Lt304888.ru

Туристические услуги

Ruhrstahl X-4

23-10-2023

Ракета Ruhrstahl X-4, экспонируемая в Национальном музее ВВС в США

Ruhrstahl X-4 (Руршталь икс-4), известна также как «Крамер X-4» или «РК 344 Рур Шталь-Крамер» — ракета класса воздух-воздух, изобретённая во время Второй мировой войны в Третьем рейхе инженером Максом Крамером, работавшим на «Рур Шталь АГ».

Конструкция ракеты развивалась в период с начала 1943 года и до конца войны.
Прежде чем приступить к разработке управляемой ракеты класса «воздух-воздух», доктор-инженер Крамер несколько лет работал над созданием аппаратуры для управления бомбовым вооружением во время фазы планирования бомбы на цель. После этого у него родилась идея создать управляемые ракеты для поражения бомбардировщиков союзников. Идея воплотилась в ракете X-4.

Содержание

Конструкция

Корпус ракеты сигарообразный с четырьмя небольшими крестобразными стабилизаторами в хвостовой части и четырьмя большими крыльевыми поверхностями. Корпус ракеты выполнен из алюминиевых сплавов, аэродинамические поверхности — из бакелитовой фанеры.
Сама ракета была сконструирована таким образом, чтобы её сборку могли производить низкоквалифицированные рабочие.

Жидкостный реактивный двигатель (ЖРДBMW-Flugmotorenbau индекс 109—548, обеспечивал ракете скорость полёта порядка 900 км/ч (по другим данным 1100 км/ч) и был разработан группой ЖРД в Мюнхене под руководством Зборовского (H. Zborovwski).
Первоначально в качестве компонентов топлива использовались окислитель сальбай (97 процентная азотная кислота) и топливо тонка-250 (смесь триэтиламина и диметиланилина), которое обеспечивало тягу ракетного двигателя в 130 кг, средний импульс 1350 кгс и время работы 20 с.
Впоследствии, из-за сложностей с хранением азотной кислоты, проблем с управлением и стабилизацией ракеты на фазе полёта было решено использовать твёрдое ракетное топливо. Вильгельм Шмиддинг из Боденбаха разработал твёрдотопливный ракетный двигатель, индекс 109—603, с литой шашкой из дигликолевого пороха, позволявшего ракете в течение 8 секунд полёта развивать тягу в 150 кг и импульс в 1200 кгс.

Команды управления ракетой X-4 передавались по двум тонким медным проводам, которые перед стартом были намотаны на бобину (дистанционное управление по проводам). Боевая часть ракеты оснащалась неконтактным акустическим доплеровским взрывателем, индекс Kranich, выдававшим команду на подрыв осколочной боевой части ракеты. Масса осколочно-фугасной боевой части — 20 кг, радиус поражения — 8 метров (аналогичной конструкцией обладала и разрабатывавшаяся с 1944 года противотанковая ракета Руршталь X-7).

Испытания и боевое применение

Первый испытательный пуск ракеты X-4 был произведён 11 августа 1944 года с истребителя Фокке-Вульф Fw 190. Позднее для испытаний использовались бомбардировщик Ю-88 и реактивный истребитель Ме-262.
При разработке планировалось оснащать ракетой одноместные истребители, однако на практике выяснилось, что пилотам трудно управлять одновременно самолётом и наведением ракеты на цель. Кроме того, были и иные конструктивные проблемы, что привело, в конечном итоге, к выводу о том, что X-4 надо запускать с многоместных самолётов, например, с бомбардировщика Юнкерса Ju-88.

К началу 1945 года на одном из заводов в Рурштале было собрано более 1000 единиц изделия X-4 (говоря о данной ракете как правило используют число 1300). Дальнейшее производство было прекращено из-за разрушения завода БМВ по производству ракетных двигателей.

Нельзя исключить, что некоторые ракеты X-4 могли быть использованы в конечные недели Второй мировой войны, хотя ракета не была поставлена в боевые части люфтваффе.

После войны французские инженеры пытались разработать свой вариант ракеты X-4 под индексом АА-10. С 1947 по 1950 годы была изготовлена партия из 200 ракет. Однако французская программа была закрыта из-за сложностей обеспечения безопасности при заправке ракеты (соединение азотной кислоты и «тонка-250» взрывоопасно).

Технические характеристики

Ракета X-4 воздух-воздух

  • Назначение: ракета «воздух-воздух» малой дальности
  • Силовая установка: двигатель BMW 109—448 с тягой 16 кН, время работы 20 (33) секунды
  • Длина ракеты: 2,01 метра
  • Диаметр корпуса: 0,22 метра
  • Размах крыльев: 0,726 метра
  • Снаряжённая масса: 60 кг.
  • Скорость в полёте: 893 км/час
  • Масса боевой части: 20 кг. (30 % от стартовой массы ракеты)
  • Тип боевой части: осколочно-фугасная, неконтактного подрыва
  • Дальность действия: 3200 м (длина провода 4,5 км)
  • Система управления: ручное управление с визуальным сопровождением, осуществлялось по проводам при помощи установки FuG 510/238 (имевшей в составе передатчик «Дюссельдорф» и приёмник «Детмольд»); подрыв боевой части ракеты — акустическим доплеровским взрывателем.

См. также

Библиография

  1. Justo Miranda, Paula Mercado Secret Wonder Weapons of the Third Reich: German Missiles 1934-1945. — Schiffer Publishing, 2000. — P. 144. — ISBN 0764300865

Ссылки

  • Противотанковые управляемые ракеты


Ruhrstahl X-4.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01