03-05-2023
Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство[1].
Среди других названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей — рисованные истории, для масштабных комиксов — графические романы (они же графические новеллы), для коротких — стрипы. В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют фр. bande dessinee (рисованная лента) или BD, японские комиксы называются манга.
Содержание |
Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности»[1]. Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках»[2].
В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак» Жана Жиро). Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.
Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем[1].
По объёму комиксы варьируются от коротких «стрипов» до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.
Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией. Как отмечает всё тот же МакКлауд, «Фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма»[1]. В английском языке, слово «cartoon» — «карикатура» может обозначать и комикс, и мультфильм[3]. В основе практически всех японских мультфильмов «аниме» лежит экранизация японских же комиксов «манга».
Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas)» (от исп. jeu de l'oie)[2].
«Аллилуй» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуя» насчитывала 48 картинок).[2]
В 1830—1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена.
Художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро[2].
После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер заимствовал сюжет «Поливальщика» из таких альбомов с картинками[2].
Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner» (редактор Уильям Рендолф Херст)[2]. Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов, они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем как и прессы его соперника Джозефа Пулицера.
В 1894 году, в типографии «World» установили первую машину, печатавшую в четыре краски, причем получаемые оттиски уже не походили на яичницу с помидорами. 18 ноября «World» выпустил в воскресном номере первый действительно удавшийся комикс. Ричард Ф. Ауткольт, рисовальщик газеты «Электрик уорлд», поставлял ей комиксы, в которых главными действующими лицами были клоун и овчарка. Так появилась первая комическая серия в воскресной газете.— Уинклер, историограф Уильяма Херста[2]
Позже Ауткольт (фр. Richard F. Outcault) выпустил серию «Аллея Хогана». Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт делает его главным героем.
Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты «Морнинг джорнэл». «Жёлтого мальчишку» в «World» рисовал и раскрашивал Джордж Б. Люкс[2]. Осенью 1899 года Херст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16[2].
Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уиндзор Мак Кей, который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста «Нью-Йорк Америкен» и в свободное время нарисовал мультфильм «Джерти-динозавр».
Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть «желтой прессой».
— Жорж Садуль[2]
В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.
Золотой век комиксов (англ. Golden Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (англ. Superman). Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1, вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов[4]. Другими персонажами, долгое время пользовавшимся популярностью, стали Пластик (англ. Plastic Man), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты[5]. Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка. Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях — теперь герои сражались со странами Оси, а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек[6][7][8]. Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны[9]. Кроме того, герои начали бороться с коммунистами, а некоторые были вовлечены в Корейскую войну. Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах — супергерои и новые миры.
Серебряный век комиксов (англ. Silver Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до приблизительно 1970 года, а после сменился бронзовым веком[10]. Серебряный век начался с комикса Showcase #4, выпущенного DC Comics в октябре 1956 года[11][12]. В нём компания представила новую версию уже существующего супергероя Флэша.
В 60-х на мировую арену также выходит компания «Марвел». Небезызвестные Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка, Человек-Паук, Халк, Тор, Люди Икс, Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics.
Бронзовый век комиксов (англ. Bronze Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, и хотя точных рамок данного периода не существует, принято считать, что он начался в начале 1970-ых и закончился в приблизительно 1985 году. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.
Одним событием, которое чаще всего называют началом бронзового века, стала смерть Гвен Стейси, возлюбленной Человека-паука в The Amazing Spider-Man #121-122, выпущенных в 1973 году[13][14].
Последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с середины 1980-х по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком, не существует. Кроме того существует несколько версий наименования периода. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.
В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).
В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, Тодд Макфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, Грег Капулло, Умберто Рамос, Джузеппе Камунколи и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Компания "Dark Horse"начинает печатать комиксы по мотивам фильмов, таких как «Чужой», «Хищник», «Терминатор». В то время, когда комикс-компании соперничают между собой, «Walt Disney Company» занимается выпуском детских историй с Микки Маусом, Гуфи, Дональдом Даком и другими своими персонажами, находясь как бы вне конкуренции.
Рок-музыка — ещё одна тема, которая встречается в комиксах 1990-х годов, истории в картинках изданы практически про всех рок-звезд. В комиксах даже были отражены почти все темы и события в Персидском заливе в 1990 году, особенно остро они были восприняты американцами. Также появились комиксы с уклоном в порнографию и насилие. Это привлекло внимание Института Американской Цензуры в области искусства. Были приняты жесткие меры — на обложках наиболее «смелых» комиксов стоят надписи «Только для взрослых» (англ. adults only!).
Разновидность комиксов, основанных на мотивах фантастических произведений[15]. В отдельный вид фантастики выделились фантастические комиксы, соединяющие картинку и текст. Фантастические комиксы имеют тесные связи с кинофантастикой, которые обмениваются друг с другом героями, сюжетами и мирами. По каждому крупному телесериалу (Вавилон-5, Звездные войны) была выпущена одноименная серия комиксов. Рекорд в этой сфере принадлежит «Звездным войнам», по мотивам которых издано около тысячи комиксов.
Позже идею переноса книг в формат комиксов подхватили писатели-фантасты.
Некоторые издательства пошли по пути выпуска комиксов по мотивам игровых миров.
В комиксах нередко находят приют произведения, потерявших популярность в других видах фантастического искусства. Нарисовать комикс проще, быстрее и дешевле, чем отснять фильм.
Широкого распространения в СССР комикс не получил[16]. Небольшие истории в картинках печатались в «Весёлых картинках» для детей и в журнале «Крокодил» для взрослых. Изредка иностранные комиксы публиковались в журнале «Наука и жизнь».
Портал «Комиксы» | |
Комикс в Викисловаре? | |
Проект «Комиксы» |
Это заготовка статьи о комиксах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Комиксы | |
---|---|
Форматы | Анимированный комикс · Веб-комикс (Гиперкомикс · Бесконечное полотно · Спрайт-комиксы) · Графическая новелла · Комикс-стрип · Мобильный комикс · Цифровой комикс · Trade paperback |
Создатели | Художники комиксов · Сценаристы комиксов |
Периоды | Золотой век · Серебряный век · Бронзовый век · Современный век |
Жанры | Автобиографические комиксы · Альтернативные комиксы · Андерграунд-комиксы · Взрослые комиксы · Вестерн-комиксы · Военные комиксы · Комиксы о супергероях · Криминальные комиксы · Комиксы ужасов · Научно-фантастические комиксы · Романтические комиксы · Фэнтези-комиксы · Образовательные комиксы |
Основные понятия | Супергерой · Суперзлодей · Суперсила |
Комикс.