18-10-2023
«Шарнхорст» | ||
---|---|---|
«Scharnhorst» | ||
|
||
Линкор «Шарнхорст» в 1939 году | ||
Основная информация | ||
Тип | Линкор (линейный крейсер) | |
Государство флага | Германия | |
Принадлежность | Кригсмарине | |
Строительство начато | 15 июня 1935 года | |
Спущен на воду | 3 октября 1936 года | |
Введён в эксплуатацию | 7 января 1939 года | |
Выведен из состава флота | 26 декабря 1943 года | |
Современный статус | Потоплен в бою у Нордкапа | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 31 552 т — стандартное; 38 900 т — полное |
|
Длина | 235,4 м общая; 229,8 м по ватерлинии |
|
Ширина | 30,0 м | |
Осадка | 9,91 м — полная | |
Бронирование | Главный пояс — 350 мм; палуба — 95 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 3 турбины фирмы ABB | |
Мощность | 161 164 л. с. (119 МВт) | |
Винты | 3 трёхлопастных винта диаметром 4,8 м | |
Скорость | 31 узел (57,4 км/ч) | |
Дальность плавания | 10 100 морских миль на скорости 19 узлов | |
Экипаж | 1968 человек (60 офицеров, 1909 матросов) | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 × 3 283-мм; 4 × 2 + 4 × 1 150-мм |
|
Зенитная артиллерия | 14 × 105-мм; 16 × 37-мм; 10 × 20-мм |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата | |
Авиационная группа | 3 Arado Ar 196 A-3, 1 катапульта |
«Шарнхорст» — немецкий линкор (иногда линейный крейсер) Второй мировой войны, названный в честь генерала и реформатора Прусской армии Герхарда фон Шарнхорста и в память о крейсере Первой мировой войны «Шарнхорст», потопленном в сражении при Фолклендских островах в декабре 1914. Потоплен силами британского флота 26 декабря 1943 года у мыса Нордкап в Норвегии.
Содержание |
Корабль был построен в Вильгельмсхафене, Германия, спущен на воду 3 октября 1936, стал в строй 7 января 1939 года. После первых испытаний в середине 1939 года, корабль был модифицирован, на нём была установлена новая грот-мачта, расположенная ближе к корме, а прямой форштевень был заменён «атлантическим», чтобы улучшить мореходность. Однако с самого начала карьеры боем с «Ринауном» «Шарнхорст» испытывал проблемы с заливанием носовой части[1]. Очень мало моряков добровольно пошли служить на «Шарнхорст». Большинство членов экипажа были переведены с других судов. Это было вынужденная мера, так как моряки думали что корабль был проклят ещё при постройке. Когда его корпус собирали в сухом доке, «Шарнхорст» завалился на бок, убив от 60 до 70 рабочих. В день спуска на воду корабль сорвался со швартовов и соскользнул в воду, где протаранил крейсер, выбывший из строя на несколько месяцев. Инцидент так и не был расследован до конца[2]. Всего за несколько месяцев до своей гибели, во время плавания в одном из норвежских фьордов, радар корабля не справился с густым туманом и «Шарнхорст» таранил немецкий лайнер, использовавшийся для перевозки солдат. Хотя сам «Шарнхорст» почти не пострадал, лайнер выбыл из строя на несколько месяцев.
Первой боевой операцией «Шарнхорста» было патрулирование прохода между Исландией и Фарерскими островами в конце ноября 1939 совместно с «Гнейзенау», где они потопили английский вооружённый транспорт «Rawalpindi». Весной 1940 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» обеспечивали вторжение в Норвегию(Операция Weserübung). 9 апреля 1940 вблизи Норвегии они встретились в бою с английским линейным крейсером Renown, британец и «Гнейзенау» нанесли друг другу незначительные повреждения, Шарнхорст же пострадал от стихии. В заливаемой башне «Антон» (1я главного калибра) произошло замыкание в цепях электроприводов подачи боеприпаса, башня вышла из строя. Кроме того из-за необходимости держать полный ход получила повреждения правая машина «Шарнхорст», но немцам всё же удалось оторваться от устаревшего британского крейсера. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили британский авианосец «Glorious» и его эскорт: эсминцы «Acasta» и «Ardent», 8 июня 1940 года, около 64 градусов севернее Норвегии. Во время боя «Шарнхорст» был поврежден торпедой с «Acasta», были убиты 50 моряков и поврежден левый гребной вал. Вскоре из-за затопления пришлось выключить и среднюю машину. Были затоплены погреба башни «Цезарь» (3я главного калибра). 13 июня на стоявший в гавани «Шарнхорст» совершили налет пикировщики Blackburn Skua с авианосца «Ark Royal». Налет был неэффективным: из 15-ти самолетов 8 были сбиты, лишь одна бомба попала в цель и даже она не взорвалась.
