16-10-2023
Азербайджанцы в Дагестане — часть азербайджанского этноса, коренное население[1][2] и один из титульных народов Республики Дагестан[3]. По данным переписи 2010 года в Республике Дагестан проживало 130 919 азербайджанцев[4] (4,5 % населения Дагестана)[5] — это шестая по численности населения этническая группа этого региона.
Содержание |
Азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане. Первая советская перепись 1926 года зафиксировала в Дагестане 23 428 тюрок (азербайджанцев)[6], а по данным переписи 2010 года численность азербайджанского населения составило 130 919 человек[4]. В настоящее время они составляют большинство в Дербентском районе (58,1 %) [7] и также компактно расселены в Табасаранском (19 %) [8], Рутульском (2,3 %, село Нижний Катрух) и Кизлярском (3 %, сёла Большебредихинское и Персидское) районах[9]. В самом Дербенте азербайджанцы составляют 31,75 %[10] населения этого города, незначительно уступая по численности лезгинам. Они проживают также в городах Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизляр[11].
1926[6] | 1939[12] | 1959[13] | 1970[14] | 1979[15] | 1989[16] | 2002[17] | 2010[4] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
23,428 | 31,141 | 38,224 | 54,403 | 64,514 | 75,463 | 111,656 | 130,919 |
Часть серий |
|
---|---|
Культура | |
Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка |
|
Диаспоры | |
Армения · Иран · Грузия Россия · (Дагестан · Санкт-Петербург) |
|
Религия | |
Ислам · Христианство · Иудаизм Зороастризм |
|
Язык | |
Азербайджанский | |
Памятные события | |
Мартовские события · Чёрный январь · Резня в Ходжалы | |
Азербайджанский портал |
Азербайджанцы издавна населяли город Дербент, а также примыкающие к нему равнинные (приморские и предгорные) земли, т.е. современные Дербентский и частично Табасаранский районы[18].
В процессе этногенеза азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Кавказской Албании. В основном это были иранские народы, кавказские албаны[19][20] и другие кавказоязычные народы, которые смешались с вторгавшимися сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами. В основном это были киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.[21][22].
Этническую основу дагестанских азербайджанцев усиливали неоднократные в XV—XVIII веках вторжения и переселения выходцев из Азербайджана. В первой половине XV века в Дагестан вторгаются племена огузо-туркменского происхождения каракоюнлу, с которыми связывают этноним терекеме и формирование терекемейцев в отдельную этническую группу в Ширване. В конце XVI века, после организованного Кайтагским уцмием систематического переселения части этих кочевых племён из Кубы и Ширвана, предки нынешних терекемейцев обрели вторую родину в Дагестане.
Рост численности азербайджанского населения с начала XVI века в Дагестане также связан с переселенческой политикой персидских правителей, направленной на укрепление своей власти в стратегически важном регионе. Персидский шах Исмаил I Хатаи из династии Сефевидов, захватив в 1510 году Дербент, переселил сюда 500 семей племён румлу и караманлу из Тебриза, а потом и часть племени баят. В 1540 году при шахе Тахмаспе I сюда переселились ещё 400 семей племени гурчиан (курчи), а уже шах Аббас I Великий, выселив в 1579 году суннитов из Дербента, поставил там гарнизон кызылбашей, и поселил 400 семей полукочевников из племён баят и устаджлу[22]. Немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Дербент в 1638 году, сообщал что город различался на три части, причём в высшей части города "живет наместник; эта часть была вооружена пушками и 600 солдата из двух племён: аюрумлу и койдурша. Средняя часть В населена персами"[23]. В 1741 году Надир-шах поселил в Дербенте несколько сот семей азербайджанского племени микри[22].
В Рутульском районе расположено единственное в горах Дагестана азербайджанское селение Нижний Катрух. По рассказам жителей селения какой-то казикумухский хан имел в этом месте дачу и поселил при ней 7 подвластных ему человек, из которых двое были лезгины, двое азербайджанцы и три лакца. Лезгины и азербайджанцы являлись пленными. От этих семи человек будто бы и произошли жители Нижний Катрух, причём победу здесь одержал азербайджанский язык[24]. В Нижнем Катрухе имеется квартал «мугъаллар» (так называют азербайджанцев) и одноимённый тухум, от слова «мугъал». В селениях Гельхен и Виттихъар имеются тухумы «къаджарар», связанные по происхождению с азербайджанцами[25].
