02-08-2023
Superjet 100 | |
---|---|
|
|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Гражданские самолёты Сухого |
Производитель | КнААЗ |
Первый полёт | 19 мая 2008 года |
Начало эксплуатации | 21 апреля 2011 года |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Аэрофлот (18) Interjet (13) |
Годы производства | 2008 — н. в. |
Единиц произведено | 89[1][2][3] |
Стоимость программы разработки | ≈44 млрд рублей[4] |
Стоимость единицы | $35,4 млн (SSJ 100–95) (в каталожных ценах на 2012 год[5] |
Изображения на Викискладе |
Sukhoi Superjet 100 (рус. Сухой Суперджет 100) — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний (см. ниже). Сертификационное название семейства самолётов — RRJ (Russian Regional Jet). Обозначение ICAO — SU95 (СУ95).
Самолёт построен по нормальной компоновочной схеме — двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. В конструкции крыла сверхкритического профиля[6] применены однощелевые закрылки. Часть механизации крыла, а также носовой обтекатель и обтекатель корневой части крыла выполнены из композиционных материалов.[7] Конструкторы предпочли боковую ручку управления самолетом традиционному штурвалу, в результате чего «Суперджет-100» стал первым российским серийным гражданским пассажирским самолётом с «сайдстиком». Прорабатывается возможность установки законцовок крыла, причём предполагается оборудовать ими как новые, так и уже сданные в эксплуатацию самолёты[8]
Самолёт разработан ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»).
11 марта 2003 года экспертный совет счел возможным признать победителем конкурса проект RRJ.
17 февраля 2006 на КнААПО начата сборка первого RRJ (№ 97002),[9] 28 января 2007 года он был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ.[10]
26 сентября 2007, в 12 часов дня по местному времени в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация («выкатка») первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100.[11]
20 февраля 2008 года в рамках подготовки к первому полёту в Комсомольске-на-Амуре была успешно проведена первая гонка двигателей SaM146 на первом лётном экземпляре Sukhoi Superjet 100 (№ 95001).[12] 14 мая 2008 года самолёт был впервые испытан на взлётно-посадочной полосе: отрабатывалась рулёжка и пробежка самолёта (разгон на ВПП до 162 км/ч).[13]
К октябрю 2008 года SSJ100 прошёл цикл заводских испытаний и приступил к процессу сертификации в Межгосударственном авиационном комитете.[14] 2 ноября 2008 года самолёт Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 95006 был доставлен из Комсомольска-на-Амуре в Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина для прохождения ресурсных испытаний.[15]
24 декабря 2008 года второй лётный экземпляр совершил первый полёт под управлением лётчиков-испытателей Леонида Чикунова и Николая Пушенко. Самолёт провел в воздухе 2,5 часа, высота полёта — до 6000 метров.[16]
В июне 2009 года впервые лётный Sukhoi Superjet 100 с/н 95003 принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже,[17]
25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полёт лётного экземпляра с бортовым номером 97004 (с/н 95004), полностью оснащённого всеми системами и пассажирским салоном,[18] который присоединился к программе лётных испытаний.
В сентябре 2010 года Специалисты Центрального аэрогидродинамического института успешно завершили программу сертификационных испытаний конструкции самолёта Sukhoi Superjet 100 на статическую прочность. В период с октября 2008 г. по август 2010 года в испытательной лаборатории ФГУП «ЦАГИ» в полном объёме испытаны на прочность основные агрегаты самолёта: фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, агрегаты механизации крыла, проводка системы управления, узлы навески передней и основной опор шасси, пилон и узлы крепления двигателей, двери, остекление кабины экипажа и пассажирского салона, узлы крепления самолётного оборудования и др. В результате испытаний были получены все необходимые экспериментальные данные, подтверждающие безопасность самолётов SSJ100 и позволяющие продолжить работы с целью дальнейшего развития семейства SSJ100.[19]
3 февраля 2011 авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал ЗАО Гражданские самолёты Сухого сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet-100[20].
19 апреля 2011 первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007 был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании «Armavia». Лайнер получил собственное имя в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина[21].