Из-за полученных 8 июня повреждений «Шарнхорст» был отправлен в сухой док в Киле, где и пробыл до конца 1940 года.
В конце декабря 1940 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» попытались прорваться сквозь британскую блокаду и выйти на североатлантические торговые пути, но были вынуждены повернуть назад из-за поломки «Гнейзенау».
С 22 января по 22 марта 1941 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса. 3 февраля они прошли Датским проливом и на следующий день достигли южной оконечности Гренландии. Попытка атаки конвоя HX-106 8 февраля не удалась из-за появления британского линкора «Ramillies». 12 дней спустя, 22 февраля, четыре союзных торговых корабля были замечены и потоплены восточнее Ньюфаундленда. В условиях очень слабого воздушного патрулирования этого сектора Атлантики рейдеры смогли избежать столкновения с военным флотом Великобритании. Между 7 и 9 марта они атаковали конвой SL-67, но вынуждены были отступить при появлении линкора «Malaya» британских ВМС. 15 марта неохраняемый конвой союзных танкеров был атакован юго-восточнее Ньюфаундленда, на следующий день ещё один смешанный конвой был обнаружен и атакован, потоплено 13 судов, из них четыре — «Шарнхорстом». Это была последняя атака перед возвращением в порт Брест 22 марта. За время похода «Шарнхорст» потопил 8 судов, общим тоннажем в 49 300 тонн, при общем счёте группы в 22 потопленных судна и общем тоннаже в 115 600 тонн[3].
Находясь в Бресте, немецкие корабли становились целями постоянных авианалетов. В июле 1941 года «Шарнхорст» перебазировался в порт Ла-Рошель, к югу от Бреста. Предупреждённые о выходе «Шарнхорст» из порта воздушной разведкой и агентами Сопротивления, союзники были уверены в том, что это очередной рейд. Для предотвращения рейда они подняли в воздух 15 тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» ВВС Великобритании. Нанесённый бомбардировкой урон был достаточно серьёзен, чтобы вынудить «Шарнхорст» вернуться в порт Бреста для починки. Повреждения от бомбардировки, вместе с полученными во время рейдов, а также проблемы с охлаждением котлов задержали «Шарнхорст» в порту до конца 1941, когда было решено отослать «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжёлый крейсер «Принц Ойген» обратно в Германию. Так как было очень рискованно пытаться прорываться сквозь Северную Атлантику, то 11-13 февраля 1942 года три больших корабля, сопровождаемые десятками тральщиков и других вспомогательных судов совершили прорыв через Ла-Манш, названный Операцией «Цербер». Англичане не были готовы к столь решительному и неожиданному прорыву, их береговая охрана не была готова остановить прорыв, а глушение английских радаров немцами не позволяло атаковать с воздуха. Однако, и «Шарнхорст», и «Гнейзенау» были повреждены минами: «Шарнхорст» двумя, а «Гнейзенау» одной. Починка задержала «Шарнхорст» в доках до марта 1942, после чего он отплыл в Норвегию для встречи с линкором «Тирпиц» и другими немецкими кораблями для атаки на арктические конвои, идущие в Советский Союз. Следующие несколько месяцев были посвящены тренировкам и акклиматизации, закончившиеся бомбардировкой Шпицбергена совместно с «Тирпицем».