Существенную роль в этнической истории играли взаимные ассимиляционные процессы, которыми были охвачены как часть терекеме, так и соседние народы. Наиболее заметные процессы тюркизации охватили в конце XIX и начале XX веков жителей татоязычных, арабоязычных и, в меньшей степени, табасаранских селений из окрестностей Дербента. Число азербайджанцев увеличилось также за счёт перехода персов, живших в Дербенте и других городах Дагестана, на азербайджанский язык, и последующей сменой самосознания[22]. Что касается терекеме, то определённая их часть, поселившаяся на Кумыкской равнине, оказалась среди северных кумыков, под влиянием которых они впоследствии ассимилировались[26], а терекеменский диалект испытал влияние кыпчакской языковой группы, в связи с чем в нём сказывается сильное влияние кумыкского языка[27].
Дагестанские азербайджанцы входили в состав Дербентского уезда (с 1860 года — Дербентское градоначальство), Улусский магал, Нижне-Кайтагское и Северо-Табасаранское наибства (позднее участки) Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области[22].
По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в конце XIX века в Дагестане проживало 11 473 азербайджанских татар (азербайджанцев)[28]. Кроме того, по сведениям на 1886 год они являлись преобладающим населением Дербента численностью 8697 человек[29]. По материалам посемейной переписи населения Дагестана 1886 года азербайджанцев насчитывалось 13,697 человек, составляя 2,31 % населения региона[1].
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 азербайджанцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан[1][2].
Азербайджанцы Дагестана исторически существовали в рамках феодальных отношений. Более 3/4 терекемейцев магала Терекеме было раятами[30]. Другие были более свободными и занимали промежуточное положение между раятами и узденями. Почти вся земля находилась в собственности феодалов за исключением небольших участков, принадлежавших отдельным семьям (мюльки) и мечетям (вакуфы). Общественное управление и суд основывались на адатах и шариатских нормах[22].
Большинство азербайджанцев в Дагестане исповедуют шиитский ислам[31]. Дагестанские азербайджанцы имеют собственную газету «Дербент» и журналы на родном языке, школы, где занятия проводятся на азербайджанском языке. В Дербенте также функционирует Азербайджанский государственный драматический театр.[32]
Азербайджанцы разговаривают на дербентском диалекте азербайджанского языка, который входит в восточную группу диалектов азербайджанского языка[33].
На протяжении веков азербайджанский язык был лингва-франка (языком межнационального общения) в южном Дагестане[34]. Отмечается, что ещё в XVI-XVII вв. он получает заметное распространение в данном регионе[35]. В XVIII—XIX вв. азербайджанский язык получил широкое распространение в Самурском округе Дагестанской области, причём в Самурской долине он употреблялся в качестве языка межнационального общения; 26 сентября 1861 года в селении Ахты была открыта первая в Самурском округе светская школа для обучения русскому и азербайджанскому языкам[36]. До XIX века азербайджанский наряду с кумыкским и аварским языками служил также лингва-франка в предгорном и низменном Дагестане[34]. К. Ф. Ган, побывавший в Дагестане в конце XIX века, сообщал тот «факт, что почти во всём Дагестане тюрко-татарский язык считается, так сказать, интернациональным»[37]. Беккер, совершивший поездку по Южному Дагестану, писал:
«Тюрко-азербейджанское наречие вытесняет всё более и более татское наречие; оно проникло к горцам, которые охотно изучают его как необходимое для сношений с жителями Дербента и смежных закавказских мусульманских провинций; на этом же наречии объясняются между собой зачастую и горцы, говорящие хотя сродными, но непонятными им с первого раза языками»[37]. |
В 1923—1928 годах азербайджанский являлся единственным официальным языком преподавания в дагестанских школах[38]. В 1932 году в рутульском селении Рутул начала выходить газета на азербайджанском языке «Гызыл чобан» («Красный чобан»)[39]. Статус языка межнационального общения в Южном Дагестане азербайджанский сохранял и в середине XX века. В 1950-х гг. Л. И. Лавров отмечал: «В Южном Дагестане почти везде вторым языком является азербайджанский»[37].
