Lt304888.ru

Туристические услуги

Александрийская православная церковь

04-08-2023

Александрийская православная церковь
Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς
Основная информация
Основатели Апостол Марк
Предстоятель в настоящее время Феодор II
Центр Александрия и Каир
Юрисдикция (территория) Африка
Численность
Епархий 25
Верующих 250.000 - 300.000 в Египте + более 6.500.000 африканцев
Сайт www.patriarchateofalexandria.com

Александри́йская Правосла́вная Це́рковь (или Александрийский патриархат, греч. Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая второе (во Вселенском Константинопольском Патриархате) место в диптихе автокефальных поместных Церквей. По преданию основана апостолом Марком.

В последнее время Александрийский Патриархат проводит интенсивную миссионерскую деятельность. Особенно она заметна на побережье озера Виктория — в Кении, Танзании и Уганде. К примеру, в Уганде из 20-миллионного населения уже около 1.5 миллионов относят себя к византийскому христианству — православию. В Кении — около 1 миллиона православных, в Конго — 1 миллион, в Камеруне — 1 миллион, в Танзании — более 40 000, Мадагаскаре — около 15 000, ЮАР — около 40 000, Бенине — более 2 000, Гане — 10 000 (см. «Православие в Гане»), Зимбабве — несколько тысяч и развивающаяся значительная миссия и др.[1]. Африканские православные активно участвуют в жизни Церкви, стараются, несмотря на материальные трудности, вести гуманитарную работу.

Сейчас на Африканском континенте насчитывается около 5 миллионов православных христиан (из которых только около 300 тысяч греков[источник не указан 655 дней]) и их число стремительно растёт[2]. В частности, в ЮАР миссионерскую работу ведёт Сербская православная церковь.

Содержание

История

Ранняя история

По преданию, основана около 42 года апостолом и евангелистом Марком (ум. в 63) в Александрии (Эллинистический Египет). Для основанной в Александрии церкви он поставил первого епископа — Аниана[3]. В Александрии евангелист завершил свой земной путь, претерпев мучения от толпы разъяренных поклонников Сераписа (в 62 или 68). Его тело было погребено христианами в церкви Вукола[4].

Становление Александрийской церкви в первые 2 столетия после рождества Христова проходило в противостоянии с разного рода культами и религиозными сектами многонациональной Александрии. Важную роль в борьбе с гностиками, иудаизмом и язычниками к концу II века в Александрии играли дидаскалы. Несколько поколений дидаскалов III—IV веков (Пантен, Климент, Ориген и др.) заложили основы Александрийской школы богословствования[4], ставшей одним из важнейших богословских центров христианского мира.

В 202 году император Септимий Север (193—211) посетил Палестину, после чего запретил под угрозой жестоких наказаний обращение в иудаизм и христианство. Гонения, прекратившиеся вскоре после смерти Септимия Севера, не достигли цели. Напротив, стойкость невинных мучеников подвигла к обращению в христианство многих александрийцев[4].

В течение первых трёх столетий было построено большое количество храмов и введён собственный чин литургии — литургия апостола Марка (александрийская). В III веке в Александрийской церкви Благодаря деятельности Антония Великого появилось монашество. Оно распространилось в Египте; К концу IV века его основыми центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монашеской жизни распространился на терриории Палестины, Сирии и других стран.

Официальным языком Александрийской церкви был греческий. Большинство александрийских богословов также использовали греческий язык.

С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул папы. Впервые его использовал Иракл Александрийский. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке. С 451 года за Александрийский епископом утвердился титул патриарха. Александрийский патриархат был третий по значению после Рима и Константинополя.

Единство Александрийской церкви было расколото в середине V века после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в Александрийкой церкви: бо́льшая часть верующих последовала за монофизитским патриархом Диоскором I (444—451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной православному учению и стала основой Мелькитской Церкви. С 457 года в Александрийской церкви существовали две параллельные иерархии: греческая (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол Александрийской церкви постоянно оспаривался мелькитскими и коптскими кандидатами, с 482 по 538 годы на нём преобладали коптские патриархи монофизитской ориентации. После 538 года стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская и коптская монофизитская. Со времен императора Юстиниана I и вплоть до арабского нашествия коптские патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией монастырь Святого Макария в горном Египте.

По оценкам некоторых историков, к началу VII века из примерно шестимиллионного христианского населения Египта православных было всего около 300000 человек, остальные придерживались монофизитства.

В период арабского господства и крестовых походов

Арабское завоевание Египта (638 год) положило конец соперничеству греческого и монофизитского патриархов в Александрийской церкви, поскольку греческий патриарх был вынужден бежать в Константинополь. Патриарх Кир умер ещё до сдачи Александрии (весной 642), а избранный его преемником Петр покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе около 654 года. После него преемство православных Александрийских Патриархов прервалось более чем на 70 лет.

Александрийская Церковь окончательно пришла в упадок и находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя.

Только в 727 году на Александрийский престол при поддержке византийского императора Льва III был избран патриарх Косма I (727—767).

