Lt304888.ru

Туристические услуги

Азербайджанцы в Иране

09-08-2023


Часть серий

Азербайджанцы

Культура

Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка
Национальный костюм · Религия
СМИ · Спорт · Танцы · Театр
Туризм · Имена

Диаспоры
Армения · Иран · Грузия
Россия · (Дагестан · Санкт-Петербург)
Религия
Ислам · Христианство · Иудаизм
Зороастризм
Язык
Азербайджанский
Памятные события
Мартовские события · Чёрный январь · Резня в Ходжалы
Азербайджанский портал

Азербайджанцы в Иране (Азери́, Иранские азербайджанцы) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан, Зенджан и Ардебиль) и провинций Казвин, Меркези и Хамадан. Живут также в провинциях Гилян, Курдистан, Кум и Тегеран ( <25% )[1]. Общая численность составляет около 18 - 30 миллионов человек (18 %- 42 % населения Ирана)[2][3][4][5][6][7]. В основном — мусульмане-шииты.

Содержание

Этногенез

См. Азербайджанцы - Этногенез

Тюркизация Северо-западного Ирана

В X веке на востоке Иранского плоскогорья появилась новая военная сила в лице тюрок Средней Азии, которые разгромили династию Саманидов в Хорасане и образовали военно-феодальное государство Газневидов, достигшее наибольшего могущества при Махмуде Газневиде (998—1030) и распространившее своё влияние на территорию от Ганга до Курдистана.

Файл:Asia history map 0001.png
Государство Сельджукидов (1100 год)

В период его правления в Хорасан мигрировала масса кочевников — тюрок-огузов, принявших ислам и признавших власть Газневидов. Наибольшим влиянием среди них пользовался род сельджуков. Позднее, однако, они отказались подчиняться султану Махмуду и, одержав победу над газневидскими войсками в 1038 году, объявили султаном одного из вождей сельджуков, Тогрул-бека. В течение следующих десятилетий огузские племена, возглавляемые сельджуками, захватили бо́льшую часть Центрального Ирана, Хорезм, Систан, Керман, Герат и другие земли, в 1055 году захватили Багдад, в 1071 году разгромили византийские войска при Манезкерте. В ходе дальнейшей экспансии сельджуки подчинили себе Армению, часть Сирии, Палестину, бо́льшую часть Малой Азии и Закавказья. Именно Северный Иран (Азербайджан, Хорасан, Фарс), Южный Кавказ и Малая Азия стали районами расселения большей массы тюрок-огузов, что привело к серьёзным изменениям в этническом составе населения. В конце XI — начале XII вв. единое государство Сельджукидов начало распадаться на самостоятельные сельджукские государства. Одним из них стало государство атабеков Азербайджана (Ильдегизидов) со столицами в Нахичевани, Тебризе, Ардебиле и Хамадане). Непрерывные междоусобицы, продолжавшиеся в течение XII века, облегчили завоевание Ирана правителями Хорезма — хорезмшахами, бывшими вассалами сельджуков. В начале XIII века их сменили новые завоеватели — монголы Чингисхана. В течение 1220-х — 1230-х гг. монголами были разгромлены феодальные государства, существовавшие на территории Северного и Западного Ирана и Азербайджана. Монгольские походы нанесли огромный урон завоёванным территориям — массы людей были истреблены, многие города и деревни были превращены в груды развалин, ирригационные системы разрушены.

Распад государства ильханов. Сер. XIV - сер. XV вв.

В 1250-е гг. монгольский хан Хулагу с многочисленной и хорошо вооружённой армией создал здесь своё собственное государство ильханов (Хулагуидов), которое включало в себя Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, арабский Ирак и восточную часть Малой Азии. Столицами государства были Мераге, Тебриз, Солтание, затем снова Тебриз. Бо́льшая часть знати при ильханах — как тюрки, так и персы — исповедовала ислам. В конце XIII - начале XIV вв. произошла полная исламизация и монгольской ильханской знати. В конце 1330-х гг. государство ильханов в результате борьбы за власть между отдельными феодальными родами монгольской, тюркской, иранской знати распалось на средние и небольшие феодальные государства. Наиболее могущественными среди них были династии Чобанидов, Джелаиридов и Музаффаридов.

Ак-Коюнлу в 1478 г.

