10-06-2023
Гомосексуальный образ жизни (англ. Homosexual Lifestyle) — стереотипное представление об образе жизни гомосексуалов как об образе жизни, значительно отличающемся от стиля жизни гетеросексуальных людей, — образе жизни, при котором на первое место выходит удовлетворение сексуальных потребностей, а не любовные романтические отношения между людьми, а также неизбежно следует смерть от СПИДа в молодом возрасте.
Понятие «гомосексуальный образ жизни» не имеет никакого официального определения, хотя и используется даже в законотворчестве.[1][2] О «гомосексуальном образе жизни» часто идёт речь в контексте обсуждения религиозных взглядов на гомосексуальность[3], особенно в вопросах «излечения от гомосексуализма» в различных движениях экс-геев.[4] Термин «гомосексуальный образ жизни» часто употребляется в одном контексте с понятиями «пропаганды гомосексуализма»[5] и «вовлечения в гомосексуализм»[6]. Использование термина направлено на придание негативной окраски гомосексуальности.[7]
Содержание |
Некоторые авторы делают различие между гомосексуальной ориентацией и гомосексуальным образом жизни, подчёркивая добровольность выбора «развратного гомосексуального образа жизни» при отказе от воздержания или лечения своих гомосексуальных наклонностей.[8][9]
Представления о «гомосексуальном образе жизни» являются конгломератом из таких предрассудков как беспорядочная половая жизнь, большое число сексуальных партнёров, незащищённый секс, сексуальная зависимость, групповые оргии, полигамия, кратковременные отношения, отсутствие любовных привязанностей, педофилия, наркомания, алкоголизм, психические заболевания, СПИД и другие передающиеся половым путём заболевания, ранняя смерть.[10][11][12] Также следствием «гомосексуального образа жизни», например, называются «совращение невинных маленьких детей, усыновлённых гомосексуалистами, ухудшение здоровья нации и рост стоимости здравоохранения».[13]
Указанные стереотипы, которыми описывается «гомосексуальный образ жизни» сформированы обществом, в основном, под влиянием гомосексуалов, на которых обостренно общественное внимание в связи с их эпатажным и вызывающим поведением. Немалую роль в этом играют и средства массовой информации. Но такие эпатажные личности являются лишь небольшой частью ЛГБТ-сообщества. Основную же его часть составляют люди с нормальным поведением, ничем не отличимые от гетеросексуальных людей. В общем случае стереотипизация «гомосексуального образа жизни» является случает редукционизма (примитивного упрощения) понятия гомосексуальной ориентации.[14]
Отношение к гомосексуальности в современном западном обществе варьирует в достаточно широких пределах, и хотя в целом социологические опросы в западных странах за последние полвека показывают отчётливое движение в сторону принятия гомосексуальности как варианта нормы, моральные претензии к лицам гомосексуальной ориентации и их защитникам продолжают предъявляться.
Гомосексуальным мужчинам часто приписывается женственное поведение, чрезмерная манерность в жестах и речи, а также шепелявость.[15][16] Кроме того, согласно распространённым стереотипам, основанным на видимой потребительской культуре, мужчины-геи поголовно интересуются модой, театром и женскими профессиями.[17][18] Подобные клише подпитываются многочисленными телешоу. Между тем в гей-среде достаточно распространён культуризм, а образ маскулинного гея в качестве партнёра гораздо более желаем для гомосексуалов.[19][20] В гей-среде также существуют свои субкультуры, культивирующие гипермаскулинность — например, так называемые «медведи».[21] Кроме того, существуют и другие субкультуры внутри ЛГБТ, не вписывающиеся в существующие стереотипы «изнеженных мальчиков», например гей-скинхеды.
Распространённым стереотипом также является предположение о том, что гей — лучший друг гетеросексуальной женщины. Отношения гея и его гетеросексуальной подруги культивируются многими телевизионными шоу (например, «Уилл и Грейс»).[22]
«Буч» — типичная стереотипная лесбиянка с короткой стрижкой «под мальчика», которая носит брюки и одежду в стиле «унисекс» или даже мужские вещи. Поскольку мужеподобные «бучи» более видимы в обществе, массовое сознание склонно принимать за лесбиянок только их.[23]
Один из распространённых стереотипов разделяет мужчин-геев на две группы: активных и пассивных — в зависимости от их роли в анальном сексе. Активным геям приписывается мужская роль, а пассивным — женская. Причём такое ролеполовое деление, согласно данным представлениям, выносится и далеко за пределы постели в повседневную жизнь.
