ГАЗ-М-72
Общие данные
Класс: |
легковой автомобиль повышенной проходимости |
ГАЗ-М20 |
|
Производитель: |
ГАЗ |
Марка: |
ГАЗ-М20 |
Тип: |
Бензиновый |
Объём: |
2 112 см3 |
Максимальная мощность: |
55 л.с., при 3600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: |
122,5 Н·м |
Конфигурация: |
рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: |
4 |
Клапанов: |
8 |
Макс. скорость: |
110 км/час |
Разгон до 100 км/ч: |
46 с |
Диаметр цилиндра: |
82 мм |
Ход поршня: |
100 мм |
Cтепень сжатия: |
6,5 |
Система питания: |
Карбюратор К22-Д вертикальный, балансированный, с падающим потоком |
Охлаждение: |
жидкостное |
Тактность (число тактов): |
4 |
Порядок работы цилиндров: |
1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо: |
А-72 |
3-ступенчатая двухходовая механическая с напольным рычагом
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
На рынке
Другое
Расход топлива: |
14 л/100 км на скорости 40 км/ч |
ГАЗ-М-72 — советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база — автомобили ГАЗ-М-20 «Победа» и ГАЗ-69. Всего было выпущено 4677 экземпляров.
История
ГАЗ-М-72 (слева) и ГАЗ-М-20 «Победа» (справа)
Задняя колёсная ниша прикрыта щитком, чего нет на «Победе»
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.
Внедорожник, получивший название ГАЗ-М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От ГАЗ-М-20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.
Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову ГАЗ-М-20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жёсткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от ГАЗ-М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.
От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка, передний и задний мост. Коробка передач на ГАЗ-М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в месте нахождения рычага переключения, на «Победе» применялся кулисный (рычаг выведен на рулевую колонку) механизм переключения передач, на ГАЗ-69 — напольный.
Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у ГАЗ-М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприёмник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применён омыватель ветрового стекла.
Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались. Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может идти о серийном производстве — скорее это можно назвать тюнингом, а во-вторых — Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с его несущим кузовом.
Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колёс). При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам.[1] Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. С завершением выпуска ГАЗ-М-20 «Победа» прекратилось и производство ГАЗ-М-72.
Дополнительные сведения
- Общее количество выпущенных экземпляров — 4677 шт.
- Никакого официального названия, помимо М-72, этому автомобилю завод не присваивал. Поэтому название «Победа» (или «Победа»-джип) не является уместным.
ГАЗ-М-72 в кино
- В сериале «Инспектор Купер» главный герой, участковый Алексей Куприянов (актёр Олег Чернов) ездит на ГАЗ-М-72 сине-зелёного цвета. Однако, в отличие от серийных экземпляров, задние колёсные ниши не прикрыты щитками.
Литература
- Коллектив авторов завода ГАЗ. Автомобиль М-72. Инструкция по уходу. — Издание четвертое. — Горький, 1957.
- Сергей Каннуников Колёса для председателя // Офф-роуд драйв. — 2011. — № 02. — С. 118—121.
Примечания
- ↑ На «Ниве» автомобильные шины 6,95-16 с наружным диаметром 692 мм, на М-72 — 6,50-16, но наружный диаметр несколько больше — 765 мм.
Ссылки
- Раздел про ГАЗ-М-72 на сайте автомобиля ГАЗ М-20 «Победа»