Шэньян J-8 (кит. трад. 殲撃八型, упр. 歼撃八型, пиньинь: Jiān jī bā xíng, палл.: Цзянь цзи ба син или 歼-8, Jiān-8, J-8, буквально Истребитель модель 8, Код НАТО: Finback) — одноместный истребитель — перехватчик, разработанный Авиастроительной корпорацией в г. Шэньян. Самолёт является дальнейшим развитием конструкции производившегося по лицензии МиГ-21, однако китайский истребитель больше по размерам и имеет два двигателя. Экспортное наименование самолёта F-8. Первоначально истребитель имел лобовой воздухозаборник, который в дальнейшем был заменён двумя боковыми воздухозаборниками, что позволило разместить более мощную РЛС. Аэродинамическая схема самолёта напоминает истребитель МиГ-23 с дельтавидным крылом Су-15.
На вооружении Народной армии находится более 300 истребителей данного типа. В ВВС КНР самолёт будет заменён истребителями J-10 и J-11.
История создания
Модификации
J-8 (Finback-A)
J-8I 24 авиадивизии. Обратите внимание на увеличенный носовой конус.
- J-8
- Первый полёт совершил 5 июля 1969 года под управлением лётчика-испытателя Юн Юхуана. Дневной истребитель, похожий на увеличенный МиГ-21. Самолёт был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Вооружён истребитель был двумя 30 мм пушками Type 30-I по 200 снарядов на ствол и двумя ракетами «воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 с инфракрасным наведением. Выпущен ограниченной серией. Самолёт был принят на вооружение 2 марта 1980 года.[2]
- J-8I
- Первый полёт совершил 24 апреля 1981 года. Улучшенный всепогодный вариант с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двухствольной 23 мм пушкой Type 23-III. Самолёт имел четыре узла подвески для ракт и бомб. Выпущен ограниченной серией. Принят на вооружение 27 июля 1985 года.
- J-8E
- Вариант J-8I с усовершенствованной авионикой. На самолёт установили новую РЛС, оптические датчики SL-8, картографический радар Type 204 и систему предупреждения Type 903. Истребитель получил также новые ИЛС и систему опознавания «свой-чужой». Переоборудованные самолёты начали поступать на вооружение с 1990 года.
- JZ-8 (J-8R)
- Разведывательный вариант J-8I.
- J-8ACT
- Первый полёт 24 июня 1990, экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
J-8II (Finback-B)
- J-8II (Finback-B)
- Первый полёт совершил 12 июня 1984 года под управление лётчика-испытателя Кю Хуерена. Усовершенствованный J-8I с перепроектированной носовой частью фюзеляжа. Лобовой воздухозаборник был заменён конусообразной носовой частью с моноимпульсной РЛС SL-4A (Type 208) (дальность действия 40 км) и боковыми воздухозаборниками, аналогичными воздухозаборникам истребителя МиГ-23. В конце 70х Китай получил несколько МиГ-23 из Египта, таким образом складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники могли появится на J-8II с помощью реверс-инжиниринга. Китайские инженеры фактически повторили процесс разработки перехватчика Су-15 на базе меньшего по размерам самолёта Т-5. Экспериментальный самолёт МиГ-23ПД также имеет много общих черт с китайским J-8II.
- J-8II Блок 02 (J-8IIB)
- Первый полёт совершил в ноябре 1989. Самолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью действия 70 км. Истребитель получил улучшенные двигатели WP-13AII. Вооружение включало двухствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет «воздух-воздух» PL-5 или PL-8.
- Peace Pearl J-8 (J-8II)
- Во время китайско-американского сотрудничества около 50 J-8II были отправлены в США для переоборуования. На самолёты планировалось установить новые РЛС AN/APG-66 и систему управления огнём. Программа оценивалась в 500 млн долларов. До того, как программа была закрыта успели переоборудовать 24 самолёта.[3]
- J-8IIACT (J-8II-BW2)
- Первый полёт совершил в 1988. Экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
- J-8IID (J-8D)
- Первый полёт совершил 21 ноября 1990 года, модифицированный J-8B с системой дозаправки в воздухе и навигационной системой TACAN.
- J-8IIM (F-8IIM)
- Представленная на авиашоу в Чжухае в 1996 году экспортная модификация с российской РЛС Жук-8II (дальность действия 70 км), вооружённая ракетами «воздух-возух» Р-27Р1 (AA-10) и противокорабельными ракетами Х-31А (AS-17). Самолёт заказов не получил.
