Lt304888.ru

Туристические услуги

Геоглифы Наски

24-07-2023

14°41′18″ ю. ш. 75°07′22″ з. д. / 14.688333° ю. ш. 75.122778° з. д. (G) (O)

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 700
рус. • англ. • фр.

Линии Наски — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

История

В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски:

«По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.»[1]

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Исследования

Кондор в долине Наска
Паук в долине Наска

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах (в качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе). Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I век до н. э. — к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

Фактура линий в долине Наска

Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.
Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

Назначение (версии)

Обезьяна в долине Наска

Представляется вполне вероятным, что представители культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположения звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.
Мария Райхе, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём.

Поскольку все чертежи состоят из определенного набора базовых элементов и существуют сочетания линий, которые воспроизводятся в очень близкой геометрии, но очень разного размера, то Мария Райхе по этому поводу писала: «Геометрические фигуры производят впечатление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами и иногда малюсенькими значками».

В популярной литературе популярны домыслы о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей (ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам)[2]. При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. Естественно, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов.

Галерея

Существующие аналоги

Видимо, ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа.[3] Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов. При этом окружающие холмы совершенно не тронуты.

Возле города Писко (Перу) находится т.н. «Андский канделябр», созданный по аналогичной технологии.

Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт. Их, правда, совсем немного.

И, наконец, имеются современные геоглифы, «украшающие» многие склоны Перу. Это в основном тексты различного содержания — от лозунга «Да здравствует Перу!», расположенного на склонах у города Куско, до избирательных призывов или рекламы.

Влияние человека

Захоронение в пампе мусора жителями города Наска негативно сказывается на состоянии знаменитых линий. Мэр города написал заявление, в котором протестовал против недостатка финансирования города. По указу президента Альберто Фухимори город получал деньги для превращения ирригационных каналов в место паломничества туристов. К сожалению, это заключалось в переносе и реконструкции точек доступа к каналам в места, которые, по их мнению, больше для этого подходили. Президент Алехандро Толедо прекратил это финансирование.

Культурные аллюзии

Интересные факты

  • Грунт под линиями уплотнён, что является следствием прохождения по линиям большого числа наших современников в ритуальных целях[4].

Фильмография

  • «Воспоминания о будущем»  — научно-популярный фильм 1970 года, снятый по мотивам книг швейцарского публициста и уфолога Эриха фон Дэникена «Колесницы богов?» и «Возвращение к звёздам» (ФРГ)
  • «Линии Наска. Расшифровано» (англ. "Nasca Lines. Decoded") — фильм, снятый National Geographic в 2009 г.
  • «Запретные темы истории. Перу и Боливия задолго до инков. Наска — за гранью логики» — фильм, снятый «Лабораторией альтернативной истории» в 2008 г.
  • «Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Изображения в пустыне Наска» (англ. "Solving History with Olly Steeds. Images in the Nazca desert") — фильм, снятый Discovery в 2010 г.

См. также

Примечания

  1. Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXXV. — Киев, 2008 (пер. А. Скромницкий)
  2. Trail of Feathers: In Search of the … — Google Books
  3. А.Жуков. Тайная геометрия // Журнал «Итоги». — 2004. — № 35.
  4. Discovery: Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Изображения в пустыне Наска (англ. Discovery: Solving History with Olly Steeds. Images in the Nazca desert), 2010 г.

Литература

  • Anthony F. Aveni. Between the Lines: The Mystery of the Giant Ground Drawings of Ancient Nasca. University of Texas Press, 2000. ISBN 0-292-70496-8.
  • Field Museum of Natural History. The Archaeology and Pottery of Nazca, Peru: Alfred L. Kroeber’s 1926 Expedition. Rowman Altamira, 1998. ISBN 0-7619-8964-1.
  • Фигуры пустыни Наска как археоастрономический феномен // Латинская Америка. — 1997. — № 7. — с. 64-72.

Ссылки

  • ГИГАНТСКИЕ РИСУНКИ В ПУСТЫНЕ НАСКА (ПЕРУ)
  • Сайт о линиях Наска (англ.)
  • Рисунки Наска: земные проекции звёздных тотемов?
  • Линии Наска: мистические картины
  • Рисунки пустыни Наска


Геоглифы Наски.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01