12-09-2023
Бульвар Сансет | |
Sunset Boulevard | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Билли Уайлдер |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
110 мин |
Бюджет |
≈ 1,752 млн долл. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0043014 |
«Бульвар Са́нсет»[1] (англ. Sunset Boulevard, 1950) — фильм-нуар американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда. Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать).
Считается одним из лучших фильмов Б. Уайлдера[2] и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён[3], например, по версии IMDb[4].
Содержание |
Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне на бульваре Сансет, после чего его же закадровый голос рассказывает историю, которая привела к его гибели. Изначально планировалось показать, что труп Гиллиса рассказывает эту историю другим трупам в морге. Однако на тестовых просмотрах эта сцена вызывала хохот в зале, и её убрали[5]. |
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, но его работа остаётся невостребованной. Случайно он попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет; хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда» немого кино Норма Десмонд[6]. Стареющая актриса отказывается признавать, что она давно забыта публикой и не нужна в современном кино: она живёт в иллюзорном мире, где по-прежнему остаётся великой актрисой и кумиром миллионов; мечтает сыграть Саломею и пишет для себя сценарий. В поддержании иллюзий Норме Десмонд помогает дворецкий Макс, регулярно посылающий ей письма от мнимых поклонников. По ходу действия выясняется, что Макс — некогда знаменитый режиссёр немого кино и первый муж актрисы.
Неохотно уступая воле деспотичной звезды, Гиллис остаётся жить в особняке на её содержании и помогает работать над безнадёжным сценарием. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии, Бетти Шейфер. Альфонс поневоле, Гиллис всё больше тяготится своим положением и в конце концов решает уйти от Нормы. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции и тележурналистов Норма окончательно теряет связь с реальностью; чтобы выманить её из дома и избежать при этом применения силы, Макс сообщает, что сейчас начнутся съёмки «Саломеи», сцены на лестнице. В образе Саломеи Норма спускается по лестнице — к камерам, которых ей так не хватало, к зрителям, в которых она так нуждалась…
Актёр | Роль |
---|---|
Уильям Холден | Джо Гиллис |
Глория Свенсон | Норма Десмонд |
Эрих фон Штрогейм | Макс фон Майерлинг |
Нэнси Олсон | Бетти Шейфер |
Фред Кларк | Шелдрейк |
Ллойд Гоу | Марино |
Джек Уэбб | Артур «Арти» Грин |
Сесиль Б. Де Милль | играет себя |
Хедда Хоппер | играет себя |
Бастер Китон | играет себя |
Анна К. Нильссон | играет себя |
Г. Б. Уорнер | играет себя |
Рэй Эванс | играет себя |
Джей Ливингстон | играет себя |
Как утверждает Скотт Эйман в своей книге, посвящённой Луису Б. Майеру, характер Нормы Десмонд был списан главным образом с исключительно скандальной «звезды» немого кино Мэй Мюррей, от которой немало натерпелся и Штрогейм в процессе работы над фильмом «Весёлая вдова»[7]. Старый фильм, который Норма Десмонд смотрит в своём домашнем кинготеатре (вспоминая лучшие годы), — не что иное, как «Королева Келли» Эриха фон Штрогейма с Глорией Свенсон в главной роли.
На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал её триумфальным возвращением в кинематограф[8], чего так и не дождалась героиня фильма. Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и в эпизодах заняты великие режиссёры немого кино — Эрих фон Штрогейм (играет первого мужа Нормы, из любви к ней унизившегося до роли дворецкого), Сесил Б. Де Милль (играющий самого себя буквально, его называют по имени и герои, и сотрудники студии) и легендарный комик, соперник Чарлза Чаплина, Бастер Китон (гость на игре в бридж, пасующий «смокинг»). Самих себя в фильме играют также легендарная светская хроникёрша Хедда Хоппер, кинодива Анна Нильсон и др.[9]
«Бульвар Сансет» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Уайлдер), лучшая мужская роль (Холден), лучшая женская роль (Свенсон), лучшая мужская роль второго плана (Штрогейм), лучшая женская роль второго плана (Нэнси Олсон), лучшая операторская работа (Джон Сайтц), лучший монтаж (Артур Шмидт, Доэйн Харрисон), однако большая часть этих наград досталась другому фильму о превратностях актёрской славы — «Всё о Еве» Джозефа Манкевича.
Фильмы Билли Уайлдера | |
---|---|
1940-е | Майор и малютка (1942) • Пять гробниц по пути в Каир (1943) • Двойная страховка (1944) • Потерянный уикэнд (1945) • Императорский вальс (1948) • Зарубежный роман (1948) |
1950-е | Бульвар Сансет (1950) • Туз в рукаве (1951) • Лагерь для военнопленных № 17 (1953) • Сабрина (1954) • Зуд седьмого года (1955) • Дух Сент-Луиса (1957) • Любовь после полудня (1957) • Свидетель обвинения (1957) • В джазе только девушки (1959) |
1960-е | Квартира (1960) • Один, два, три (1961) • Нежная Ирма (1963) • Поцелуй меня, глупенький (1964) • Азарт удачи (1966) |
1970-е | Частная жизнь Шерлока Холмса (1970) • Аванти! (1972) • Первая полоса (1974) • Федора (1978) |
1980-е | Друг-приятель (1981) |
Бульвар Сансет (фильм).