17-08-2023
Тип | |
---|---|
Разработчик | |
Операционная система | |
Последняя версия |
2013 (14.0) (март 2012) |
Лицензия | |
Сайт |
Autodesk Maya |
Autodesk Maya — редактор трёхмерной графики. В настоящее время стала стандартом 3D графики в кино и телевидении. Первоначально разработана для ОС Irix (платформа SGI), затем была портирована под ОС Linux, Microsoft Windows и Mac OS. В настоящее время существует как для 32, так и для 64-битных систем.
Содержание |
Maya названа в честь Санскритского слова माया māyā, майа, которое означает иллюзия. Maya существовала в трёх версиях:
Однако на выставке SIGGRAPH 2009 компания Autodesk представила новую версию своего 3D-редактора Autodesk Maya 2010. Начиная с этого релиза, разработчики отказались от разделения программы на Maya Complete и Maya Unlimited — теперь предлагается одно решение Maya 2010. Maya 2010 содержит все возможности Maya Unlimited 2009 и Maya Complete 2009, включая Maya Nucleus Unified Simulation Framework, Maya nCloth, Maya nParticles, Maya Fluid Effects, Maya Hair, Maya Fur. В новой версии представлена новая система композитинга Maya Composite, основанная на программе Autodesk Toxic, которая больше не будет доступна в виде отдельного приложения. Кроме этого, в Maya 2010 включена система Autodesk MatchMover, менеджер для составления заданий сетевой визуализации Autodesk Backburner, пять узлов визуализации для пакетного рендеринга средствами mental ray.
Изначально Maya была разработана Alias Systems Corporation и выпущена для операционных систем Microsoft Windows, Linux, IRIX и Mac OS X. В сентябре 2007 года, была выпущена новая версия, получившая имя Maya 2008. Для платформы IRIX последней версией была 6.5, в связи с уменьшающейся популярностью ОС в последние годы. В октябре 2005 года компания Alias влилась в Autodesk. Представители компании в различных интервью подтвердили, что не будут сливать Maya и 3ds Max в один продукт.
Важная особенность Maya — её открытость для сторонних разработчиков, которые могут преобразовать её в версию, которая более удовлетворяет требованиям больших студий, которые предпочитают писать код, специфичный для их нужд. Даже невзирая на присущую Maya мощь и гибкость, этой особенности достаточно для того, чтобы повлиять на выбор.
В Maya встроен мощный интерпретируемый кросс-платформенный язык: Maya Embedded Language (MEL), очень похожий на Tcl. Это не просто скриптовый язык, это способ настроить основную функциональность Maya (большая часть окружения Maya и сопутствующих инструментов написана на нём). В частности, пользователь может записать свои действия как скрипт на MEL, из которого можно быстро сделать удобный макрос. Так аниматоры могут добавлять функциональность к Maya даже не владея языками C или C++, оставляя при необходимости такую возможность. Для написания расширений на языке C++ имеется подробно документированный C++ API. Так же для разработчиков теперь имеется возможность написания дополнений на языке Python. Язык MEL не привязан к платформе, поэтому код, написанный на нём, будет исполняться в любой операционной системе.
Файлы проектов, включая все данные о геометрии и анимации, сохраняются как последовательности операций MEL. Эти файлы могут быть сохранены в текстовом файле (.ma — Maya ASCII), который может быть отредактирован в любом текстовом редакторе. Это обеспечивает непревзойденный уровень гибкости при работе с внешними инструментами. (Похожие продукты Autodesk 3ds Max)
Maya стала результатом совмещения трех программных продуктов: Wavefront The Advanced Visualizer (Калифорния, США), Thomson Digital Image (TDI) Explore (Франция) и Alias Power Animator (Торонто, Канада). В 1993 Wavefront купила TDI, затем в 1995 компания Silicon Graphics Incorporated (SGI) купила обе компании Alias и Wavefront. Объединенная компания стала называться Alias|Wavefront. Позднее Alias|Wavefront была переименована в Alias. В 2003 году Alias была продана SGI частной инвестиционной фирме Accel-KKR. В октябре 2005 Alias была снова перепродана, на сей раз компании Autodesk. 10 января 2006 Autodesk закончил слияние и теперь Alias Maya известна как Autodesk Maya.
В самом начале своей разработки Maya использовала интерпретируемый язык Tcl. Было много дискуссий на эту тему, так как в то время большинство студий визуальных эффектов использовало связку Perl-Tcl. Однако уже в первой версии ему на смену пришёл внутренний скриптовый язык MEL (Maya Embedded Language), который стал связующем звеном между пользователем и ядром программы, так как MEL является, например, средством программирования интерфейса программы, задания и связывания множества атрибутов нод (узлов), средством процедурной анимации и многого другого. В версии Maya 8.5 был также включен скриптовый язык Python. В Maya 2008 включена версия Python 2.5.
Визуализация в Maya реализована четырьмя встроенными визуализаторами: Maya Software, Maya Hardware, Maya Vector Render и mental ray. Также существует ряд визуализаторов от сторонних разработчиков, в которых включена поддержка Maya. Основные из них:
С самых ранних версий Maya зарекомендовала себя в сфере киноискусства и анимационного кино, в частности с её помощью были реализованы такие кино- и анимационные персонажи, как Стюарт Литтл, Человек-невидимка, Шрэк, ВАЛЛ-И, Голлум (Властелин колец), Халк, Дейви Джонс (Пираты Карибского моря)[1] и другие. Также программа использована для создания мультфильма South Park и Final Fantasy: The Spirits Within. Неоднократно студии, использующие Maya в производстве визуальных эффектов, были отмечены Американской Академией кинематографических искусств и наук. Среди них Оскара за визуальные эффекты получили фильмы: Матрица, трилогия Властелин колец, Человек-паук 2, Кинг-Конг, Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца, Золотой компас. Также Оскар в учрежденной в 2001 номинации «За лучший анимационный фильм» получил мультфильм Шрэк[2].
Программное обеспечение для трёхмерной графики и анимации | |
---|---|
Open source | Blender • Incendia • K-3D • Sweet Home 3D • Wings 3D |
Proprietary | AfterBurn (плагин) • Autodesk 3ds Max • Autodesk Maya • Autodesk MotionBuilder • Autodesk Mudbox • Autodesk Softimage • Brazil R/S (плагин) • BodyPaint 3D • bonzai3d • Bryce • Cinema 4D • Houdini • LightWave 3D • modo • Rhinoceros 3D • Silo • Terragen • V-Ray • Vue • ZBrush • Google SketchUp |
Maya.