21 ноября 2011 года, SSJ100 (серийный номер 95004), в Жуковском, пилотируемый экипажем в составе Александра Яблонцева и Вадима Широких, выполнил первые две автоматические посадки по категории IIIA с разными конфигурациями механизации крыла, в рамках доводочных сертификационных испытаний[22].
3 февраля 2012 года самолёт SSJ-100 получил сертификат типа EASA. Наземные испытания включали нагрузку предельным избыточным давлением гермокабины фюзеляжа, оценку работоспособности кабинных пультов, имитацию удара фрагмента пневматика в крышку топливного бака и подтверждение огнестойкости выполненного из композиционных материалов закрылка. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолёты SSJ100 (RRJ-95B). Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA[23].
В 2014 году АР МАК значительно расширил эксплуатационные возможности самолета Sukhoi Superjet 100: возможность выполнения полетов в условиях точной зональной навигации по системам RNAV 1 и P-RNAV,[24] автоматической посадки по категории CAT IIIа ICAO,[25] эксплуатации самолета на узкой взлетно-посадочной полосе шириной 30 метров,[26] использование функции вертикальной навигации VNAV на всех этапах полета.[27]
12 февраля 2013 года состоялся первый полёт модификации Sukhoi SuperJet 100 Long Range с увеличенной до 4578 км максимальной дальностью полёта. Модификация сертифицирована Авиарегистром МАК 22 августа 2013 г.[28]
4 марта 2014 года состоялся первый коммерческий рейс модификации Sukhoi SuperJet 100 Long Range по маршруту Внуково (VKO) → Советский (OVS) → Внуково (VKO).[29]
6 ноября 2014 года планер самолета Sukhoi Superjet 100 модификации LR был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский ЦАГИ для проведения ресурсных испытаний[30].
На 5 марта 2015 года всего построено 89 самолета, из них 8 это предсерийные или испытательные самолеты, 60 переданы заказчикам[1][2].
2007 | 2008 | 2009 | 2010* | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Произведено | 1 | 3 | 1 | 2 | 5 | 12 | 24 | 36 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Поставлено | 5 | 8 | 14 | 27 | 4 |
* - начало серийного выпуска
Поставщики ГСС, на которые приходится не менее 10 % поставок всех материалов и сырья для производства самолётов Sukhoi Superjet 100.
2007[31] | 2008[32] | 2009[33] | 2010[34] | 2011[35] | 2012[36] | 2013[37] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
КнААЗ | 13,1 % | 61 % | 33 % | 21,22 % | 29 % | 14,56 % | — |
Thales | 16,7 % | 10 % | — | — | — | — | — |
PowerJet | — | — | — | — | — | 11,41 % | 43 % |
B/E Aerospace | — | — | 15 % | 22,76 % | 12,9 % | — | — |
Общая доля импортных поставок |
55,4 % | 18,2 % | 56,5 % | 53,6 % | 54,65 % | 51,11 % | 74 % |
В данной таблице указаны поставки только новых машин без учёта вторичного рынка.
