Lt304888.ru

Туристические услуги

Гонконгский метрополитен

27-08-2023

Гонконгский метрополитен
港鐵

Информация
Страна

 Великобритания
        (до 1997),
 КНР
        (с 1997)

Город

Гонконг

Дата открытия

1 октября 1979

Количество станций
  • Метрополитен: 84
  • Скоростной трамвай:69
Количество линий
  • Метрополитен: 10
  • Скоростной трамвай:12
Пассажиропоток за день

3 784 589 чел. (2011)[1]

Пассажиропоток за год

1 381 375 000 чел. (2011)

www.mtr.com.hk
Гонконгский метрополитен на Викискладе

Гонко́нгский метрополите́н (кит. 港鐵; англ. Mass Transit Railway, МФА: [mæs ˈtɹæn.zɪt ˈɹeɪlweɪ], сокр. MTR) — сеть линий метрополитена в Гонконге (Китай). По состоянию на начало 2012 года насчитывает 211,6 км путей и 155 станций, включая 69 станций скоростного трамвая. С 2000 года, Гонконгским метрополитеном управляет компания MTR Corporation. До этого MTRC (MTR Corporation) полностью была подчинена правительству Гонконга. В первой половине 2009 года у MTR было 42 % рынка франчайзинга общественного транспорта, что сделало его наиболее популярным видом транспорта в Гонконге. На всех линиях кроме Диснейленд поезда управляются машинистом, линия Диснейленд же полностью автоматизирована.

В 1960-х правительство Гонконга заказало исследование, чтобы найти решение проблемы растущего пассажиропотока, вызванного ростом экономики Гонконга[2]. Строительство началось вскоре после завершения исследования, первая линия открылась в 1979 году. Гонконгский метрополитен сразу стал пользоваться популярностью среди жителей Гонконга, как следствие последующие линии были построены, с тем расчётом чтобы охватить как можно большую территорию. Постоянно возникают споры о том где и как расширять линии[3].

Содержание

Раннее развитие (1960—2000)

Первые предложения

Рассматриваемая система. Схема 1970 г.

В 1960-х возникла необходимость обеспечить растущий транспортный поток на дорогах, возникший в связи с быстрым ростом Гонконгской экономики. В изучении транспортной системы города приняли участие британские эксперты Фримен Фокс (Freeman, Fox), Смит Уилбур & Компаньоны (Wilbur Smith & Associates). Исследование было основано на прогнозе роста численности населения, которое к 1986 году должно было достигнуть 6 868 000 чел. 1 сентября 1967 года отчет о проведенном исследовании был передан властям города, в этом исследовании рекомендовалось строительство системы линий метрополитена общей протяженностью 64 км. 14 февраля 1968 года исследование было направлено на рассмотрение в законодательный орган Гонконга[уточнить]. Во время переписи населения[уточнить], эксперты получили новые сведения. Небольшой дополнительный доклад был представлен 22 марта 1968 года, и исправлен в июне этого же года. Распределение населения значительно отличилось от прогнозов исследования. Предполагалось, что четыре железнодорожные линии (Линия Куньтхон из Western Market в Ma Yau Tong, линия Чхюньвань из Эдмиралти в Чхюньвань, линия Айленд из Kennedy Town в Chai Wan и East Kowloon Line из Wo Liu Hang в Tsim Sha Tsui) будут разработаны в шесть этапов, с датой завершения до декабря 1973 и декабря 1984 года. В 1970 году система с четырьмя линиями была спланирована и изложена в новом докладе британских экспертов «Гонконгские общественные перевозки: Дополнительное исследование» (Hong Kong Mass Transit: Further Studies).[4] В этом исследовании было представлено детальное положение линий и станций.

В дальнейшем, первоначальные планы по строительству четыре линии между станциями Эдмиралти и Монкок, быть сокращены до двух линий и единственной островной линии (Линия Айленд), Линия Куньтхон и линия Чхюньвань должны быть построены первыми в Гонконгском метрополитене. Другие линии рассматривались как перспективные. Этот отчёт стал заключительным в исследовании Гонконгской транспортной системы[5].

