Lt304888.ru

Туристические услуги

Singleton

12-10-2023

Шаблон проектирования
Одиночка
Singleton
Тип:

порождающий

Описан в Design Patterns

Да

Одиночка (англ. Singleton) в программировании — порождающий шаблон проектирования.

Содержание

Цель

Гарантирует, что у класса есть только один экземпляр, и предоставляет к нему глобальную точку доступа. Существенно то, что можно пользоваться именно экземпляром класса, так как при этом во многих случаях становится доступной более широкая функциональность. Например, к описанным компонентам класса можно обращаться через интерфейс, если такая возможность поддерживается языком.

Плюсы

  • контролируемый доступ к единственному экземпляру;
  • уменьшение числа имён;
  • допускает уточнение операций и представления;
  • допускает переменное число экземпляров;
  • бо́льшая гибкость, чем у операций класса.

Минусы

  • Глобальные объекты могут быть вредны для объектного программирования, в некоторых случаях приводя к созданию немасштабируемого проекта.

Применение

  • должен быть ровно один экземпляр некоторого класса, легко доступный всем клиентам;
  • единственный экземпляр должен расширяться путем порождения подклассов, и клиентам нужно иметь возможность работать с расширенным экземпляром без модификации своего кода.

Пример реализации

Пример на Java 1.5: с отложенной инициализацией

class Singleton {
    private volatile static Singleton instance;
 
    private Singleton() {}
 
    public static Singleton getInstance() {
        if (instance == null) {
            synchronized (Singleton.class) {
                if (instance == null) {
                    instance = new Singleton();
                }
            }
        }
        return instance;
    }
}

Остерегайтесь, это антипаттерн!

Пример на Java 1.5: Class holder on JVM start initialization

public class Singleton {  
   protected Singleton() {}
 
   private static class SingletonHolder {  
      public static Singleton instance = new Singleton();  
   }  
 
   public static Singleton getInstance()  {  
      return SingletonHolder.instance;  
   }  
}

Пример на Java 1.5: Enum singleton

public enum SingletonEnum {  
   INSTANCE;  
 
   public void someMethod() {  
      ***
   }  
 
   public void anotherMethod() {  
      ***
   }  
}

Пример на Python

 class Singleton(type):
     def __init__(cls, name, bases, dict):
         super(Singleton, cls).__init__(name, bases, dict)
         cls.instance = None
     def __call__(cls,*args,**kw):
         if cls.instance is None:
             cls.instance = super(Singleton, cls).__call__(*args, **kw)
         return cls.instance
 
>>> class MyClass(object):
...     __metaclass__ = Singleton
...
>>> a = MyClass()
>>> a.attr = 12
>>> b = MyClass()
>>> b.attr
12
>>> a is b
True

Пример на C++

Возможная реализация на C++ (известная как синглтон Майерса), где одиночка представляет собой статический локальный объект. Важным моментом является то, что конструктор класса объявлен как private, что позволяет предотвратить создание экземпляров класса за пределами его реализации. Отметим также, что приведенный пример потоко-небезопасен, для работы с классом из нескольких потоков нужно защитить переменную theSingleInstance от одновременного доступа, например, с помощью мьютекса или критической секции.

class OnlyOne
{
public:
        static OnlyOne* Instance()
        {
                if(theSingleInstance==NULL)
                        theSingleInstance=new OnlyOne;
                return theSingleInstance;
        }
private:
        static OnlyOne* theSingleInstance;
        OnlyOne(){};
};
OnlyOne* OnlyOne::theSingleInstance=NULL;

Пример на C#

/// generic Singleton<T> (потокобезопасный с использованием generic-класса и с отложенной инициализацией)
 
/// <typeparam name="T">Singleton class</typeparam>
public class Singleton<T> where T : class
{
  /// Защищенный конструктор по умолчанию необходим для того, чтобы
  /// предотвратить создание экземпляра класса Singleton
  protected Singleton() { }
 
  /// Фабрика используется для отложенной инициализации экземпляра класса
  private sealed class SingletonCreator<S> where S : class
  {
    //Используется Reflection для создания экземпляра класса без публичного конструктора
    private static readonly S instance = (S) typeof(S).GetConstructor(
                BindingFlags.Instance | BindingFlags.NonPublic,
                null,
                new Type[0],
                new ParameterModifier[0]).Invoke(null);
 
    public static S CreatorInstance
    {
      get { return instance; }
    }
  }
 
  public static T Instance
  {
    get { return SingletonCreator<T>.CreatorInstance; }
  }
 