В настоящее время азербайджанский язык имеет статус одного из государственных языков Дагестана[40].
Ведущим занятием живущих на приморской равнине Дагестана азербайджанцев было земледелие, имевшее многоотраслевой характер. Основноыми культурами были зерновые и, прежде всего, пшеница. Широко использовалось искусственное орошение, в том числе и рисовые чеки. Существовала развитая система распределения воды по селениям через ирригационных устройства. Народная селекция создала лучшие в Дагестане сорта риса и пшеницы сары-бугда (истамбул-бугда, или арнаутка), аг-бугда. Хорошо известна была высокоурожайная пшеница терекеме будай (терекемейская пшеница). Широко распространено было выращивание шафрана. Интенсивно развивалось во второй половине XIX века выращивание марены, шедшей на производство красителей для шёлка, шерсти и хлопчато-бумажных тканей. Мареноводство и шелководство здесь были древними занятиями, поставлявшими продукцию для внешней торговли.
Значительной отраслью было и скотоводство мясо-молочного направления. Особенностью местного сельского хозяйства было использование буйволов в качестве тягловой силы.
Важными занятиями терекемейцев были добыча соли и нефти и торговля ими преимущественно с горцами[22].
Традиционными занятиями азербайджанцев в Дагестане являются ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня и др.[41]. С 1920-х годов индустриализация региона открыла новые возможности для населения Дагестана.
В Дагестане у азербайджанцев есть возможности для сохранения и развития национального языка, традиций и обычаев, уклада жизни. Азербайджанский язык преподается в 79 школах и 11 детских дошкольных учреждений. В школах с мононациональным составом учащихся обучение по всем предметам в начальных классах ведется на азербайджанском языке. В связи с решением парламента Азербайджанской Республикио о переходе на латинскую графику необходимая учебно-методическая литература поступает из Азербайджана. Так, у азербайджанцев, живущих в двух странах сохраняется единое культурно-образовательное поле. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров на азербайджанском языке проводятся в Дербентском высшем педагогическом колледже и в вузах Азербайджана.
В районах Южного Дагестана, где в основном живут азербайджанцы транслируются передачи Бакинского телевидения в объёме 6340 часов в год. На азербайджанском языке издаются республиканские газеты "Дербент" и "Ватан".
В Домах культуры равивается традиционная культура. Имеются ансамбли народных инструментов, народной песни, литобъединение "Гюлистан", два народных театра и один госдрамтеатр, различные национально-культурные и общественные движения, которые бывают частыми гостями на теле- и радиопередачах ГТРК "Дагестан", где вещание ведется и на азербайджанском языке.
У азербайджанцев Дагестана развивалось местное художественное творчество. Сохранились сведения о поэте XVI в. Баят Аббасе из пригорода Дербента (ныне юго-запад города), а также дербентских поэтах XVII в. Мехсуме Дербенди и Диляфруз Пери[42]. В XVIII-XIX вв. письменные традиции стали складываться у терекеме. Родоначальником индивидуальной (авторской) поэзии считают Фетали (конец XVIII в.), Михрали, Киласа, Пирали (конец XIX — начало XX в.) из с. Великент, а также ашуга-поэта Халида (конец XIX — начало XX в.) из с. Карадаглы и Минатуллу Юсуфли из с. Падар и др.[43]. Особое место в литературе дагестанских азербайджанцев второй половины XVIII — начала XIX в. занимает творчество поэтессы Зернигар-ханум из Дербента (1722-1770), ставшей признанным мастером поэтического слова[42].
Историко-культурные взаимоотношения азербайджанцев с народами Южного Дагестана способствовало обогащению азербайджанской литературы творчеством дагестанских авторов. Так, основоположник лезгинской письменной литературы Етим Эмин, помимо своего родного языка, писал также на азербайджанском языке[44][45]. Виднейший представитель лезгинской светской письменной литературы поэт и учёный Гасан Алкадари также писал свои произведения на лезгинском и азербайджанском языках. На азербайджанском языке в 1892 году им была написана книга «Асари-Дагестан», представляющая собой свод восточных письменных сведений по истории Дагестана с многочисленными комментариями, замечаниями и стихотворными вставками самого Алкадари[46]. Дербентский ашуг горский еврей Шаул Сименду, твориший в начале XX века, также писал на азербайджанском языке ивритскими буквами[47]. На азербайджанском языке создавал некоторые свои стихи крупнейших лезгинский поэт Сулейман Стальский («Мулле», «Кавказ», «Колхоз», «Не торопясь сквозь зной» и др.)[48][49][50]. На азербайджанском также писали рутульские поэты Хазарчи Гаджиев и Джамисаб Саларов[51].
