Harbin Y-12 — двухмоторный турбовинтовой самолет, изготавливаемый китайской компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC).
Создание
План разработки нового самолета был утвержден в 1979 году, конструкторские работы начались в 1980 году, а производство и сборка первых трех прототипов — в 1981. Первый удачный полет Y-12 сделал в 1982 году[1].
Конструкция самолета отвечала основной поставленной задаче — создание легкого самолета для 1980-х годов. Он предназначался для перевозки грузов и пассажиров на вспомогательных маршрутах. Дополнительные поставленные задачи - геологическая съемка, лесное патрулирование и лесопосадки, сельскохозяйственное распыление, сброс грузов и парашютирование[1].
Первый прототип — версия (I) — взлетел 14 июля 1982 года. Всего было построено лишь три самолета версии (I). Версия (II) использовала более мощные двигатели, были убраны острые предкрылки. Первый полет второй версии состоялся 16 августа 1984 года, а в декабре следующего года самолет прошел летную сертификацию КНР.
Характеристики
По данным Brassey's World Aircraft & Systems Directory 1999/2000[2]
- Экипаж: 2
- Вместимость: 17 пассажиров
- Длина: 18,86 м
- Размах крыла: 17,24 м
- Высота: 5,68 м
- Площадь крыла: 34,27 м²
- Снаряжённая масса: 2 840 кг
- Максимальная взлётная масса: 5 300 кг
- Двигатели: 2 x Pratt & Whitney Canada PT6A-27 турбовинтовые, 462 kW (620 л.с.) каждый
- Максимальная скорость: 328 км/ч на 3 000 м
- Крейсерская скорость: 250 км/ч на 3 000 м
- Дальность: 1 340 км
- Практический потолок: 7000 м
- Скороподъёмность: 8,1 м/с
Эксплуатанты
Военные
По данным 2009 World Military Aircraft Inventory (26.1.2009)[3] и других источников.
- Гайана
- Замбия
- Иран
- Камбоджа
- Кения
- 22x20px КНР
- Мавритания
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- Пакистан
- Парагвай
- Перу
- Танзания
- Уганда
- Шри-Ланка
- Эритрея
Правительственные
- 22x20px КНР
Гражданские
- Бангладеш
- 22x20px КНР
- Фиджи
- Индонезия
- Кирибати
- Лаос
- Малайзия
- Монголия
- Непал
- Тонга
- Уганда
- Вануату
- Венесуэла
Катастрофы и происшествия
- 26 сентября 1992 года, Непал[4]
- 5 декабря 1992 года, Монголия[4]
- 14 мая 1993 года, Перу[4]
- 8 ноября 1993 года, Непал[4]
- 13 декабря 1993 года, Лаос[4]
- 2 февраля 1995 года, Малайзия[4]
- 4 марта 1995 года, Бразилия[4]
- 4 апреля 1995 года, Перу[4]
- 21 июня 1996 года, КНР[5][4]
- 20 января 1997 года, Шри-Ланка[4]
- 10 июня 1997 года, Монголия[4]
- 26 мая 1998 года, Монголия[4]
- 19 октября 2000 года, Лаос[6][4]
- 14 февраля 2002 года, Лаос[4]
- 18 мая 2005 года, Замбия[7][4]
- 10 апреля 2006 года, Кения[8][4]
- 15 июня 2008 года, КНР[4]
- 12 октября 2008 года, Фиджи[9]
Источники
- ↑ Improved 'Y-11' general-purpose transport designated 'Y-12' (англ.) (pdf). China Report. Science and Technology. Foreign Broadcast Information Service (26.03.1984). — Перевод с китайского. Оригинальная статья: Guoji Hangkong (International Aviation), №12, 5.12.1983, стр. 2-4. Проверено 23 мая 2010.
- ↑ Taylor, Michael J.H. (ed.). Brassey's World Aircraft & Systems Directory 1999/2000. London: Brassey's, 1999. P. 189
- World Military Aircraft Inventory (англ.). Aviationweek.com (26.1.2009). Проверено 23 мая 2010.
- ↑ Harbin Yunsunji Y-12 (англ.). Aircraft Crashes Record Office (www.baaa-acro.com). Проверено 23 мая 2010.
- Accident Details (June 21, 1996) (англ.). Planecrashinfo.com. Проверено 23 мая 2010.
- Accident Details (October 19, 2000) (англ.). Planecrashinfo.com. Проверено 23 мая 2010.
- Accident description (18 MAY 2005) (англ.). Aviation-safety.net (08.02.2007). Проверено 23 мая 2010.
- Kenya Air Force - Harbin Y-12. Marsabit, Kenya. 10th April, 2006 (англ.). 1001crash.com. Проверено 23 мая 2010.
- Plane crashes into building (англ.). Fijidailypost.com (13.10.2008). Проверено 23 мая 2010.