21-04-2023
Валентин Плучек | |||||||||
Имя при рождении: |
Валентин Николаевич Плучек |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: |
22 августа (4 сентября) 1909 |
||||||||
Место рождения: | |||||||||
Дата смерти: |
17 августа 2002 (92 года) |
||||||||
Место смерти: | |||||||||
Профессия: | |||||||||
Гражданство: | |||||||||
Театр: | |||||||||
Награды: |
|
||||||||
IMDb: |
ID 0687523 |
Валенти́н Никола́евич Плу́чек (22 августа (4 сентября) 1909, Москва — 17 августа 2002, Москва) — советский и российский театральный режиссёр и актёр. Народный артист СССР (1974).[1]
Содержание |
Валентин Плучек родился в Москве, в еврейской семье[2]. Его двоюродный брат, выдающийся театральный режиссёр Питер Брук, родился в Лондоне, где его отец, уроженец Двинска (ныне Даугавпилса), поселился после Первой мировой войны. Дед Питера Брука и Валентина Плучека был в Двинске крупным архитектором, построил, в частности, городскую ратушу[3].
В детстве Валентин Плучек не помышлял о театре: он рано потерял отца и, не найдя общего языка с отчимом, фамилию которого носил, подружился с беспризорниками, покинул дом и в конце концов оказался в детском доме[3].
По свидетельству самого Плучека, в детстве у него отмечали самые разнообразные способности, в том числе и к изобразительному искусству; окончив семь классов средней школы, он поступил во ВХУТЕМАС. Но интересы его не ограничивались живописью: кумирами Валентина Плучека в те годы были Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд. В 1926 году он поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда; в 1929 году поступил уже на режиссёрский факультет той же мастерской, тогда же в качестве актёра был принят в труппу Театра им. Мейерхольда (ГосТиМ)[4], где дебютировал в крошечной роли в спектакле «Ревизор» Начинающий актёр был замечен публикой и самим автором после исполнения трех эпизодических ролей в «Клопе» В. Маяковского (1929); при постановке «Бани» в 1930 году сам Маяковский настоял на том, чтобы Моментальщикова играл Плучек[3].
Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный рукводитель[5], молодые режиссёры, не имея возможности реализоваться, как правило, очень скоро покидали театр, — Валентин Плучек оставался с Мейерхольдом, хотя, по собственному свидетельству, однажды и поссорился с учителем, вплоть до ухода из театра. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре»[3].
Тем не менее, продолжая служить в ГосТиМе, в 1932 году Валентин Плучек организовал собственный театр — ТРАМ электриков[4], на основе самодеятельного театрального коллектива, существовавшего при Электрозаводе. В этом театре начинал свою карьеру Зиновий Гердт, учившийся в то время в ФЗУ Электрозавода[2].
В январе 1938 года Театр им. Мейерхольда был закрыт; в 1939-м вместе с драматургом Алексеем Арбузовым Валентин Плучек организовал в Москве театральную студию, так называемую «Арбузовскую студию»[4], куда перешли из ТРАМа электриков Исай Кузнецов и Зиновий Гердт. Среди студийцев были Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Максим Греков. Именно здесь Плучек-режиссёр впервые заставил о себе говорить, поставив перед самой войной (премьера состоялась 5 февраля 1941 года) спектакль «Город на заре» по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова. С началом Великой Отечественной войны студия фактически распалась: многие, не только актёры, но и актрисы, ушли на фронт[6]; часть студии работала в качестве фронтового театра[7]. Сам же Плучек в 1942 году возглавил Театр Северного флота, где поставил ряд спектаклей, в том числе «Давным-давно» А. Гладкова и «Офицер флота» А. Крона[4].
После окончания войны, в 1945 году, Валентин Плучек возглавил Московский гастрольный театр. Начавшаяся в 1948 году «борьба с космополитизмом» не обошла стороной и Плучека: в начале 1950 года он был уволен из театра; однако именно это увольнение определило его судьбу на оставшиеся полвека: Николай Петров, возглавлявший в то время Московский театр Сатиры, пригласил безработного режиссёра к себе[2].
В новом театре Плучек дебютировал в 1950 году спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова[3]; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитая чаша» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале и «Баню» В. Маяковского. И «Баня» (1953), и последовавшие за ней постановки пьес Маяковского «Клоп» (1955) и «Мистерия-Буфф» (1957) стали важным этапом как в творчестве самого Плучека, так и в истории Театра Сатиры[4].
В 1957 году Валентин Плучек был назначен главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (в главных ролях Б. М. Тенин и Анатолий Папанов). Поставленный в 1959 году «Дамоклов меч» Назыма Хикмета, стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль Плучек выпустит в 1966 — «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли (музыка Р. К. Щедрина).
Валентин Плучек собрал превосходую труппу: ещё со времён Н. Горчакова и Н. Петрова на сцене Театра Сатиры блистали Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Георгий Менглет и Анатолий Папанов; при Плучеке в театр пришли Борис Новиков, Андрей Миронов, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт и многие другие.
Театр Сатиры при Плучеке был открыт и для поисков молодых режиссёров; одним из самых популярных спектаклей 70-х годов стал «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставленный Евгением Радомысленским, именно здесь состоялся как режиссёр и получил признание Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других.
Среди лучших постановок самого Плучека — «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Ревизор» Н. Гоголя; на протяжении многих лет со сцены театра не сходил искромётный «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964). В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли; спектакль шёл при полных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. В 1982 году Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана, первую версию, с Романом Ткачуком в главной роли. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён. В 1986 году, с началом Перестройки, режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это был уже другой спектакль.
В 2002 году Валентин Плучек работал над комедией Карло Гольдони «Слуга двух господ».
Он умер 17 августа 2002 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище[8].
Валентин Николаевич Плучек.