В 731 году при халифе Хишаме, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского Патриарха. Патриарх Косма, хотя и был в прошлом малограмотным ремесленником, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев.

В тот период Александрийская церковь переживала кризис, связанный с распространением монофелитства. Патриарх Косма I отрёкся от монофелитства на поместном соборе 743 году[5].

Коптская Церковь во время арабского правления имела относительную свободу, в то время как греческая Церковь подвергалась преследованиям, а также экономическому и социальному давлению со стороны мусульманских властей, которые рассматривали мелькитов как политических сторонников Византии. К XIII веку численность православного населения в Александрии составляла около 100 тысяч человек.

Во время крестовых походов установились связи Александрийского патриархата с Римом. По просьбе патриарха Николая I (ок. 1210—1218) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Посланием Ex litteris quas от 29 апреля 1213 Иннокентий III пригласил патриарха Николая I на IV Латеранский собор, на котором Александрийскую церковь представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи Александрийской церкви с Римом были прерваны, о чём свидетельствует назначение крестоносцами первого латинского патриарха Александрии Афанасия Клермонского в 1219 году; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно латинский патриархат Александрии был упразднён в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 году патриарх Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

В период турецкого господства

В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. Резиденция патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике Александрийской церкви византийской литургии. Немногочисленной паствой управлял фактически сам патриарх, при котором иногда был ещё один архиерей. В Оттоманской империи Александрийская церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли православных патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). Посетивший в 1657 году Египет русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков. Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархов и помощи православных государств, прежде всего России, начавшейся ещё во времена Ивана Грозного[6].

С XVI века начали развиваться отношения Александрийской церви с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патриарх Паисий, принимавший участие в соборе 1666—1667 годов, низложившем патриарха Никона.

Во время восстания против наполеоновских оккупационных войск, занявших Египет в 1798, толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей.

Положение православных улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али, установившего религиозную свободу. Египетский наместник султана Мухаммед Али, взяв курс на самостоятельность Египта, восстановил порядок в стране и, будучи человеком прагматичным, веротерпимым и заботясь о доходах казны и развитии промышленности, покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков.

Зависимость православных Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX века. Последним назначенным в Константинополе предстоятелем Александрийской церкви стал Иерофей I (1846/1847-1858), вернувший патриаршую резиденцию в Александрию.

К началу XX века православная община (главным образом за счёт иммиграции) насчитывала уже около 100 тыс. человек (63 тыс. греков, остальные — арабы).

Александрийская Церковь в XX веке

Реформатором церковной жизни в православной Александрийской церкви стал патриарх Фотий (1900—1925); при нём Алесандрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века шла обширная иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные составляли в стране около 150 тысяч человек. Преемник Фотия, патриарх Мелетий II (1926—1935), составил правила самоуправления для Александрийской церкви и подал их на рассмотрение египетскому правительству, которое одобрило их. С этих пор Александрийский патриархат стал независимым и даже получил защиту государства. Патрирх Мелетий также основал семинарию Святого Афанасия, упорядочил систему церковного судопроизводства и распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Митрополит Леондопольский Христофор II (1939—1967), был избран на патриарший престол 21 июля 1939 года. После Второй мировой войны, из-за эмиграции в другие страны (главным образом в Австралию) произошло сильное сокращение греческой паствы в Египте. Он положил основание современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском континенте.

Вследствие деятельности повстанцев мау-мау, в 1952 году британские колониальные власти в Кении объявили чрезвычайное положение; православная Церковь была запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби, бывшего преимущественно греческим.

При патриархе Николае VI (1968—1986), в 1982, в Найроби (Кения) открылась духовная семинария, где обучаются будущие православные священники из многих стран Африки.

С 1997 по 2004 годы предстоятелем Александрийской церкви был Петр VII, 115-й Патриарх Африки.

Современность

С октября 2004 предстоятель церкви — Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II.

В настоящее время Александрийская Церковь насчитывает всего около 6 млн верующих, которые объединены в 5 египетских и 19 африканских епархий. Богослужение совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. В африканских епархиях ведутся работы по переводу Богослужения и на местные языки.

Епархии Александрийской Церкви

  • Гермопольская епархия (арабоговорящих христиан). Кафедра: Танта (Египет)

См. также

Примечания

  1. Александрийский патриархат в Православной энциклопедии
  2. Современное состояние православной миссии в мире Русская линия
  3. http://pstgu.ru/download/1161336952.history_talberg_1.pdf Николай Тальберг. История Церкви
  4. ↑ http://pda.sedmitza.ru/text/397503.html Александрийская Православная Церковь. (Православная Энциклопедия. Т. 1, М., 2000. С. 559—594)
  5. Pravoslavie.Ru / История Александрийской Православной Церкви
  6. ХОЖДЕНИЕ НА ВОСТОК ГОСТЯ ВАСИЛИЯ ПОЗНЯКОВА С ТОВАРИЩИ — отчёт о посещении Египта российской делегацией в 15581560

Ссылки

  • Александрийская Православная Церковь. Официальный сайт.
  • Александрийская Православная Церковьна сайте МП


Александрийская православная церковь.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01