- J-8III (J-8C)
- Усовершенствованный J-8II с двумя ТРДФ WP-14. В отличие от предыдущей модификации J-8II модификация J-8C имел электронную дистанционную систему управления (ЭДСУ) и новый многофункциональны импульсный доплеровский радар, разработанный на базе израильской РЛС Elta EL/M 2035. Самолёт также получил цифровую систему управления огнём и новую кабину пилота, оборудованную многофункциональными дисплеями (МФД). Разработка модификации J-8C началась в 1991 году, первый полёт новый самолёт совершил в 1993. Несмотря на то, что эта программа имела высший приоритет, самолёт использовался для тестов разрабатываемого радара Type 1471 (KLJ-1) и авиационных систем, взаимодействующих с ЭДСУ. Начиная с этой версии истребители J-8II могут использовать подвесные контейнеры РЭБ BM/KG300G и KZ900, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации Blue Sky и FILAT.
- J-8IIH (J-8H)
- Первый полёт совершил в декабре 1998 года. Самолёт имеет новую кабину, оснащённую МФД, два двигателя WP-13B, РЛС Type 1471 (KLJ-1) (дальность действия 75 км). Истребитель может быть вооружён ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (AA-10) и PL-11 и противорадиолокационной ракетой YJ-91.
- J-8IIF (J-8F)
- Первый полёт совершил в 2000 году. Самолёт оснащён двумя двигателями WP-13BII, системой дозаправки в воздухе и РЛС Type 1492. В 2004 году с самолёта были проведены успешные пуски ракеты «В-В» PL-12/SD-10.[4]
Тактико-технические характеристики
ТТХ J-8 различных модификаций |
|
J-8 |
J-8I |
J-8II
(J-8B) |
J-8IIA
(J-8D) |
J-8IIM |
J-8III
(J-8C) |
Первый полёт |
1969 |
1981 |
1984 |
1996 |
1996 |
1993 |
Технические характеристики |
Экипаж |
1 (пилот) |
Длина, м |
21,52 |
21,59 |
21,39 |
21,60 |
Размах крыла, м |
9,34 |
9,344 |
9,34 |
9,25 |
Высота, м |
5,41 |
Площадь крыла, м² |
42,0 |
42,2 |
Масса пустого, кг |
9 285 |
н/д |
9 830 |
10 200 |
Масса снаряжённого, кг |
13 700 |
13 850 |
14 300 |
15 288 |
15 200 |
Масса максимальная взлётная, кг |
16 580 |
17 800 |
н/д |
18 879 |
н/д |
Объём топлива, л |
4 600 |
5 400 |
н/д |
5 400 |
н/д |
Двигатель |
2× ТРДФ Liyang Wopen |
7A (Р-11Ф) |
13А II (Р-13-300) |
13В |
14 Kun Lun |
Тяга максимальная, кН |
2× 43,15 |
2× 42,66 |
н/д |
н/д |
Тяга на форсаже, кН |
2× 58,8 |
2× 65,9 |
2× 68,6 |
2× 7500 кгс |
Лётные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч |
2 322 |
2 300 |
2 200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
н/д |
Боевой радиус, км |
800[5] |
800[5] / 1 200 (с дозаправкой) |
Практическая дальность, км |
1 500 |
1 900 |
Перегоночная дальность, км |
2 000 |
2 200 |
Практический потолок, м |
20 800 |
19 000 |
18 000 |
19 000 |
Скороподъёмность, м/с |
163 |
200 |
Длина разбега, м |
н/д |
800 |
Длина пробега, м |
н/д |
1 000 |
Тяговооружённость |
н/д / 0,89[6] |
0,65 / 0,98[6] |
н/д |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
н/д |
341 |
н/д |
Максимальная эксплуатационная
перегрузка, +g |
4 |
4,83 |
8 |
6,9 |
8 |
Вооружение |
Пушечное |
2× 30 мм НР-30 |
1× 23 мм Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 сн. |
Точки подвески |
5 |
7 |
Боевая нагрузка, кг |
4 500 |
УР «воздух-воздух» |
PL-2B, PL-5B |
PL-2B, PL-5B/C/E, PL-8
Р-27Р1, PL-11, PL-12 |
УР «воздух-поверхность» |
нет |
Х-31A |
нет |
Другое |
12× 57 мм или 7×90 мм НУРС, бомбы |
См. также
- Аналоги
- Списки
Примечания
- J-8II Specifications — SinoDefence.com
- J-8 Fighter Aircraft — SinoDefence.com
- J-8II Fighter Aircraft — SinoDefence.com
- [1](недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 С 2× 800 л и 1× 1400 л ПТБ
- ↑ 1 2 В числителе значение при максимальной тяге, в знаменателе на форсаже.
Литература
- Владимиров М. «Гром из Китая». Об истребителе J-8 (рус.) // 0130-2701.
Ссылки
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-1.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-2.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8b2.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8d.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-2m.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-3.html
- http://www.globalsecurity.org/military/world/china/j-8.htm (англ.)
- http://www.sinodefence.com/airforce/fighter/j8.asp (англ.)