10-06-2023
Street Fighter | |
---|---|
Официально принятый логотип серии Street Fighter. |
|
Жанр | Файтинг |
Разработчик | Capcom |
Издатель | Capcom |
Платформы | Аркадный автомат TurboGrafx-16(с TurboGrafx-CD) IBM PC(Microsoft Windows) NES Commodore Amiga SNES Mega Drive/Genesis Commodore 64 ZX Spectrum Amiga CD32 3DO Master System Game Boy Game Boy Advance PlayStation Saturn Dreamcast PlayStation 2 Xbox Xbox 360(XBLA) PlayStation 3(PlayStation Network) PlayStation Portable Nintendo 3DS |
Первая игра | Street Fighter / 30 августа 1987 |
Последняя игра | Super Street Fighter IV / 28 апреля 2010 |
Официальный сайт |
Street Fighter (яп. ストリートファイター Суторито Фаита ) — серия мультиплатформенных видеоигр в жанре файтинга, созданная компанией Capcom. Является одной из прародительниц жанра.
Содержание |
Первая игра серии, вышедшая на аркадных автоматах в 1987 году, была разработана командой программистов Capcom во главе с Такаси Нисиямой и Хироси Мацумото. Игрок управлял японским каратистом Рю и поочередно сражался с десятью оппонентами из пяти стран. Второй игрок мог подключиться в любое время и взять управление другом и соперником Рю, Кеном. Игрок мог использовать три типа ударов руками и ногами, различавшимися по скорости и мощности, и три специальных приёма: в последующем знаменитые хадокэн, сёрюкэн и тацумаки-сэнпукяку. Вышеописанные приёмы имели различные комбинации клавиш для их выполнения. Street Fighter была портирована на многие известные домашние компьютеры того времени, в том числе PC. Выпущенная в 1988 году версия игры для приставки TurboGrafx-CD вышла с заголовком Fighting Street. Позже, Street Fighter была выпущена в составе сборников Capcom Classics Collection: Remixed для портативной приставки PlayStation Portable и Capcom Classics Collection Vol. 2 для PlayStation 2 и Xbox.
Street Fighter II: The World Warrior, вышедшая на аркадных автоматах в 1991 году, стала первым официальным продолжением Street Fighter, последовавшим после неудачных попыток позиционировать как таковое вышедший в 1989 году beat’m up Final Fight. Street Fighter II была одной из первых вышедших на аркадной системе CPS-1 и разработана командой программистов во главе с Акирой Ниситани и Акирой Ясуда, ранее работавшими над Final Fight и Forgotten Worlds. Прежде всего игра привлекла внимание более проработанной боевой системой, в отличие от первой части, и улучшенной графической частью, а также возможностью выбирать одного персонажа из нескольких. Всего игра выдержала несколько апдейтов (которые, в свою очередь, выходили в составе различных сборников), последний из которых — Super Street Fighter II Turbo HD Remix (с переработанной графической частью) вышел в 2008 году. Помимо прочего, игра до сих пор остаётся одной из самых продаваемых в истории серии.
Вышедшая в 1995 году Street Fighter Alpha: Warriors' Dreams (в Японии и Азии — Street Fighter Zero) стал следующей игрой в серии после Super Street Fighter II Turbo. Игра использовала графический стиль, подобный использованным ранее в вышедших ранее Darkstalkers и X-Men: Children of the Atom, но с уклоном в реализм. В дополнение к суперприёмам (которые, как и в SSFII Turbo, называются Super Combo), в Street Fighter Alpha появились возможность, с одной стороны, блокировать удары соперника в воздухе, а с другой, наносить контрудары соперника из блока (данная техника имеет название Alpha Counter), а также ввела систему цепных комбо-атак (подобно тому, что были в Darkstalkers).
Сюжет SFA (как и всей подсерии Alpha) развивается между событиями оригинальной Street Fighter и подсерии Street Fighter II. В игре, считая вернувшихся из Street Fighter II (с апдейтами) Рю, Кена и Чунь Ли (которые в игре выглядат значительно моложе себя в Street Fighter II), появилось 10 изначально доступных персонажей (плюс три секретных: Акума и Байсон, а также дебютировавший Дэн Хибики), причём в их числе также появились Гай и Содом из Final Fight, а также Адон и Бёрди из первой Street Fighter.
