Lt304888.ru

Туристические услуги

Боспор Киммерийский

27-08-2023

Керченский пролив
укр. Керченська протока
крымскотат. Keriç boğazı
адыг. Хы ТІуалэ
45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д. / 45.315278° с. ш. 36.568333° в. д. (G) (O) (Я)45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д. / 45.315278° с. ш. 36.568333° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Связывает Азовское море и Чёрное море
Страны на побережье  Украина,  Россия
Разделяет Керченский полуостров и Таманский полуостров
Крайние мысы Ак-Бурун и Тузла (мыс)
Ширина от 4,5 до 15 км
Длина 45 км
Наибольшая глубина 18 м

Керченский пролив. Вид из космоса
Керченский пролив

Ке́рченский проли́в (укр. Керченська протока, крымскотат. Keriç boğazı, Керич богъазы, адыг. Хы ТІуалэ) — пролив, принадлежащий к акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.

В конце XVIII — начале XX веков пролив также называли Таврическим[1], Еникальским[2], Керчь-Еникальским. Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др.-греч. Βόσπορος Κιμμέριος) по имени древнего народа киммерийцев.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

Содержание

История

Миф, архаика

Еврипид описывает [3] , как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио — возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом.

Эсхил называет переправу через пролив — «Коровий брод» (греч. Βόσπορος, то есть Боспорос, Боспор, Босфор)[4].

В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду [5].

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота [6]. В VI веке до н. э. греки ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы [7]

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией царя Миридата VI Евпатора под предводительством полководца Неоптолема и варварами:

«Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял»

(Страбон, II, 1, 6)

«Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном».

(VII, 3, 18)

Скорее всего, разбито было племя ахеян, проживавших на территории современного Краснодарского края и обладавших войском и пиратским флотом.

Вход в Меотиду называется Киммерийским Боспором; начинается он с довольно значительной ширины, именно около семидесяти стадиев, где и переправляются из окрестностей Пантикапея в ближайший азиатский город Фанагорию, а оканчивается гораздо более узким проливом. Этот проход отделяет Европу от Азии... (Страбон, VII, 4, 5).

XX век

Керченский пролив. Порт Кавказ, вид с крымского берега

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив . 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года «к празднику 27-й годовщины Великой Октябрьской революции». Строительство велось из трофейных материалов, оставшихся после отступления немецких войск, которые намеревались по мосту переправлять свои вооруженные силы из Крыма на основную часть РСФСР[8]. Впрочем, есть сведения, что строительство моста планировалось советским руководством еще до войны и часть конструкций моста заказывалась как раз в Германии[9]. Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Буквально за несколько дней до разрушения, по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства[10].

Вместо разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа. Ее длина составляет 3,8 км[11], соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

Сегодня

Керченский пролив. Вид с мыса Фонарь

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. После торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив было восстановлено и существует по сей день, но только для перевозки грузов.

Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось множество тонн мазута, тем самым был нанесён огромный вред акватории Керченского пролива.[12]

С начала 90-х годов XX века уже было разработано порядка двух десятков предварительных проектов моста через Керченский пролив, как по инициативе Крымской стороны, так и по российской. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года, предусматривает в качестве одного из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе до 2015 года провести проектирование моста через Керченский пролив, а также реконструкцию автодорожных подходов к государственной границе с Украиной и подъезда к морскому порту Кавказ. А на период с 2016 по 2030 годы — строительство моста через Керченский пролив[13]. Впрочем, строительство моста надеются ускорить для расширения межгосударственных связей России и Украины в связи с проведением крупных спортивных мероприятий — чемпионата Европы по футболу 2012 года, который пройдет на Украине, и сочинских зимних Олимпийских игр 2014 года.

Территориальный спор

Керченский пролив, вид с горы Митридат (Керчь). В центре - остров Тузла, справа - мыс Ак-Бурун

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Тузлинской косы на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России»[14]. В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, вызванный уменьшением стока из Азовского моря и увеличением (летом) из Черного после строительства Цимлянского водохранилища, начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону украинских островов, бывших ранее частью Тузлинской косы. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской.

24 декабря 2003 года в Керчи был подписан договор, в котором отмечается, что, хотя Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ[15].

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются, однако, до сих пор.

МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над единственным глубоководным участком Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом в соответствии с международным правом.

Мост через пролив

Первый мост через Керченский пролив был построен из заготовленного немецкими войсками металла и сдан к 7 ноября 1944 года, но уже в феврале 1945 года был разрушен ледоходом из Азовского моря из-за отсутствия ледорезов.

В апреле 2010 года президент Украины Виктор Янукович и президент России Дмитрий Медведев подписали документ, согласно которому к 2014 году будет построен мост, который соединит Краснодарский край с Крымом. Документ ещё предстоит ратифицировать парламентам обеих стран[16].

Примечания

  1. Таврический пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Еникальский пролив — статья из Большой советской энциклопедии
  3. Вы синие, синие волны,
    Где с морем сливается море,
    Где жало аргосской осы
    Когда-то по лютой пучине
    К берегам азиатским Ио
    Промчало от пастбищ Европы!
    Кого переправили к нам вы?
    Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.
  4. Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
    К воротам тесным моря. Там, отважившись,
    Должна ты Меотиды переплыть пролив.
    И память в людях славная останется
    Об этой переправе. Будет имя ей -
    «Коровий брод» — Босфор. Европы кинешь ты
    Равнины, на Азийский материк придешь.
    «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)
  5. Плутарх, Тесей, 26
  6. «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
  7. Геродот, IV,12,45.
  8. Мост через пролив. Керчь — это мой город
  9. Мост через Керченский пролив. Крымские тайны XX века
  10. Б. М. Надежин «Архитектура мостов», М.: Стройиздат, 1989
  11. Керченский пролив и транспорт Керчи - Города и области Украины
  12. Из Керченского пролива эвакуируются полсотни судов
  13. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р
  14. Травников А. И. Коса Тузла и стратегические интересы России. Изд. «Феникс» Ростов на Дону. 2005
  15. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, 24 декабря 2003 года // МИД РФ
  16. «Медведев и Янукович договорились о строительстве моста через Керченский пролив» // Lenta.ru, 25.04.2010

Топографические карты

Ссылки

  • Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.
  • Керченский пролив, дамба и Тузла со спутника.
  • О катастрофе в Керченском проливе 11 ноября 2007 года
  • Травников А. И. Коса Тузла: перечисленная территория. Изд. Краснодарские Известия. Краснодар. 1997 г.
  • Травников А. И. Коса Тузла и стратегические интересы России. Изд. Феникс, Ростов на Дону, 2005.
  • Вид на Керченский пролив с оконечности косы Тузла Сферическая панорама

Боспор Киммерийский.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01