05-07-2023
Inter gravissimas (в переводе с лат. — «Среди важнейших») — папская булла, выданная папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года[1]. Документ реформировал юлианский календарь и создал новый календарь, который получил название григорианского и сейчас используется в большинстве стран мира.
Имя буллы состоит из первых двух слов буллы, которая начинается так: «Inter gravissimas Pastoralis officii Nostri curas …» («Среди наиболее серьёзных обязанностей нашей пастырской службы …»).
Содержание |
Поводом к написанию буллы стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Алоизий Лилиус. Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне.
Целью буллы было «восстановить» календарь так, чтобы сезонные события, важные для расчета даты Пасхи, вернулись в «нужные места» и можно было бы предотвратить их смещение в дальнейшем. Идея реформы как таковой, в булле не упоминается. Булла определяет три необходимых пункта для правильного определения даты Пасхи: правильное размещение весеннего равноденствия; правильная идентификация «14-го дня Луны» (фактически полная луна), что происходит в день весеннего равноденствия или на следующий после весеннего равноденствия; и первое воскресенье, которое следует после полнолуния.
Под «восстановлением» в булле имеются ввиду два пункта. Во-первых, булла поправила календарь так, что весеннее равноденствие стало около 21 марта, где оно была во время Никейского собора (20 мая — 25 августа 325 года). Для этого потребовалось исключить из календаря десять дней. Во-вторых, булла сделала 14-й день Луны соответствующим реальной полной Луне, удаляя «четыре дня и больше». Это позволило восстановить даты Пасхи, установленные Никейским собором.
Булла вводила изменения в календарные правила с целью обеспечить, чтобы в будущем весеннее равноденствие и 14-й день Луны, и, следовательно, Пасха, не уходили от дат, установленных Никейским собором.
Изменения по отношению к юлианскому календарю были следующими:
Реформы Григория XIII были приняты в католической церкви, но булла не имела никакой власти за пределами католической церкви и Папской области. Текст буллы признавал это и поэтому включал обращение к гражданским властям («короли, принцы и республики»), он «просит», «призывает» и «рекомендует» изменение календаря, так как изменение календаря имеет юридическую силу только после принятия его гражданскими властями в каждой стране.
Даты введения в различных странах григорианского календаря см. Григорианский календарь.
Никейский Собор 325 года стремился разработать правила, по которым все христиане будут праздновать Пасху в один день. На самом деле прошло много времени, прежде чем христиане-католики достигли этой цели. Григорианский календарь, который не сразу был принят во многих европейских странах, стал законом для католической церкви. Он не был признан, однако, протестантской церковью и православной церковью. Поэтому различные христианские Церкви отмечают Пасху в разные дни.
Inter gravissimas.