В сиквеле, получившем название Street Fighter Alpha 2 (в Японии, соответственно, Street Fighter Zero 2), были добавлены новые арены, музыкальные темы и концновки (для новых персонажей были полностью созданы новые музыкальные темы). Также, в замену цепным комбо из оригинала, появилась возможность использования так называемых случайных комбо (англ. Custom Combo). В игре, помимо тринадцати вернувшихся персонажей из оригинала, в игре появилось 5 новых персонажей, а также секретные вариации вернувшихся персонажей. Также, Alpha 2 была выпущена в улучшенном варианте под названием Street Fighter Zero 2 Alpha, вышедшем в 1996 году в Японии и Бразилии, вскоре после выхода оригинальной Alpha 2. Также, игра была портирована на игровые приставки в специальной версии под названием Street Fighter Alpha 2 Gold (Zero 2' Dash в Японии и Alpha 2' в Европе).
Третья и последняя игра в линейке, Street Fighter Alpha 3 (Street Fighter Zero 3 в Японии), вышла в 1998 году (после выхода Street Fighter III New Generation, SFIII: Second Impact и Street Fighter EX, и одновременно с Marvel vs. Capcom). В Alpha 3 появилась возможность после выбора бойца выбрать один из трёх боевых режимов и включила 28 персонажей (включая трёх секретных).
Консольные версии всех трёх игр (включая апдейты) были выпущены на приставках PlayStation и Sega Saturn, однако выпускались версии и для таких платформ, как SNES, Game Boy Color, Dreamcast и Microsoft Windows. В консольных версиях Alpha 3 были добавлены некоторые персонажи из Street Fighter II и его апдейтов, а также отсутствовавшие в аркадной версии секретные версии Рю и Акумы.
Версия SFA3 для Dreamcast впоследствии была выпущена на аркадных автоматах под названием Street Fighter Zero 3 Upper, которая была выпущена, в свою очередь, на Game Boy Advance (куда было также добавлено три персонажа из кроссовера Capcom vs. SNK 2) и PlayStation Portable (под названием Street Fighter Alpha 3 MAX (Street Fighter Zero 3 Double Upper в Японии)).
В 1996 году Capcom совместно со студией Arika (основанной одним из разработчиков Street Fighter II Акирой Ниситани) выпустила первый спин-офф в серии, получивший название Street Fighter EX, изначально разработанный для аркадной системы ZN-1, базировавшейся на PlayStation. SFEX привлёк внимание игроков, с одной стороны, трёхмерной графикой при сохранении двухмерной механики, и с другой, набором персонажей, включавшим, помимо персонажей из оригинальных игр, абсолютно новых. Позже игра вышла в 1997 году в улучшенной версии с дополнительными персонажами под названием Street Fighter EX Plus, позже портированная в том же году на PlayStation под названием Streeet Fighter EX Plus Alpha.
Сиквел под названием Street Fighter EX2 вышел в 1998 году и был разработан под более новую аркадную систему ZN-2. В EX2 были введены вернувшиеся из серии Alpha, и несколько новых персонажей. Как и оригинальная игра, игра позднее вышла в улучшенной версии под названием Street Fighter EX2 Plus, которая, как и SFEX Plus, также была портирована на PlayStation.
Третья игра в серии, Street Fighter EX3, вышла в 2001 экслюзивно на приставке PlayStation 2. В EX3 была введена система командного боя (tag-team), поддерживавшая возможность боя трёх бойцов на одного либо двух на двух (подобно тому, что есть в ранних Marvel vs. Capcom), и вместе с тем режим редактирования персонажей.
Также, персонажи Street Fighter EX появлялись ещё в нескольких файтингах, разработанных Arika, в частности в Fighting Layer и Fighter Maker.
Помимо прочего, Capcom выпускала другие известные игры, выпускавшиеся по лицензии других компаний, добавляя туда и своих собственных. В 1994 году Capcom выпустила по лицензии Marvel Comics файтинг X-Men: Children of the Atom, в котором в качестве секретного гостевого персонажа выступил Акума из Super Street Fighter II Turbo. В вышедшей в 1995 году Marvel Super Heroes в этой же роли выступала Анита из Night Warriors.