Однако социологические опросы показывают, что анальный секс вообще не является самой распространённой практикой среди геев. Согласно проведённым в 2011 году усилиями учёных Университета Индианы и Университета Джорджа Мейсона, наиболее частой практикой является поцелуй партнёра в губы. И лишь менее 40 % респондентов занимались анальным сексом во время последнего полового акта.[24]
Кроме того, понятия «активный» и «пассивный» не имеют никакого смысла, так как большинство геев, практикующих анальный секс, предпочитают чередовать обе роли. В своей книге «Любовь небесного цвета» Игорь Кон приводит данные о том, что, например, среди немецких геев, практикующих анальный секс, только активную роль предпочитают лишь 18 % опрошенных, только пассивную — 12 %, тогда как 70 % составляют так называемые «универсалы», чередующие обе роли. Среди английских геев большинство (61 %) также предпочитают чередовать обе роли.[25]
Достаточно широко распространены представления о том, что гомосексуалы ведут беспорядочную половую жизнь и не могут или не хотят вступать в долговременные отношения.[26][27][10]
Одним из классических исследований, которое приводится как доказательство беспорядочной половой жизни среди гомосексуалов, обычно называются опубликованные в 1978 году исследования А. Белла и М. Вайнберга, которыми было установлено, что 43 % белых мужчин-геев имели половые контакты с 500 или большим количеством партнёров, из них 28 % обладали 1000 или большим количеством сексуальных партнёров.[28]
К исследованиям Белла и Вайнберга следует относиться скептически, так как они проводились в 1969-70 годах (в расцвет эпохи хиппи), прежде всего, в гей-барах и клубах, гей-саунах «города любви» Сан-Франциско. В то время многие молодые люди независимо от их сексуальной ориентации предавались свободной любви и промискуитету. К сожалению, авторы не приводят соответствующих данных для сравнения с гетеросексуалами.[29]
Другим часто приводимым исследованием является исследование Сагира и Робинс 1973 года, утверждающее, что лишь 15 % геев и 17,3 % лесбиянок имели хотя бы раз в жизни связь, длящуюся более трёх лет.[30] Однако в этом исследовании принимали участие лишь 89 геев и 57 лесбиянок из Сан-Франциско и Чикаго, поэтому данная выборка не может служить репрезентативной.[31]
Многие социологические исследования также опровергают стереотипы, приписываемые «гомосексуальному образу жизни». Так, в известном международном издании «Основы психологии» (под авторством Глейтмана и др.) подчёркивается, что утверждение краткости и поверхности гомосексуальных связей может быть верно в отношении лишь некоторых подгрупп, однако данный стереотип не описывает большинства гомосексуальных отношений.[32] Напротив, многие геи и лесбиянки строят долгосрочные отношения и живут как семья, хотя общественность не всегда одобряет это.[33]
Известный сексолог и социолог Игорь Кон, ссылаясь на американские исследования[34], в своей книге «Любовь небесного цвета» пишет:[35]
По данным разных исследователей, в конце 1970-х гг. от 40 до 60 % американских геев имели более или менее стабильные парные отношения и приблизительно половина из них жили совместно, а 8 % женских и 18 % мужских пар жили совместно свыше 10 лет. По данным другого американского опроса, больше 10 лет существовали 14 % женских и 25 % мужских пар. Две трети голландских геев в момент опроса состояли в долгосрочных партнерских отношениях, со средней продолжительностью около 6 лет. Среди опрошенных в 1987 г. немецких геев никогда не имели постоянных отношений меньше 4 %. В момент опроса 59 % имели стабильные отношения, но у многих из них эта дружба началась не больше, чем год назад. В восточной Германии в 1990 г. постоянного партнера имели 56 % гомосексуалов, 48 % из них вели общее хозяйство и еще 36 % хотели бы его вести. У 35 % 30-40-летних мужчин длительность сожительства была свыше трех, у 24 % — свыше пяти и у 10 % — свыше 10 лет. В Англии конца 1980-х годов партнёрские отношения имели от 57 % до 65 % геев, их средняя длительность составляла 4 года, максимальная — 38 лет. |
Для многих лиц гомосексуальной ориентации большее постоянство в сексуальной жизни желательно, но труднодостижимо в случае общественного неприятия гомосексуальности, затрудняющего поиск партнёра и построение отношений семейного типа. Наоборот, некоторыми гетеросексуалами недостаток сексуальной свободы воспринимается как проблема, а увеличение числа сексуальных партнёров — как желательное, но труднодостижимое.