В конце XIV в. Иран подвергся нашествию Тамерлана. После его смерти в 1405 году Джелаириды совместно с союзниками — кочевниками из тюркского государства Кара-Коюнлу — нанесли поражение Тимуридам на территории Азербайджана, Ирака и Курдистана. Во второй половине XV в. Кара-Коюнлу, в свою очередь, потерпело поражение в борьбе с кочевниками тюркского государства Ак-Коюнлу, основатель которого Узун Хасан, подчинивший почти весь Западный Иран, сделал своей столицей Тебриз.

Сефевиды

Отсутствие единой централизованной власти в государстве Ак-Коюнлу и междоусобная борьба способствовали в конце XV в. усилению влияния суфийского ордена Сефевийе. В 1499 году руководитель ордена шейх Исмаил, объявленный прямым потомком шиитских имамов Мусы Казема и Али, пользуясь поддержкой предводителей туркменских племён, феодалов Гиляна и Талыша и создав ополчение в основном из тюркских племён Азербайджана и Малой Азии, поднял восстание против Ак-Коюнлу и в 1500-1501 гг. разбил войска ширваншаха и султана Ак-Коюнлу. Завладев Азербайджаном, он в 1501 году объявил себя шахом. Столицей государства Сефевидов стал Тебриз. В течение последующих 10 лет шах Исмаил подчинил себе бо́льшую часть Ирана. Династия Сефевидов, согласно современным научным представлениям, имела иранское происхождение, но к моменту прихода шейха Исмаила к власти тюркизировалась и приняла тюркский язык в качестве родного[8][9]; по мнению В.Минорского, они также владели и персидским, как родным[10]. Дед основателя династии шаха Исмаила Хатаи, шейх Джунейд, в XV веке, создав ополчения из тюркских кочевников Малой Азии и Азербайджана, совершал походы на Дагестан и Северный Ширван. Его дело продолжил отец шаха Исмаила, шейх Хейдар, который создавал вооружённые отряды из своих сторонников-шиитов. Опасаясь роста влияния рода Сефевийе, султан Якуб в союзе с ширваншахом выступил против шейха Хейдара. Сам Хейдар был убит во время сражения, погиб и его старший сын, а сам Исмаил в течение нескольких лет скрывался в Гиляне. Шах Исмаил Хатаи, родившийся в городе Ардебиль и владевший тюркским языком как родным[11], стал одним из основателей литературы на азербайджанском языке[12]. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние.[13].

Раздел

После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы оказались разделены между двумя десятками полунезависимых ханств. Последовавшая в начале XIX века русско-персидская война привела в 1828 году к разделу Азербайджана по реке Аракс, согласно Туркманчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана[14][15][16][17], и влияние азербайджанцев в Иране значительно ослабло.

XX век

Во время Первой мировой войны турецкие войска летом 1918 года вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Это позволило демократической партии Шейха Хиябани в Тебризе начать борьбу за независимость южного Азербайджана. В начале 1920 года Хиябани объявил южный Азербайджан — Азадистаном («Страна Свободы» — азерб.), но восстание было подавлено войсками Ирана и контроль Тегерана был полностью восстановлен.[18] Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.[18]

Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1941 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения[16]. В 1945 году по одобрению СССР в иранском Азербайджане была объявлена Азербайджанская Демократическая Республика. Однако она просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании[16]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты[17]. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка еще больше воспрепятствовалось.[18] Так же, как это делала монархическая власть, исламский режим, пришедший к власти в 1979 году в ходе Исламском революции, принижал этническую разницу между персами и азербайджанцами[17]. Несмотря на то, что важные фигуры иранского истеблишмента были этническими азербайджанцами, как например Аятолла Али Хаменеи, власти не колебались в выборе средств для подавления вооружённого сепаратизма, применяя тяжёлое оружие, как, например, при подавлении восстания в Тебризе в 1981 году, и казнив сотни азербайджанцев[17].

Современное положение

Период после провозглашения независимости Азербайджанской Республики на севере обозначен появлением открытой и скоординированной политической деятельности и созданием организаций, которые объединили иранских азербайджанцев[19]. Право на использование азербайджанского языка в Иране было главной темой политической активности начавшейся в тот период. Весной 1998 года группа из шестидесяти лидеров интеллигенции Иранского Азербайджана послала открытое письмо президенту Хатами с требованием свобод в области культуры и языка. Они указали, что их язык является тем же, на котором говорят в Азербайджанской Республике и там, в отличие от Ирана, разрешается печатать на азербайджанском языке[19]. Молодежные студенческие организации также требовали создания двуязычной образовательной системы[19]. В 1995 году профессором-азербайджанцем Махмудали Чохраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен, была создана организация "Движение национального пробуждения Южного Азербайджана " (GAMOH/GAMIC).[17][19] Эта организация требует предоставления независимости азербайджанцам и действует в подполье. Азербайджанская Республика, в свою очередь, колеблется между сочувствием к сородичам — иранским азербайджанцам и нежеланием обострять отношения с Ираном[17][19].

Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга[19]. Были достигнуты значительные улучшения в коммуникационных и транспортных соединениях между Азербайджанской Республикой и азербайджанскими провинциями Ирана. Появились прямые авиационные и автобусные рейсы. Были установлены связи и подписаны соглашения между администрацией азербайджанских провинций Ирана и правительством Азербайджанской Республики, в области торговли, образования, научных исследований и экономического сотрудничества[19]. Первоначально Иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, Иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и "своими" азербайджанцами[19]. Также правительство Ирана изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении[20], так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев[21].

В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев[17].

Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» (перс. ترک‎).[17][19][22].

См. также

Примечания

  1. Teheran - LookLex Encyclopaedia
  2. http://www.photius.com/rankings/languages2.html
  3. День азербайджанской нации: народ, сплоченный вопреки расстояниям
  4. Azerbaijan in Iran | Iranian.com
  5. Joshua Project - Great Commission Status of the Azerbaijani People Cluster
  6. The World Factbook - Iran. Проверено 21 апреля 2008.
  7. [1], Looklex Encyclopaedia, Iranian.com, «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language, UNPO information on Southern Azerbaijan, Jamestown Foundation
  8. Roger M. Savory. «Safavids» in Peter Burke, Irfan Habib, Halil Inalci: «History of Humanity-Scientific and Cultural Development: From the Sixteenth to the Eighteenth Century», Taylor & Francis. 1999. Excerpt from pg 259: «В настоящее время можно говорить с уверенностью, что семья Сефевидов — местного иранского, а не тюркского происхождения, как иногда утверждается. Возможно, эта семья родом из Персидского Курдистана, откуда они позднее перебрались в Азербайджан, где приняли азерийский вариант тюркского языка, на котором там говорят, и в конечном итоге поселились в маленьком городке Ардебиль где-то в одиннадцатом веке (the present time, it is certain that the Safavid family was of indigenous Iranian stock, and not of Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where they adopted the Azari form of Turkish spoken there, and eventually settled in the small town of Ardabil sometimes during the eleventh century)».
  9. Book 1, p. 240:
  10. Vladimir Minorsky. «The Poetry of Shah Ismail», Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 10. No. 4, 1942, p. 1006a.
  11. E.Denison Ross. «The early years of Shah Ismail.» Journal of the Royal Asiatic Society. (1896), p.288.
  12. Brenda Shaffer. «Borders and Brethren: Iran and the Challenge of Azerbaijani Identity» (MIT Press, 2002)
  13. John R. Perry. "Persian in the Safavid Period: Sketch for an Etat de Lanque, Pembroke Papers 4 (1996), pp. 272, 279
  14. C.E.Bosworth, «Azerbaijan», in Encyclopedia Iranica (London and New York: Routledge and Kegan Paul, 1989)p.224
  15. Small nations and great powers Автор: Svante E. Cornell.
  16. ↑ Peoples of Western Asia. Marshall Cavendish Corporation.
  17. ↑ The Washington Institute for Near East Policy. Policy Watch #1111.
  18. 1 2 3 C. E. Bosworth. Azerbaijan — Islamic history to 1941. Iranica.
  19. ↑ Shaffer Brenda “Iran’s Internal Azerbaijani Challenge: Implications for Policy In the Caucasus”, in Gammer, Moshe, edt. (2004) The Caspian Region. A Re-emerging Region, Vol. I, London: Routledge, pp. 119-140.
  20. Alberto Priego (2005). The Creation of the Azerbaijani Identity and Its Influence on Foreign Policy’, UNISCI Discussion Papers, Universidad Complutense de Madrid.
  21. Michael E. Brown, ed. The International Dimensions of Internal Conflict. Cambridge, Mass.: The MIT Press. 1996
  22. Sharam Chubin, Charles Tripp. "Domestic Politics and Territorial Disputes in the Persian Gulf and the Arabian Peninsula." Survival, vol.35, No.4 (Winter 1993),p.10

Ссылки

  • Выступление президента Ассоциации Защиты Азербайджанских Политических Заключенных в Иране на Дурбанской Конференции ООН 23 апреля 2009 года в Женеве. (англ.)

Азербайджанцы в Иране.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01