15-10-2023
OEM (англ. Original equipment manufacturer, иногда переводится как Open end manufacturer) — производитель комплектного оборудования (в отличие от производителей комплектующих изделий), то есть сборного, комплектуемого из отдельных готовых частей, производимых другими предприятиями. При этом кто является разработчиком, конструктором, проектантом (англ. Designer) комплектующих, входящих в конечное комплектное изделие, так и самого изделия, не является принципиальным: им может быть как собственно OEM, так и сторонняя компания.
Также OEM может, как иметь собственную «марку», «бренд», так и не иметь её; может, как работать напрямую на потребительский рынок, так и работать на рынок промышленной продукции — напр., являясь субконтрактором других предприятий-контракторов, изготовляя для них законченные изделия (см. ниже).
Содержание |
В электронной промышленности ориентированной на потребительский сектор, под OEM часто понимают предприятия, выполняющие по конструкторской документации стороннего заказчика только сборку изделий[1], но не выполняющие собственных проектно-конструкторских работ. (Хотя потенциально могущих.) При этом OEM сопровождают уточняющим словом «контракт», тем самым, указывая на форму экономических отношений двух субъектов предпринимательской деятельности. (Ср. с ODM.)
На розничном рынке компьютерных комплектующих и программного обеспечения постсоветского пространства аббревиатура «OEM», в силу ряда причин, приобрела своё особое — маркетинговое и бытовое — значение, и закрепилась там у потребителей и продавцов, став традиционной: в данном значении это — версия продукта, товара[2], поставляемая производителем в минимально необходимой комплектации и поступающая в таком виде в розничную торговлю. При этом продукт не ориентирован на конечного потребителя и непосредственный производитель не обеспечивает его поддержку — гарантийные обязательства (или их отсутствие) и их объём по своему усмотрению берут (или не берут) на себя розничные продавцы. В случае программного обеспечения версии «OEM» и retail могут существенно отличаться условиями лицензионных соглашений. Так называемые «OEM-товары» обычно поставляются без сопровождающих материалов и дополнительных компонентов, в упаковке без оформления, гарантирующей только их безопасную транспортировку[3]. За счет меньших габаритов, минимальной комплектации и сниженных затрат производителя на маркетинговые решения «OEM-товары» получаются на 10-40 % дешевле, чем продукты, предназначенные для розничной продажи (т. н. retail).
То есть «OEM-версия» товара это фактически комплектующие, поставляемые в виде, предназначенном для промышленных производителей (собственно OEM), но продаваемые в розничной сети.
В некоторых странах розничная продажа «OEM-товаров» — изделий предназначенных для OEM (то есть производителей, а не потребителей) — запрещена.
В автомобилестроении OEM означает car-maker, то есть производители автомобилей (например, Тойота, Ниссан, Хендай). Особенность автомобилестроения заключается в том, что основные узлы и компоненты производят и поставляют другие компании, так называемые поставщики 1 уровня. Из готовых узлов и компонентов ОЕМ собирает, сваривает, окрашивает и получает готовый автомобиль. При этом основным разработчиком всех деталей и узлов является ОЕМ, он сам контролирует качество, сроки и количество деталей и узлов, поставляемых поставщиками.
OEM.