23-04-2023
Google X (название стилизовано как Google[х])[1] — подразделение компании Google, расположенное примерно в полумиле от штаб-квартиры Googleplex в Маунтин-Вью, Калифорния[2][3]. Работу подразделения контролирует Сергей Брин, один из соучредителей Google[4].
Основные направления деятельности подразделения — список примерно 100 проектов перспективных технологий, таких как самоуправляемый автомобиль, очки дополненной реальности, доступ в Интернет с помощью воздушных шаров в стратосфере[5], обучаемая нейронная сеть, использующая распознавание речи и извлечение объектов из видео — например появление кошки в поле зрения[6], а также Интернет вещей[3][7].
Google X неоднократно отрицал, что ведёт работы, связанные с космическим лифтом[8], несмотря на неоднократные заявления со стороны третьих лиц в The New York Times в 2011 году[9].
На 23 мая 2013 Google приобрела американскую компанию Makani Power, которая производит летательные аппараты с ветровыми турбинами, что позволяет получать дешёвую энергию из возобновляемых источников[10].
Репортер журнала Businessweek, посетивший Google X в 2013 году, охарактеризовал его как «обычное двухэтажное здание из красного кирпича примерно в полумиле от главного кампуса Google. Перед фасадом находится фонтан и стоят велосипеды, на которых сотрудники ездят к главному кампусу»[2].
Google Glass — проект исследований и разработок по созданию очков-дисплея дополненной реальности[11]. Целью проекта является получение в режиме hands-free информации, доступной в настоящее время для большинства пользователей смартфонов[12], и предоставление возможности пользования Интернетом с помощью команд, отдаваемых на естественном языке[13].
Беспилотный автомобиль Google — проект Google X, который заключается в разработке технологии для вождения машины без водителя. В настоящее время проект возглавляет инженер Себастьян Трун, директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта и один из разработчиков Google Street View. Команда Труна в Стэнфорде создала робот-автомобиль «Стэнли»[en], который выиграл в 2005 году гонки DARPA Grand Challenge и получил приз $2 млн от министерства обороны США[14]. Команда разработчиков состояла из 15 инженеров, работающих на Google, в неё входили Крис Урисон, Майк Монтемерло и Энтони Левандовский[15].
Власти штата Невада в июне 2011 года приняли закон о возможности вождения автомобиля без водителя на территории штата, пролоббированный компанией Google[16][17][18]. «Водительские права» были выданы на машину Toyota Prius, модифицированную с помощью разработанной Google экспериментальной технологии вождения без участия человека[19]. В августе 2012 года группа разработчиков объявила, что они наездили 300 тысяч миль на автомобиле без участия водителя, без аварий, при этом, как правило, на дороге постоянно было порядка десятка автомобилей[20].
Проект «Лун» (англ. Loon) — проект, разрабатываемый Google с целью предоставления доступа в Интернет всем жителям Земли, независимо от места проживания. Эту возможность должны обеспечить воздушные шары, запущенные в стратосферу на высоту около 20 км, путём создания воздушной беспроводной сети с поддержкой скорости доступа для сервисов 3G[21][22][23][24]. На данный момент шары проекта Google Loon уже пролетели более 1 500 000 километров.[25]
«Project Wing» представляет собой основанную на дронах систему доставки грузов и имеет много общего с Amazon Prime Air, анонсированным в 2013 году. Google предлагает использовать эти дроны для ликвидации последствий от различных стихийных бедствий, быстро доставляя людям предметы первой необходимости. Впрочем, эти благородные намерения не помешают Google использовать дроны Project Wing для доставки товаров, подобно тому как это хочет делать Amazon.
Летательные аппараты Project Wing представляют собой некий гибрид самолета и вертолета. Они взлетают и садятся вертикально, но в воздухе они переворачиваются и принимают горизонтальное положение. Изделие оснащается четырьмя пропеллерами и приводится в движение электрическим мотором. Размах крыльев составляет 1,5 м, а масса — 8,62 кг. Отличительной особенностью БПЛА Google является механизм отгрузки товара. Чтобы сбросить груз, он не садится на землю, а делает это с воздуха. Для этого используется контейнер для груза, отсоединяемые крепления и встроенная лебедка с леской. Подобный дизайн существенной повышает безопасность и исключает возможность пореза пропеллером дрона во время получения посылки.[26]
Google X.