «35-х» имеет самую низкую дальность полета).
Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца - с использованием аэрофинишера.
В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта, содержит элементы, изготовленные из титана.
Первый полет самолёта F-35C состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.
Самолет создается в трех основных вариантах:
Все варианты унифицированы на 70-90 %. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Ожидается, что F-35 начнёт службу с 2016 года[42], когда ими начнут заменять морально и физически устаревающие самолёты ВВС США A-10 Thunderbolt II и F-16 в 2016, а также AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты и F/A-18 ВМС США в 2017 году.
Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25-мм. Данное орудие получено путем глубокой модернизации пушки GAU-12 используемой на самолетах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие - уменьшение количества стволов с пяти до четырех, что позволило значительно уменьшить массу примерно на 20кг, уменьшить объем занимаемый орудием на 20% и повысить точность.[36][37][38]
На модификации F-35A орудие будет установлено внутри самолета, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.
Для модификаций F-35B и F-35C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. Несмотря на то, что при создании контейнера использовались технологии пониженной заметности, очевидно, что использоваться он будет, как оружие на внешней подвеске вообще, в основном когда ПВО противника будет значительно подавлена и только в тех миссиях, где пушка будет полезна (например непосредственная поддержка войск).
Характеристики авиапушки GAU-22/A:
Масса без снарядов (орудия/встроенной системы/подвесного контейнера), кг | 104,3/189/334 |
Скорострельность, выстл/мин | 3,000-3,300 |
Начальная скорость снаряда (HEI/API), м/с | 1,085/1.036 |
Масса снаряда (HEI/API), грамм | 184/215 |
По состоянию на начало октября 2011 года эксплуатируется 20 самолётов: 12 модификации F-35A, 5 F-35B и 3 F-35C, в следующих испытательных и тренировочных центрах (серийные самолеты выделены жирным шрифтом)[3][43]:
10 мая 2011 года был произведен двухсотый укороченный взлет версии F-35B.[43]
20 июня 2011 года F-35 преодолел планку в 1000 полетов всех модификации в сумме.[54], а в общей сложности с декабря 2006 по 5 сентября 2011 совершено 1154 полета, причем больше половины (607) за неполный 2011 год.[3]
9 июля 2011 года был совершен сотый полет модификации F-35C.[48]
27 июля 2011 года F-35C (борт CF-3), в испытательном центре ВМС США в Лейкхерст, впервые взлетел с паровой катапульты TC-13 Mod 2 имитирующей катапульты установленные на современных авианосцах класса "Нимитц".[55][56]
На 31 августа 2011 года совершено 150 вертикальных посадок модификации F-35B.[3]
3 октября 2011 года F-35B (б/н BF-2) под управлением подполковника Корпуса Морской пехоты Фреда Шенка впервые совершил посадку на находящийся в море универсальный десантный корабль USS Wasp.[57][58]
В тот же день было выполнено несколько взлетов и посадок на палубу, а в общей сложности за первые два дня - 6 взлетов и посадок, не считая еще одной посадки при прибытии на корабль.[59]
В программу первичных испытаний на этом корабле входят не менее 67 взлетов и посадок, еще один самолет, борт BF-4, должен присоединиться к испытаниям в скором времени.
Оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35, по данным аналитической группы при Министерстве Обороны США переданных в Конгресс 15 апреля 2011 года, в течение 30 лет при налете в 8000 часов на каждый самолёт, с учётом инфляции может превысить 1 триллион долларов (ранее, в 2009 году она оценивалась в 915 млрд долларов США). Час полета F-35 обойдется в 30,7 тысяч долларов[60][61], что сопоставимо с аналогичным показателем истребителя четвёртого поколения F-15[62].
Источники[3][63][64][65][66][67][68][69]
F-35 строится в трёх основных ввариантах, предназначенных для выполнения различных боевых задач.
F-35A CTOL |
F-35B VSTOL |
F-35C CV |
|
---|---|---|---|
Длина | 15,7 м | 15,6 м | 15,7 м |
Размах крыла | 10,7 м | 10,7 м | 13,1 м |
Площадь крыла | 42,7 м² | 42,7 м² | 62,1 м² |
Масса пустого | 13290 кг | 14650 кг | 15785 кг |
Нормальная взлетная масса | 24350 кг | 22240 кг | 25896 кг |
Максимальная взлетная масса | около 31750 кг | около 27215 кг | около 31750 кг |
Дальность полета | 2220 км | 1670 км | 2520 км |
Тяговооруженность | 0,74 | 0,81 | 0,70 |
Нагрузка на крыло | 569 | 606 | 520 |
Руководитель независимого австралийского аналитического центра «Air Power Australia» доктор Карло Копп сравнив возможности российского ЗРК С-400 «Триумф» и F-35, сделал вывод, что он не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО и станет для них лёгкой добычей. Он также добавил, что США, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объёмом двигателя в 50 кубических сантиметров.[71]
Представители Пентагона и компании Lockheed Martin выступили в защиту истребителя пятого поколения F-35 после того, как средства массовой информации в США и других странах поставили под сомнение его боевую эффективность. Поводом для критики стали виртуальные поединки американских и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах. Информация об убедительной победе Су-35 просочилась в прессу через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. В данной связи руководитель программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис (Charles Davis) выступил с категорическим опровержением критических публикаций и заявил, что в ходе учений решались совершенно иные задачи. Он также отметил многочисленные преимущества F-35 над всеми существующими истребителями.[72]
После опубликования прогнозов стоимости самолёта F-35, который может стать самым дорогим истребителем мира, превзойдя по этому показателю предыдущего «чемпиона» F-22, ряд источников выступил с критикой соотношения стоимость/эффективность данного самолёта[73][нет в источнике 786 дней].
F-35, 15 декабря 2006
Подъёмный вентилятор для вертикальной посадки F-35
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Самолёты компании Lockheed Martin | |
---|---|
Истребители | P-38 Lightning • F-80 Shooting Star • F-94 Starfire • F-104 Starfighter • F-22 Raptor • F-35 Lightning II |
Ударные | F-117 Nighthawk |
Военно-транспортные | C-130 Hercules • C-141 Starlifter • C-5 Galaxy |
Разведывательные | P-38 Lightning • U-2 • SR-71 |
Пассажирские | Vega • Model 18 Lodestar • L-188 Electra • L-1011 TriStar • Lockheed Constellation |
Тяжеловооруженные | AC-130 Spectre |
Общего назначения | Model 10 Electra • Model 12 Electra Junior |
Учебно-тренировочные | T-33 Shooting Star |
Патрульные | P-3 Orion |
Беспилотные | RQ-170 Sentinel |
F-35 Lightning II.