В арабское время значительная часть албанского населения перешла в ислам и стала использовать арабскую письменность. Позднее, в XI—XIII вв., оно подверглось тюркизации и послужило основой для формирования в дальнейшем азербайджанского народа.
Дагестанскими азербайджанцами являются три генерал-майора Вооружённых Сил России — Т.А.Сеидов, М.Д.Насиров, Н.Садыков
В Дагестане ислам шиитского направления исповедуют азербайджанцы, живущие в гп Дербенте, Махачкале, Кизляре, Дербентском районе и жители лезгинского селения Мискинджа в Докузпаринском районе.
Languages used at present or in the past as lingua franca in the Caucasus
Azeri in Southern Daghestan
Kumyk in Northern Daghestan
Avar in Western Daghestan
Nogay in Northern Daghestan
Circassian in Western Daghestan
Russian across the Caucasus (since the second half on the 19th c.)
...
Until the beginning of the 19th century Turkic Kumyk, beside Avar and Azeri, served as one of the lingua francas in foothill and lowland Daghestan, whereas in Northern Daghestan this role was sometimes played by Nogay.
....
In the 16th- 17th centuries Azeri started to be used as a lingua franca in southern Daghestan by such peoples as Budukh, Kryz, Khinalug, Udi, Tsakhur, Rutul, Tabasaran, Lezgi, partially Avar ad Lak. In the Samur valley of Daghestan, until 1960s, the Rutuls, Tsakhurs, Lezgis and Laks have used a local Azeri koine for mutual communication
Основоположником письменной литературы лезгин выступил Этим Эмин (1838-1884). Он писал на лезгинском, азербайджанском и арабских языках.
Етим Эмин был образованным для своего времени человеком, писал на трех языках: лезгинском, азербайджанском, арабском.
Связи с Азербайджаном способствовали возникновению в конце 19 в. у лезгин и светской письменной литературы. Виднейшим её представителем был Гасан-Алкадари (1834—1910) — автор широко распространённой книги «Асари-Дагестан», написанной в 1892 на азербайджанском языке и представляющей собой свод восточных письменных сведений по истории Д. с многочисленными комментариями, замечаниями и стихотворными вставками самого Алкадари.
На азербайджанском языке создавал некоторые свои стихи С. Стальскин («Мулле», «Кавказ», «Колхоз», «Не торопясь сквозь зной» и др.), к азербайджанскому письму и языку прибегали Т. Хурюгский, Ш. Гезерчи, Н. Шерифов и другие лезгинские поэты.
Сулейман Стальский, работая в Дербенте, Гяндже, Баку, Самарканде и других местах Средней Азии, освоил некоторые тюркские языки и позднее создавал произведения не только на родном, лезгинском, но и на азербайджанском языке. Так, на азербайджанском языке им сложено, в частности, стихотворение, прочитанное на Первом всесоюзном съезде советских писателей. В архиве поэта сохранилось на азербайджанском языке двенадцать стихотворений, всего насчитывающих около пятисот строк.
Лезгинские писатели до образования своего письменного периода создавали художественные произведения на других языках, пользуясь письменностью иных народов. Так, арабским и азербайджанским языками пользовались Мирза-Али Ахтынский, Етим Эмин, Гасан Алкадари. Посредством арабской и азербайджанской письменностей написаны все лезгинские произведения Етима Эмина, Кючхюра Саида, Гаджи Ахтынского, Тагира Хурюгского. На азербайджанском языке создал немало стихов и Сулейман Стальский.
Ибрагим Махмудович Алиев родился 12 августа 1889 г. в Порт-Петровске в бедной азербайджанской семье.
Керим Гусейнович Мамедбеков (1899 — 1938 гг.), видный государственный и партийный деятель Азербайджана и Дагестана. По национальности азербайджанец.
Азербайджанцы в Дагестане.