В целом, однако, вопрос о сексуальной свободе и множественности сексуальных партнёров не связан прямо с гомосексуальностью: это вопрос о моральной оценке секса как такового. Представление о том, что сексуальных партнёров в жизни человека должно быть как можно меньше (в идеале — один: законный супруг или супруга), основанное на суровой асексуальной морали монотеистических религий, в XX веке было поставлено под вопрос.[36][37]
Пожалуй одним из самых стойких стереотипов в отношении гомосексуальных мужчин является утверждение о том, что геи более чем гетеросексуальные мужчины подвержены ВИЧ и другим инфекциям, передающимся половым путём, вследствие чего являются разносчиками СПИДа и других болезней в обществе.[38][39]
Действительно, согласно ЮНЭЙДС, вероятность ВИЧ-инфицирования мужчин, практикующих однополый секс, примерно в 20 раз превышает аналогичный показатель для общего населения.[40] Это связано, в первую очередь, с легкостью передачи половых инфекций при анальном сексе, обуславливаемой тем, что травматическая и инфекционная опасность при анальном контакте относительно высока[41], хотя и другие формы сексуального контакта (в том числе вагинальный секс) сопряжены с определёнными опасностями для здоровья.[42]
Более высокая заражаемость СПИДом среди мужчин, имеющих секс с мужчинами, объясняется ещё тем, что менее 5 % из них имеют доступ к услугам по профилактике и уходу в связи с ВИЧ, в которых они нуждаются. Этому способствуют различные факторы, в частности, гомофобия, социальная стигматизация и дискриминация, в том числе и со стороны медицинских работников.[43][44][40]
Наиболее высокий показатель ВИЧ-инфицированности гомосексуалов наблюдается в США и Канаде, где более 40 % всех новых случаев заражения ВИЧ приходится на мужчин, имеющих однополые сексуальные контакты.[45][46] Однако в Европе всё большую роль в распространении СПИДа играют разнополые контакты.[47]
Согласно официальной российской статистике, в 2010 году лишь 1,3 % новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией обусловлены однополыми контактами между мужчинами (что соответствует 345 мужчинам). При этом через гетеросексуальные контакты было вызвано 38,9 % (или 67,6 тысяч человек) новых зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией. У 58,8 % (или 237,5 тысяч человек) ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения, обнаруженных в 2010 году, основным фактором риска было указано употребление наркотиков нестерильным инструментарием.[48][49]
Особо тяжёлую для профилактики и лечения СПИДа группу представляют мужчины, имеющие однополые сексуальные контакты, но позиционирующие себя как гетеросексуалы. Такие мужчины не хотят иметь ничего общего с «гей-сообществом», поэтому имеют анонимные сексуальные контакты (например, в так называемых «тёмных комнатах»), которые наиболее сопряжены с рисками для здоровья. Такие мужчины значительно чаще чем открытые геи практикуют незащищённый анальный секс без презерватива.[50] Кроме того, они стесняются обращаться к врачам, боясь, что их посчитают геями.[51]
Существует также стереотип, распространённый, прежде всего, внутри самого ЛГБТ-сообщества, согласно которому женственные и манерные мужчины более сексуально распущенны и поэтому сильнее подвержены СПИДу, чем маскулинные геи. Проведённые в США исследования говорят о том, что такое представление в корне не верно. Кроме того, оно способствует рискованному сексуальному поведению, так как маскулинные геи точно так же как и манерные и женственные геи могут быть инфицированы ВИЧ.[20]
Строгое соблюдение личной гигиены и следование правилам безопасного секса существенно снижает риск, но, как и в других случаях, не сводит его к нулю. Между тем, анальный секс не является ни исключительно гомосексуальной практикой (эта форма контакта используется и гетеросексуальными партнёрами), ни всеобщей гомосексуальной практикой (используется не во всяком гомосексуальном контакте и не всеми лицами гомосексуальной ориентации), а потому, строго говоря, переносить напрямую негативное отношение к анальному сексу на гомосексуальность как таковую неправомерно. Кроме того, в жизни и деятельности современного человека есть множество явлений, сопряжённых с повышенной медицинской опасностью, как, например, занятия некоторыми видами спорта, употребление алкоголя, кофе или курение. Каждый человек вправе решать самостоятельно, какой стиль жизни ему вести.