Заключённые соглашения о поставках | Поставлено | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата заключения соглашения | Покупатель / Владелец | Эксплуатант | Сроки поставок | Тип | Заказано | Опцион | Примечание | ||
7 декабря 2005 | ВЭБ-лизинг[38] Сбербанк Лизинг |
Аэрофлот | с 2011 | 95B | 50[39] | твёрдый контракт[40] | 28 (−10)*[41] | ||
14 сентября 2007 | Armavia | Armavia | 2011 | 95B | 2 | поставка завершена[42] | 1(-1) | ||
21 августа 2009 | ВЭБ-лизинг[43] | Якутия | 2012-2013 | 95B | 2 | поставка завершена[44] | 2[44] | ||
март 2011 | ВЭБ-лизинг[45] | Lao Central Airlines | 2013 | 95B | 3 | 6 | отказ, поставка завершена[46] | 1 | |
17 января 2011 | Interjet | c 2013 | 95B / 95LR | 30 | 10 | твёрдый контракт[47] | 13[48] | ||
22 июня 2011 | Blue Panorama Airlines | 95B | 4[49] | 8 | соглашение о поставке[50] | ||||
16 августа 2011 | Maple Aviation Leasing[51] аффилированная с ВЭБ-лизинг[52] |
PT Sky Aviation | 95B | 12 | твёрдый контракт, лизинг[53] | 3[54] | |||
17 августа 2011 | Газпромавиа | Газпромавиа | с 2013 | 95LR | 10 | твёрдый контракт[55] | 8[56] | ||
10 октября 2011 | Comlux | Comlux | SBJ | 2 | 2 | предварительный контракт[57] | |||
17 февраля 2012 | ВЭБ-лизинг[58] | Трансаэро | с 2015 | 6 | 10 | твёрдый контракт[58] | |||
28 декабря 2012 | ЗАО «ГСС» | Московия | 2013 | 95B | 1 | краткосрочная аренда[59] | 3(-3)** | ||
17 июня 2013 | ИФК | 2015 | 95B / 95LR | 5/23 | твёрдый контракт[60] | ||||
27 августа 2013 | Рособоронэкспорт | Рособоронэкспорт | 2014 | 95B (VIP) | 1 | поставка завершена[61] | 1[62] | ||
29 августа 2013 | Сбербанк Лизинг | 20 | соглашение о намерениях[63] | ||||||
14 июля 2014 | Bek Air | 2015 | 95LR | 7 | твёрдый контракт[64] | ||||
29 октября 2014 | ОАО «ИФК» | VLM Airlines | 2015 | 95LR | 2 | 2 | твёрдый контракт, лизинг[65] | ||
5 декабря 2014 | Королевский двор Таиланда | 2015 | 95B (VIP) | 3 | твёрдый контракт[66] | ||||
8 декабря 2014 | СЛО «Россия» | 2015 | 95B | 2 | твёрдый контракт[67] | ||||
Всего (по типу самолёта) | 192 | 38 | 60 (-13)** | ||||||
* — замена самолётов первоначальной комплектации «light» на комплектацию «full»
** — так как две из поставленных машин были со вторичного рынка, в итоговой сумме они не учтены. |
19 апреля 2011 года испытывающая финансовые трудности[69] армянская авиакомпания Armavia получила первый серийный Sukhoi Superjet 100 (EK-95015), а через два дня, 21 апреля, выполнила на нём рейс из Еревана в Москву, что является началом коммерческой эксплуатации самолётов этого типа. Рейс прибыл в аэропорт Шереметьево (Терминал C) в 4 часа 45 минут по московскому времени. На борту воздушного судна находилось более 90 пассажиров[70].
В августе 2012 года компания Армавиа заявила об отказе от ранее приобретённого самолёта Superjet[42]. Причём, по информации компании-производителя, Армавиа не полностью оплатила этот самолёт, хотя владелец авиакомпании позже это опроверг[71].
Первый коммерческий рейс самолёта с бортовым номером RA-89001 под флагом «Аэрофлота» состоялся 16 июня 2011 года по маршруту Москва («Шереметьево», терминал D, 09:10 мск) — Санкт-Петербург («Пулково», 10:40 мск).
Поставка самолётов в «Аэрофлот» по оценке ГСС является заведомо убыточной, так как воздушные суда приобретаются по цене существенно ниже их каталожной стоимости ($23-24 млн)[72] из-за того, что Аэрофлот, как первый крупный заказчик, разделяет часть рисков, связанных с реализацией проекта[73].
Первые 10 поставляемых в авиакомпанию самолётов (комплектация «light») ГСС планирует выкупить в 2013—2014 годах по средней цене в $19 млн. Одновременно с этим, взамен выкупленных, в авиакомпанию будут поставлены новые (комплектация «full»), изготовленные с учётом изменившихся пожеланий по комплектации со стороны перевозчика[74][72].
23 января 2013 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Якутия выполнил первый пассажирский рейс по маршруту Якутск — Хабаровск с 49 пассажирами на борту[75].
