Lt304888.ru

Туристические услуги

Борте

26-09-2023

Бортэ-фуджин, Борте-учжин (монг. Бөртэ үжин; кит. фуджин — «госпожа»[1]; 1161[2] — ?) — старшая жена Тэмуджина-Чингис-хана; дочь Дэй-сечена (Дай-нойона) из рода унгират (кунгират) и его жены Цотан.

Согласно «Сокровенному сказанию», первоначально отец Тэмуджина Есугэй собирался взять ему невесту из олхонутского племени, из рода своей жены Оэлун. Случайно встреченный Дэй-сечен предложил посватать свою десятилетнюю дочь Бортэ, бывшую на год старше Тэмуджина. Девочка понравилась Есугэю, он оставил сына «в зятьях» и уехал. По предсмертной просьбе Есугэя его друг и родственник Мунлик забрал Тэмуджина обратно, объяснив это тем, что Есугэй скучает по первенцу.[3] По рассказу Рашид ад-Дина в «Сборнике летописей», отец Бортэ, напротив, препятствовал сватовству, а её младший брат Алчи старался, чтобы сестру отдали за Тэмуджина[4].

Несколько лет спустя, после спасения из тайджиутского плена, Тэмуджин разыскал стойбище унгиратов и взял Бортэ в жёны. Мать Бортэ, Цотан, подарила Оэлун соболью доху, впоследствии преподнесенную Тэмуджином Тоорилу-Ван-хану, напомнившего таким образом о побратимстве Есугэя и хана кереитов. Этот шаг сильно помог Тэмуджину, когда меркиты похитили Бортэ в качестве мести за то, что Есугэй отнял Оэлун у меркитского воина Чиледу. В этой «„Троянской войне“ на Селенге» (по выражению Л. Н. Гумилёва[5]) Тэмуджин вместе с кереитами и Джамухой разгромил меркитов и освободил Бортэ.[6] Рашид ад-Дин передаёт другую версию событий: меркиты захватили Бортэ и отослали к Ван-хану, который «сохранил её за завесой целомудрия» и отправил обратно к Тэмуджину[7][8].

Бортэ была матерью четырёх сыновей (Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй) и пяти дочерей (Фуджин-беги, Чичиган, Алагай-беги, Тумалун, Алталун[9]) Тэмуджина-Чингисхана.

Примечания

  1. Сборник летописей. — Т. 1, кн. 1. — С. 140, прим. 4.
  2. Исходя из 1162 года, как даты рождения Чингис-хана
  3. Сокровенное сказание. §§ 61—69.
  4. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — Т. 1, кн. 1. — С. 162.
  5. Гумилёв Л. Н. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). — М.: Айрис-пресс, 2002. — С. 149. — ISBN 5-8112-0021-8
  6. Сокровенное сказание. §§ 98—111.
  7. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — Т. 1, кн. 1. — С. 115.
  8. Сборник летописей. — Т. 1, кн. 2. — С. 68.
  9. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — Т. 1, кн. 2. — С. 70.

Источники

  • Сборник летописей / Пер. с перс. Л. А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1.
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. О. И. Смирновой,редакция проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2.
  • Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongrol-un Niruca tobciyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный изборник / Пер. С. А. Козина. — М., Л., 1941.


Борте.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01