Широкое распространение получили в обществе представления о том, что однополое влечение имеет непосредственную связь с педофилией, поэтому сексуальные преступления по отношению к мальчикам совершают в основном гомосексуалы и вообще большинство педофилов — геи.[52][53][54][55] Подобные представления получают своё отражение в отождествлении и объединении гомосексуальности и педофилии даже на законодательном уровне в законопроектах против так называемой «пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних».[56][57]
В первую очередь, важно отметить факт того, что значительная часть жертв сексуального насилия — девочки (70-85 %). Мальчики намного реже являются жертвами сексуального насилия (15-30 % по данным[58] или 9-40 % по данным[59]). В то же время подавляющее большинство насильников детей, жертвами которых становились мальчики, считали себя гетеросексуалами или состояли в гетеросексуальных отношениях: по данным Дженни и др.[60] в 37 случаях из 50 мальчик был жертвой мужчины, состоявшего в связи с родственницей мальчика; в трёх случаях насилие было совершено женщиной; в пяти — обоими родителями; в ещё трех — неродственниками. Только в одном случае насильник был гомосексуалом. На основании этих данных Дженни и др. оценили процент гомосексуалов-насильников детей в 3,1 %.
Исследования Абеля и Харлоу[61] также показывают, что более 70 % мужчин, растливших мальчиков, относят себя к гетеросексуалам, 9 % опрошенных — к бисексуалам, только 8 % сообщают, что они исключительно гомосексуальны. Большинство педофилов также женаты, разведены, вдовцы, или живут с взрослым партнёром. Вообще педофилы выбирают детей того же пола в два раза реже, чем противоположного.[62][63] Кроме того, гетеросексуальные педофилы предпочитают девочек восьми-десяти лет, в то время как гомосексуальные педофилы обычно предпочитают мальчиков постарше.[63]
По данным фаллометрических исследований Маршала, Барбари и Батт[64] гомосексуалов привлекали юноши 15-18 лет с типичными для взрослого мужчины гениталиями, в то время как гетеросексуалов — мальчики 9-11 лет с телом, напоминающим женское.[65] Иными словами, прилагательное гомосексуальный в выражении гомосексуальная педофилия указывает лишь на идентичность пола насильника и жертвы, но не на сексуальную ориентацию одного из них.[66][67]
Проведенный в США среди заключенных-педофилов опрос показал, что педофилы-гомосексуалы до ареста имеют в своём «послужном списке» в среднем по 30 жертв, а педофилы-гетеросексуалы — до 62 жертв.[68]
Грегори Херек, профессор психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе, изучая результаты различных исследований разных лет с применением различных исследовательских методов, также приходит к заключению, что в изучаемых работах получены повторяемые результаты об отсутствии внутренней связи педофилии и гомосексуальности, что соответствует принципам научной достоверности. Согласно Хереку, сексуальная ориентация как таковая у педофилов не развита или она находится в зачаточном состоянии, а их влечение к детям возникает из-за «застревания» в определенной ранней стадии психосексуального развития.[69]
Важно также отметить, что сексуальные контакты между взрослыми мужчинами и половозрелыми лицами юношеского возраста хотя и осуждаемы в обществе, однако их причисление к проявлениям педофилии весьма спорно.[70] Педофилией также не обязательно является случай, когда разница между партнёрами составляет не более 5 лет.[70][71]
Американский певец Адам Ламберт, в ответ на обвинения одной из исламских партий в Малайзии в том, что он на своих концертах пропагандирует гомосексуальный образ жизни, ответил:[72]
Они говорят, что моё шоу пропагандирует гомосексуальный образ жизни? Нет, мои концерты посещают люди, ведущие разный образ жизни. Главное, что их объединяет, это свобода выбора, любовь и близость. Гей, гетеросексуал, би, молодой человек или старый. Всё равно. Плюс, что такое гомосексуальный образ жизни? Есть очень много различных гомосексуалов. У нас есть огромное количество людей, ведущих абсолютно разный образ жизни. Нет самого правильного образа жизни. У каждого он свой. Делайте выводы… |
Американский пастор Дэвид Свитзер в своей книге «Вы и ваш гомосексуальный ребёнок» пишет:[73]
Общеупотребительное выражение «гомосексуальный образ жизни» претендует на то, чтобы стать описательным, однако, на самом деле, является неточным и запутанным. Вам приходилось когда-нибудь слышать, чтобы кто-нибудь говорил о гетеросексуальном образе жизни? Кажется, эти выражения должны были бы означать, что у человеческих существ есть только два образа жизни, и мы выбираем тот из них, какой хотим. На самом деле образов жизни существует великое множество, и они доступны как гомосексуалам, так и гетеросексуалам. Гомосексуальность и гетеросексуальность — это сексуальная ориентация, а не образ жизни, и она не выбирается относительно свободно. |
Это заготовка статьи о сексуальных и гендерных меньшинствах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гомосексуальный образ жизни.