Выпущенный в 1996 году файтинг X-Men vs. Street Fighter был уже полноценным кроссовером между различными персонажами серии Street Fighter и комиксов Marvel о людях Икс, и использовал систему командного боя двух на двух с возможностью смены персонажей. Вышедший в 1997 году Marvel Super Heroes vs. Street Fighter развила основные идеи предыдущей игры и добавила в список персонажей из Marvel Super Heroes. В вышедшей в 1998 году Marvel vs. Capcom игрок имел возможность выбрать не только персонажей Street Fighter, но и различных персонажей из других известных игр Capcom. Вышедшая в 2000 Marvel vs. Capcom 2 предлагала игроку возможность командного боя уже три на три и была выпущена на аркадной системе NAOMI от Sega.
Также, Capcom выпускала серию кроссоверов с соперничавшей с Capcom компании SNK, также известного разработчика файтингов. Игры, выпущенные Capcom включают Capcom vs. SNK в 2000 году, включавший персонажей преимущественно из серий Street Fighter и The King of Fighters, к которому позднее был выпущен апдейт Capcom vs. SNK Pro, и Capcom vs. SNK 2 (оба последних — в 2001 году). Все три игры были выпущены на аркадной системе NAOMI. Выпущенные же SNK (позднее — SNK Playmore) игры включают SNK vs. Capcom: The Match of Millenium в 1999 году для Neo Geo Pocket Color, разработанную студией Dimps, и SNK vs. Capcom: SVC Chaos для аркадной системы Neo-Geo в 2003 году.
В период с 2003 по 2008 год, Capcom не выпускала крупных файтингов-кроссоверов (Namco × Capcom, вышедшая в 2005 для PlayStation 2, не считается, так как принадлежит к жанру Action-RPG).
Street Fighter III: New Generation, дебютировавший в 1997 году на аркадных системах CPS-3, выделился прежде всего практически новым составом бойцов (из предыдущих частей в SFIII перешли только Рю и Кен Мастерс), которые, однако, в плане механики боя мало отличались от персонажей предыдущих частей. Также, основными особенностями игры стали, с одной стороны, режим выбора суперприёмов при выборе бойца, и с другой, возможность парировать удары противника без характерного при обычном блоке «откалывания» здоровья персонажа.
Несколько месяцев спустя после релиза оригинальной игры к ней был выпущен апдейт, получивший название Street Fighter III 2nd Impact: Giant Attack, в который были включены два новых персонажа, слегка улучшенная система парирования, возможность при нужном уровне энергетической шкалы выполнить улучшенную версию спецприёма, а также переделанный дизайн некоторых арен, причём некоторые из присутствующих в апдейте — полностью новые.
Позднее, в мае 1999 года последовал релиз ещё одного апдейта, получившего название Street Fighter III 3rd Strike: Fight for the Future, который предложил игрокам ещё более улучшенную систему парирования и несколько новых персонажей, из них один — вернувшийся с предыдующих частей. Кроме того, значительные изменения коснулись эстетической части — для все персонажи получили новые арены и музыкальные темы, а большинство персонажей переозвучено новыми озвучивающими актёрами.
Первые две части игры (New Generation и 2nd Impact) были выпущены на приставке Dreamcast в виде компиляции под названием Double Impact. Третья часть (3rd Strike) была выпущена на приставках Dreamcast (как отдельная игра), Xbox и PlayStation 2 (на двух последних — в комплекте сборника Street Fighter Anniversary Collection).
Помимо прочего, летом 2011 года к выходу готовится конверсия 3rd Strike с упором на мультиплеер, получившая название Street Fighter III 3rd Strike: Online Edition.
На протяжении различных игр серии, в боях принимают участие различные персонажи со всего мира, и в разных частях их состав меняется. Фактическим протагонистом и «лицом» серии является японский каратист Рю, на протяжении всех игр путешествующий по всему миру в поисках достойных соперников.
Пометки:
Серия игр Street Fighter | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Игры |
|
||||||
Кино и телевидение | |||||||
Персонажи | Дэн Хибики · М. Байсон · Q · Вега · Зангиев · Рю | ||||||
Разное |
Street Fighter.