20-10-2023
Эдуард Васильевич Аниконов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Эдуа́рд Васи́льевич Анико́нов (род. 14 ноября 1966, Магнитогорск) — современный российский художник, член Союза художников России.
Содержание |
Эдуард Васильевич Аниконов родился в 1966 году в одном из крупнейших центров чёрной металлургии в России - городе Магнитогорске.
Интерес к творчеству Аниконова возник на пике интереса к России в 90-е годы, после падения железного занавеса. В это время возникает масса программ по образовательным, культурным и деловым обменам между Россией и Америкой. Одной из таких программ была «Рукопожатие через океан» (англ. "Hands Across The Water" — название программы взято из известной песни Пола Маккартни).
Эрику Молленхауэру принадлежала идея начала культурных обменов между штатом Нью-Джерси (США) и г.Магнитогорском. В рамках культурных обменов между Россией и Америкой в 1997 году была организована художественная выставка Эдуарда Аниконова в колледже Южного Джерси (США).
Важным моментом в усилении натурного влияния стала появившаяся в 2000 году у Аниконова мастерская на мысе Фиолент, в Крыму – легендарной Киммерии – приюте многих поколений творческих людей. С 2000 года Аниконов работает в мастерской в Севастополе. Для художника 2000-2007 годы стали временем поиска новых смыслов в творчестве.
Диптих «Адам» и «Ева» 2006 года, а затем созданные в 2007 году две работы "Их две. Они опережают время" сделали пробу новой стилистики, акцентировав экспрессию и жестовость. Постепенно усилился графический динамизм, знаково-иероглифический смысл движений кисти. Живописные приемы меняются: они утрачивают плотность фактуры и красочную тяжесть, освобождая место крепнущему нарративу.
Художественное кредо художника – «красота и гармония».[3] Излюбленная тематика: «манифестация духовного в пластике материи». Главное — форма и цвет, равновесие внешнего и внутреннего, многозначность образа. Форма для художника - возможность вербализации личных эмоциональных переживаний, личной чувственной «истории» на поверхности холста, где линии, растры, мазки и потеки краски не появляются механически, а являются своеобразными проекциями желаний, мыслей и чувств.
В 2006 году в рамках подготовки мероприятий, посвященных 75-летнему юбилею ОАО ММК Аниконову, как художнику нового поколения, далекого от масштабных проектов советских времен и государственного заказа, предоставили возможность работать на Магнитогорском металлургическом комбинате и создать серию работ, посвященных индустриальному производству.
Искусствовед, историк и критик искусства, специализирующийся на истории отечественной живописи ХХ и ХХI веков - Антон Успенский, пишет о творчестве Эдуарда [4]:
"Интересно сравнить сталевара Аниконова и шахтеров Гапонова-Котешова, выполненных в одни и те же годы, портретно взятых одинаково – в крупном, «героическом» (как его обозначила эпоха соцреализма) масштабе. В отличие от эпических, покрытых кузбасским лаком, кемеровских шахтеров, магнитогорский сталевар – лирический герой, чья брутальность высвечивается благодаря контрасту с хрупким стеклянным стаканом, из которого он жадно и бережно пьет."
Далекие от праздничной живописности заводские цеха, прокатные станы, карьеры и рудники, изображенные в неприкрашенном виде, получили признание и право на жизнь в искусстве Эдуарда Аниконова. В этих картинах с неброским, аскетичным колоритом - мужской, сильный мир, герои которого - люди дела, технологической дисциплины, привыкшие чувствовать себя опорой жизни.
Работая над индустриальной серией Аниконов визуализирует, переосмысливает, что такое Магнитка через её главный символический компонент - металлургический комбинат. Художник даёт точку отсчета новому мифу, новой реальности, новому восприятию привычной индустриальной среды.
Аниконов, Эдуард Васильевич.