На Рождество 1943 года, «Шарнхорст» и несколько эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бэя вышли в море, с целью атаковать северные конвои JW 55B и RA 55A. К несчастью для немцев, их приказы были дешифрованы английскими криптографами и Адмиралтейство смогло заранее подготовиться. На следующий день из-за сложных метеоусловий Бэй не смог обнаружить конвой и отправил эсминцы южнее для поиска конвоя, оставив «Шарнхорст» в одиночестве. Менее чем через 2 часа корабль наткнулся на крейсера конвоя «Belfast», «Norfolk», и «Sheffield». «Belfast» обнаружил «Шарнхорст» в 08:40 на расстоянии примерно 17 миль с помощью радара, прикрывая конвой британцы сблизились с «Шарнхорст», установили визуальный контакт и открыли огонь, нанёсший линкору небольшие повреждения. В частности была уничтожена носовая РЛС «Шарнхорст», что возможно послужило причиной дальнейших проблем линкора. Считая основной целью транспорты конвоя, немец оторвался от английских крейсеров, но пытаясь прорваться к транспортам снова был ими настигнут и опять оторвался, нанеся повреждения крейсеру «Норфолк». После второй неудачи Бэй решил прекратить операцию и возвращаться, приказ возвращаться получили и эсминцы. Английский линкор «Дюк оф Йорк» уже находился между «Шарнхорстом» и Норвегией, а немцы выключили кормовой радар, опасаясь выдать себя излучением этого прибора и не доверяя ему. Около 16.50 «Дюк оф Йорк» открыл по заранее освещённому осветительными снарядами немцу огонь с небольшой дистанции. «Шарнхорст» почти сразу же лишился башен «Антон» и «Бруно» (последней временно), но высокая скорость позволила бы ему оторваться и от «Дюка оф Йорк», однако через час что-то случилось с котлами «Шарнхорста», скорость упала до 8 узлов, оперативный ремонт позволил увеличить её только до 22, но судьба линкора была уже решена. Благодаря внезапности «Дюк оф Йорк» отделался минимальными повреждениями, «Шарнхорст» же, несмотря на мощное бронирование, потерял ход и лишился большей части артиллерии, сделавшись уязвимым для эсминцев. Несколько торпедных атак оказались удачными, как и стрельба «Дюка оф Йорк» с пистолетной дистанции, наступила агония корабля, продолжавшаяся, однако, до 19.45, когда «Шарнхорст» ушёл под воду. Из всего экипажа в 1968 человек спаслись только 36 матросов[4] — и ни одного офицера. 30 взял на борт Scorpion и 6 Matchless.
Позднее в этот вечер адмирал Брюс Фрэйзер (Bruce Fraser) собрал офицеров на борту «Дюк оф Йорк» и сказал: «Джентльмены, битва с „Шарнхорстом“ закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблём так же доблестно, как сегодня командовали „Шарнхорстом“»[5].
3 октября 2000 года затонувший «Шарнхорст» был обнаружен около Нордкапа и был сфотографирован на глубине около 300 метров норвежскими ВМС.
, почти в 130 километрах (70 морских миль) на северо-северо-восток от(Повышен до контр-адмирала 1 октября 1943.)
Линейные корабли ВМС Германии | |
---|---|
Императорские военно-морские силы Германии (нем. Kaiserliche Marine) | |
тип «Нассау» | «Нассау» · «Вестфален» · «Рейнланд» · «Позен» |
тип «Остфрисланд» | «Остфрисланд» · «Гельголанд» · «Тюринген» · «Ольденбург» |
тип «Кайзер» | «Кайзер» · «Фридрих дер Гроссе» · «Кайзерин» · «Кёниг Альберт» · «Принц-регент Луитпольд» |
тип «Кёниг» | «Кёниг» · «Гроссер Курфюрст» · «Маркграф» · «Кронпринц» |
тип «Байерн» | «Байерн» · «Баден» · «Саксен» · «Вюртемберг» |
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine) | |
тип «Шарнхорст» | «Шарнхорст» · «Гнейзенау» |
тип «Бисмарк» | «Бисмарк» · «Тирпиц» |
тип «H-39» | |
тип «H-44» | |
Список линейных кораблей ВМС Германии | |
курсивом выделены недостроенные |
Scharnhorst (1936).