Коммерческая эксплуатация Sukhoi Superjet 100 (PK-ECL) в индонезийской авиакомпании Sky Aviation началась 23 марта 2013 года. Самолёт совершил рейс из Макассара в Соронг[76].
24 марта 2013 года первый коммерческий рейс по маршруту Вьентьян — Луангпхабанг совершил Sukhoi Superjet 100 (RDPL-34195) авиакомпании Lao Central[77].
Первый рейс Москва—Тиват выполнен 11 августа 2013 г. на одном из двух самолётов, первоначально построенных для «Армавиа». После прекращения деятельности все три самолета планируется передать авиакомпании Red Wings.
18 сентября 2013 года выполнили первые коммерческие рейсы два поставленных мексиканской авиакомпании самолёта. Первый борт сер. № 95023 совершил полёт из Мехико в Торреон. Второй борт № 95024 — из Мехико в Агуаскальентес.[78] 12 сентября 2014 года борт XA-OAA, мексиканской авиакомпании Interjet выполнил первый коммерчески рейс Монтеррей (Мексика) — Сан-Антонио (США, штат Техас), после получения в 2014 году сертификата FAA — Федерального aвиационного aгентства США.
Первый рейс выполнен 4 марта 2014 г. из московского аэропорта Внуково в город Советский.[79]
По состоянию на 5 марта 2015 года.
Согласно данным РЛЭ RRJ-95B[84], данным SJI[85] и данным EASA[86].
Модель | SuperJet100-95B | SuperJet100-95LR |
---|---|---|
Длина | 29,94 м | |
Высота | 10,28 м | |
Размах крыла | 27,80 м | |
Диаметр фюзеляжа | 3,24 м | |
Максимальная взлётная масса | 45880 кг | 49450 кг |
Максимальная посадочная масса | 41000 кг | |
Максимальная коммерческая загрузка | 12245 кг | |
Масса пустого | 24250 кг | |
Площадь несущих поверхностей | 77 м2 | |
Крейсерская скорость | 830 км/ч / 0,78M | |
Максимальная скорость | 860 км/ч / 0,81M | |
Высота полёта | 12200 м / FL400 | |
Двигатели | 2 × SaM146—1S17 | 2 × SaM146—1S18 |
Максимальная тяга на взлётном режиме |
2×76,84 кН | 2×79,00 кН |
Дальность полёта | 3048 км | 4578 км |
Экипаж | 2+2 | |
Пассажировместимость | 98 в базовой компоновке (до 108) | |
Пассажирских дверей | 4 | |
Объём багажных отсеков | 21,7 м3 | |
Длина разбега | 1731 м | 2052 м |
Длина пробега | 1630 м | |
Запас топлива | 15805 л | |
Вспомогательная силовая установка | Honeywell RE220[RJ] | |
Первый полёт | 19 мая 2008 | 12 февраля 2013 |
В марте 2014 года АР МАК выдал Дополнение к Сертификату типа на самолет Sukhoi SuperJet 100 подтверждающее возможность выполнения полетов в условиях точной зональной навигации по системам RNAV 1 и P-RNAV. [87].
В июне 2014 года АР МАК сертифицировал возможность выполнения посадки по категории CAT IIIа ICAO[88], а также подтвердил возможность эксплуатации самолёта на взлётно-посадочной полосе шириной 30 метров[89].
В ноябре 2014 года АР МАК сертифицировал возможность выполнения самолетом Sukhoi Superjet 100 взлета при пониженном уровне тяги двигателей[90].
Дата | Бортовой номер | Место | Жертвы/На борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
09.05.2012 | 97004 | у Джакарты | 45/45 | Врезался в гору во время показательного полёта. |
21.07.2013 | 97005 | Рейкьявик | 0/5 | Посадка с невыпущенными шасси в ходе испытаний. Отремонтирован. 29.12.2013 вернулся на базу в Раменском [91]. |
|
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания «Сухой») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские | |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Т-4 • SSBJ • Ш-90 (Т-12) • МФП (Су-41) • С-37 (Су-47) • Т-60 • Су-37 • С-54 • КР-860 |
Sukhoi Superjet 100.