}
 
/// Использование Singleton
public class TestClass : Singleton<TestClass>
{
    private TestClass() { }
 
    public string TestProc()
    {
        return "Hello World";
    }
}

Также можно использовать стандартный вариант потокобезопасной реализации Singleton с отложенной инициализацией:

public class Singleton
{
 
  protected Singleton() { }
 
  private sealed class SingletonCreator
  {
    private static readonly Singleton instance = new Singleton();
    public static Singleton Instance { get { return instance; } }
  }
 
  public static Singleton Instance
  {
    get { return SingletonCreator.Instance; }
  }
 
}

Пример на PHP 4

<?php
class Singleton {
 
    function Singleton( $directCall = true ) {
        if ( $directCall ) {
            trigger_error("Нельзя использовать конструктор для создания класса Singleton. 
                           Используйте статический метод getInstance()",E_USER_ERROR);
        }
        //TODO: Добавьте основной код конструктора здесь
    }
 
    function &getInstance() {
        static $instance;
        if ( !is_object( $instance ) ) {
            $instance = new Singleton( false );
        }
        return $instance;
    }
}
 
//usage
$test = &Singleton::getInstance();
?>

Пример на PHP 5

<?php
class Singleton {
 
    protected static $instance;  // object instance
 
    /**
     * Защищаем от создания через new Singleton
     *
     * @return Singleton
     */
    private function __construct() { /* ... */ }
 
    /**
     * Защищаем от создания через клонирование
     *
     * @return Singleton
     */
    private function __clone() { /* ... */ }
 
    /**
     * Возвращает единственный экземпляр класса
     *
     * @return Singleton
     */
    public static function getInstance() {
        if ( is_null(self::$instance) ) {
            self::$instance = new self;
        }
        return self::$instance;
    }
 
    public function doAction() { /* ... */ }
 
}
 
//usage
Singleton::getInstance()->doAction();
?>

Пример на Delphi

Синглтон на диаграмме классов

В языке Delphi вплоть до недавних версий было невозможно скрыть стандартный конструктор Create, кроме того, отсутствовали поля класса (что, впрочем, не вызывало неудобств при правильном разбиении программного кода на модули).

 unit SingletonUnit;
 
 interface
 
 type
   TSingleton = class
   private
     constructor ActualCreate;
   public
     constructor Create;
     class function GetInstance: TSingleton;
   end;
 
 implementation
 
 var
   Singleton: TSingleton;
 
 constructor TSingleton.ActualCreate;
 begin
   inherited;
 end;
 
 constructor TSingleton.Create;
 begin
   raise Exception.Create('Attempt to create an instance of TSingleton')
 end;
 
 class function TSingleton.GetInstance: TSingleton;
 begin
   if Singleton = nil then
     Singleton := TSingleton.ActualCreate;
   Result := Singleton;
 end;
 
 end.

Пример на языке Io

Singleton := Object clone
Singleton clone := Singleton

Пример на языке Ruby

class Singleton
    def self.new
        @instance ||= super
    end
end

В стандартную библиотеку (Ruby 1.8 и выше) входит модуль Singleton, что позволяет создавать синглтоны еще проще:

require 'singleton'
class Foo
    include Singleton
end
a = Foo.instance # Foo.new недоступен, для получения ссылки на (единственный)
                 # экземпляр класса Foo следует использовать метод Foo#instance

Пример на Common Lisp

(defclass singleton-class () ;;метакласс, реализующий механизм синглтона
  ((instance :initform nil)))
 
(defmethod validate-superclass ((class singleton-class) (superclass standard-class))
  t) ;;Разрешаем наследование классов-синглтонов от обычных классов
 
(defmethod validate-superclass ((class singleton-class) (superclass singleton-class))
  t) ;;Разрешаем наследование классов-синглтонов от других классов-синглтонов
 
(defmethod validate-superclass ((class standard-class) (superclass singleton-class))
  nil) ;;Запрещаем наследование обычных классов от синглтонов
 
(defmethod make-instance ((class singleton-class) &key) 
  (with-slots (instance) class
    (or instance (setf instance (call-next-method)))))
 
(defclass my-singleton-class () 
  () 
  (:metaclass singleton-class))

Пример на VB.NET

Module Program
 
    Sub Main()
        Dim T1 As Singleton = Singleton.getInstance
        T1.Value = 1000
 
        Dim T2 As Singleton = Singleton.getInstance
        Console.WriteLine(T2.Value)
 
