27-07-2023
Антигерой — тип неоднозначного героя в художественных произведениях. Антигерой подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев, но несмотря на это занимает в произведении место протагониста[1]. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.
Определённый момент, когда антигерой как таковой появился в литературе, назвать не представляется возможным. Уже в древней мифологии встречаются неоднозначные, морально «серые» герои, в особенности трикстеры, такие как Локи в Скандинавской мифологии. Антигерои часто встречаются и в фольклоре, народных сказках, баснях, в которых часто встречается антигерой комический — трус, дурак, жадина. Со временем антигерой эволюционировал, меняясь как и общественные концепции героя. С елизаветинских времён Фауста и шекспировского Фальстафа и к более тёмной викторианской литературе XIX века, или от пассивного нерешительного человека, остро контрастирующего с другими греческими героями к «Признаниям бандита» Филиппа Тейлора.
Характерным антигероем классической литературы XIX — начала XX века был байронический герой, сомневающийся и мятущийся лишний человек. Подобного рода антигероями были и Евгений Онегин из одноимённого романа Александра Пушкина, и Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского[2]. Драматурги середины XX века, такие как Сэмюэл Беккет и Том Стоппард показали антигероичных протагонистов, узнаваемых по недостатку личности и стойкости. Благодаря Pulp-журналам и детективам-нуар середины XX века, персонажи вроде Сэма Спейда, не имевшие великолепия прежних героических фигур, стали популярны. «Спагетти-вестерны» Серджио Леоне показали странствующего линчевателя (т. н. «Человек без имени», сыгранный Клинтом Иствудом), чьё неприветливое поведение расходилось с другими героическими характеристиками. Среди других классических примеров антигероев в литературе XX века — Алекс из романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин»[3], Тайлер Дёрден из романа Чака Паланика «Бойцовский клуб».
Антигерой характерен для плутовского романа. В таких произведениях протагонист, главный герой, совершает преступление, которое не получает от автора морального оправдания. Однако сам герой при этом выступает как трикстер и вызывает симпатию читателя не своими моральными качествами, но своим умом, ловкостью и решительностью. Классические примеры такого рода антигероев — Рейнеке-лис из «Романа о лисе», Чичиков из «Мёртвых душ» Гоголя, Остап Бендер из книг Ильфа и Петрова, Арсен Люпен. Другой вид антигероя-преступника показан в криминальном романе и криминальных фильмах, таких как «Крёстный отец»[4], «Лицо со шрамом»[5] или «Путь Карлито», где авторы не стремятся ни оправдать преступления главного героя, ни вызвать к нему симпатию, а лишь показывают его как типичного представителя криминального мира. В аналогичной по стилю серии игр Grand Theft Auto игроку предлагается управлять антигероем-гангстером.
В супергеройских комиксах часто встречаются антигероические персонажи, такие как Дэдпул, Роршах, судья Дредд или Каратель, которые борются с злодеями, применяя при этом крайне жестокие методы[6][7].
Амплуа и архетипы персонажей | |
---|---|
Амплуа | Action hero · Final girl · Антигерой · Байронический герой · Злодей · Инженю · Комик · Неврастеник · Порок · Резонёр · Субретка · Травести · Трагический герой |
Архетипы | Безумный учёный · Благородный дикарь · Благородный разбойник · Герой поневоле · Дева в беде · Дева-воительница · Король под горой · Лишний человек · Маленький человек · Плохой парень · Прекрасный принц · Роковая женщина · Трикстер |
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Антигерой.