12-07-2023
Gundam (яп. ガンダム гандаму ) — один из самых продолжительных активных аниме-франчайзов в истории аниме, объединяющий несколько десятков сериалов, OVA и полнометражных фильмов, созданных студией Sunrise, а также включающий в себя различные видеоигры и манги. «Визитными карточками» франчайза являются научно-фантастические миры, тематика войны и «мобильное оружие» (англ. mobile weapons) — огромные боевые роботы всевозможных моделей, в честь первого из которых он и назван. Дизайн «мобильного оружия» революционизировал жанр меха в конце 70-х годов, когда вышел самый ранний из аниме-сериалов — «Mobile Suit Gundam» (1979-80), также известный как «первый Гандам» (англ. First Gundam)[1], и оказал сильное влияние на более поздние аниме, в частности, породив поджанр «Real Robot» (яп. リアルロボット риаруроботто , «реалистичные роботы»), в противовес жанру «Super Robot» (яп. スーパーロボット су:па:роботто ).
До 1994 года действие всех сериалов и фильмов франчайза происходило в вымышленной вселенной, названной по названию принятой в ней календарной системы «Вселенским Веком» (англ. Universal Century [2] или сокращённо — UC), однако к середине 90-х появились и так называемые «альтернативные календари», не связанные с UC ничем кроме тематики и жанра. В конце 2006 года франчайз насчитывал шесть параллельных вселенных, не считая super-deformed пародии на самого себя «SD Gundam».
По результатам опроса проведенного компаниями «One’s Communications» и «Otaba» в 2007 году, данное аниме является первым по популярности аниме, под впечатлением которого люди становятся отаку. Его назвали 3.7 процентов опрошенных (второй по популярности «Евангелион» назвали 2.7 процента)[3]. Согласно опросу проведенному в том же году министерством культуры Японии, данное аниме занимает четвертое место среди аниме всех времен (первое место — «Евангелион»)[4].
Содержание |
Наряду с «The Super Dimension Fortress Macross», «Gundam» считается родоначальником жанра «Real Robot», отличающегося от «Super Robot» в ряде стилистических и тематических пунктов. Одним из важнейших отличий является бо́льший реализм в дизайне меха, а также роль, которую они играют в сюжете: в отличие от своих SR-прообразов, которые, как правило, были уникальными и зачастую одушевлёнными героями истории, роботы в RR являются неживым и весьма распространённым оружием. «Мобильное оружие» пилотируется из кабины, расположенной внутри его, поэтому уничтожение машины обычно равносильно гибели пилота. В соответствии с дизайном, оно подразделяется на негуманоидную летающую «мобильную броню» (англ. mobile armor) и гуманоидных «мобильных воинов» (англ. mobile suit), к которым относятся и так называемые «Гандамы» — меха, во всех календарях технологически далеко опережающие остальные модели и так или иначе играющие центральную роль во всех историях. Реализм сюжета выражается и в том, что у любого, даже самого надёжного оружия в «Gundam» рано или поздно заканчивается энерго и боезапас или происходят технические сбои.
Основной темой, объединяющей подавляющее большинство работ «Гандама», являются жестокости войны и наносимые ей травмы, особенно психике молодых людей и девушек, оказывающихся втянутых в неё против своей воли. Смерть, разрушение и бесчеловечность, присущие вооружённым конфликтам, становятся главным противником протагонистов, но сами они, как и их враги, очень редко выступают в роли абсолютных героев и злодеев, так как каждый имеет свои мотивы, недостатки и идеалы. Большое внимание при этом уделяется противопоставлению различных философских и политических позиций, которые олицетворяют персонажи, — как исторических, так и тех, что, по мнению авторов, встанут перед людьми в будущем. Особо часто рассматриваются причины и следствия войн, идеал пацифизма и эволюция человеческого общества и человечества как вида. Кроме того, большинство сюжетов «Gundam» можно рассматривать как истории взросления главных героев (и их антагонистов), чьи особенности характера, мировоззрения и действия меняются на протяжении времени в соответствии с обстоятельствами их жизни. Часто (например, в случае многолетнего противостояния между Амуро Рэйем и Чаром Азнаблем во «Вселенском Веке») все эти отличительные черты сходятся воедино, и взрослея, персонажи обнаруживают в себе приверженность тем или иным политико-философским идеалам, которые им приходится в итоге отстаивать друг перед другом в нелёгкой борьбе.
Начиная с «Mobile Fighter G Gundam», действие ряда работ франчайза стало переноситься из «Вселенского Века» в «альтернативные календари» — параллельные вселенные, исторически не связанные ни с ним, ни друг с другом. Все вселенные «Gundam» можно рассматривать как различные ви́дения будущего человечества, достигшего значительных успехов в науке и вышедшего в космос. Последнее выражается, как правило, в основании в Солнечной системе космических колоний (здесь — гигантских автономных космических станций, пригодных для обитания тысяч людей), жители которых рано или поздно вступают в вооружённый конфликт с землянами.
Gundam.