        Console.Read()
    End Sub
 
End Module
 
Public Class Singleton
 
    Public Value As Integer
 
    'Не разрешаем конструктор
    Protected Sub New()
    End Sub
 
    Private NotInheritable Class SingletonCreator
        Private Shared ReadOnly m_instance As New Singleton()
 
        Public Shared ReadOnly Property Instance() As Singleton
            Get
                Return m_instance
            End Get
        End Property
    End Class
 
    Public Shared ReadOnly Property getInstance() As Singleton
        Get
            Return SingletonCreator.Instance
        End Get
    End Property
 
End Class

Пример на Perl

package Singleton;
 
use strict;
 
my $singleton;
 
sub new {
    my $class = shift();
 
    return $singleton ||= bless(sub {1}, $class);
}
 
1;

Пример на ActionScript 3

package {
        public class Singleton {
                private static var _instance:Singleton = null;
 
                public function Singleton() {
                }
 
                static public function get instance():Singleton {
                        if (_instance == null)
                                _instance = new Singleton();
 
                        return _instance;
                }
 
        }
}

Пример на JavaScript с инкапсуляцией

В данном примере используется механизм замыканий, предотвращающий возможную модификацию приватных членов псевдокласса.

function Singleton() {
    var foo = 'bar'; //локальная переменная
    function instantiate() { //локальная функция
        this.fun = function() { //эта функция доступна извне
            alert(foo);
        }
        return this;
    }
    function SingletonInstance() {
        return instantiate();
    }
    return new SingletonInstance();
}
 
var object1 = Singleton(); //фактически получаем экземпляр SingletonInstance
object1.fun(); //выведет 'bar' - это возможно благодаря замыканию
var object2 = Singleton();
 
alert(object1===object2); //выведет 'true' - переменные ссылаются на один и тот же объект
alert(Singleton.foo); //выведет 'undefined', т.к. локальная переменная недоступна
alert(object1.foo); //выведет 'undefined'

Без использования сокрытия переменных есть более простое решение, основанное на том, что функция Singleton является объектом. Минусом является возможность изменения св-ва instance вне класса:

function Singleton() {
        if (!Singleton.instance) {
                Singleton.instance = this;
        } else {
                return Singleton.instance; // должен возвращаеться object
        }
        // код конструктора располагается после проверки
}
 
var object1 = new Singleton(); 
var object2 = new Singleton();
 
alert(object1===object2); // выведет 'true' - переменные ссылаются на один и тот же объект
alert(object1.instance); // выведет 'undefined', т.к. instance имеется в конструкторе object1, но не в его прототипе

Наиболее короткий вариант. Стоит отметить, что статические свойства "класса" затрутся.

function Singleton() {
        // Код конструктора
 
        var single = this;
        Singleton = function() { return single }; // Переопределяем конструктор
}
 
console.assert( new Singleton === new Singleton );

Генерик вариант.

var Singleton = new function() {
        var instance;
        return function() {
                if ( !instance )
                {
                        instance = this;
                } else return instance;
 
                // Код конструктора
        };
};
 
console.assert( new Singleton === new Singleton );

Пример на Objective-C

Singleton.h

@interface Singleton : NSObject {
 
}
 
+ (Singleton *)sharedInstance;
 
@end

Singleton.m

@implementation Singleton
 
static Singleton *_sharedInstance = nil;
 
static void singleton_remover() {
        if (_sharedInstance) {
                [_sharedInstance release];
        }
}
 
+ (Singleton *)sharedInstance {
    if (!_sharedInstance) {
        _sharedInstance = [[Singleton alloc] init];
        // release instance at exit
        atexit(singleton_remover);
    }
    return _sharedInstance;
}
 
@end

См. также

Ссылки

  • Паттерн Singleton (Одиночка) — пример использования шаблона (C++).
  • .ufna | Singleton для QObject — описание и пример реализации паттерна (C++, Qt)
  • Одиночка — простое описание с примером применения.
  • Реализация синглтонов — пример для Delphi.
  • [1] — простой пример для Java.
  • [2] — The «Double-Checked Locking is Broken» Declaration in java
  • Реализация синглтонов на Perl — пример для Perl.
  • Singleton Considered Stupid — критика Паттерна Singleton
  • The Art Of Programming — Выпуск #9 — подкаст, с проcтым описанием этого паттерна (рус).
  • Мультисинглтон — Фабрика синглтонов.


Singleton.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01