Однако построенные в дальнейшем линии, частично отличались от проекта исследования. В 1972 году власти Гонконга разрешили строительство метро. Переговоры с четырьмя крупными строительными консорциумами начались в 1973 году. Власти намеревались провести тендер на весь проект, на основе британского плана. Консорциум из Японии подписал соглашение на строительство системы в начале 1974 года, но в декабре этого же года он его изъял из-за опасения нефтяного кризиса[6].

Схема Модифицированной первоначальной системы

Изменения первоначальной системы

В начале 1975 года для наблюдением за проектом была учреждена правительственная организация. Ею было объявлено, что длина линии метрополитена будет уменьшена на 15,6 км по сравнению с первоначальным проектом (так называемая Модифицированная первоначальная система). Строительство модифицированной первоначальной системы (сейчас часть линии Линия Куньтхон и Чхюньвань) началось в ноябре 1975 года. Северный участок был закончен 30 сентября 1979 года и на следующий день был открыт. Поезда на этом маршруте шли от ст. Сэккипмэй на станцию Куньтхон. Маршрут из Чимсачёй в Сэккипмэй открылся в декабре 1979 года. Первые станции были разработаны под руководством Роланда Паулетти (Roland Paoletti), главного архитектора Гонконгского метрополитена[7]. Принадлежащая государству MTR Corporation, была создана, чтобы заменить Mass Transport Provisional Authority. В 1980 году главная переправа через бухту Виктория была сделана MTR, поскольку линия Куньтхон была продлена до станции Сентрал. Составность поездов была увеличена до шести вагонов, чтобы увеличить число пассажиров.

Расширение линий

Правительство одобрило строительство линии Чхюньвань в 1977 году, в то время известной как Tsuen Wan Extension. Работы начались в ноябре 1978 года. В результате, MTR-система была увеличина на 10 км, за счёт построенного участка от станции Принс-Эдвард до Чхюньвань. Линия начала работу 10 мая 1982 года. Общая стоимость строительства составила (без учёта инфляции) 4,1 млрд. HK$ (526 млн. US$)[8]. На линии Чхюньвань, между станциями Чхёнсаван и Самсёйпоу планировалось строительство станции, но этот проект так и не был воплощён. В 1982 году, на линии Чхюньвань, между стациями Лайкин и Лайчикок была построена ст. Мэйфу. Когда линия Чхюньвань начала свою работу, на неё был переведён участок линии Куньтхон от ст. Chater к ст. Argyle (станции переименованы на Ceнтрал и Монкок соответственно). Таким образом, станция Ватерлоо (позже была переименована в Яуматэй) стала конечной станцией линии Куньтхон, а станции Принс-Эдвард и Argyle стали пересадочными. Это изменение было сделано, из-за того что проектировщики ожидали больший пассажиропоток на линии Чхюньвань нежели на линии Куньтхон. Этот прогноз оказался точным. Требовался объезд из северо-запада Новых территорий на остров Гонконг, по этой причине линия Тунчхун была запущена в 1998 году с пересадочной станцией Лайкин[8]. Станция, которая находилась бы на западе округа Чхюньвань не была построена, несмотря на то что под её строительство земля была выделена.

В декабре 1980 года Гонконгские власти официально утвердили строительство линии Айленд. Строительство началось в октябре 1981 года. 31 марта 1985 года линия Айленд была открыта. Линия обслуживала участок между станциями Эдмиралти и Чхайвань. Станции Эдмиралти и Сентрал стали пересадочными на линию Чхюньвань. Кроме того, каждый состав был удлинён до восьми вагонов[8]. 23 мая 1986 года, с опозданием на один год, открылся участок линии Айленд от ст. Эдмиралти до ст. Сёнвань.

В 1984 году власти одобрили строительство туннеля «Восточная гавань» (Eastern Harbour Crossing), этот туннель используется как автомобилями, так и поездами Гонконгского метрополитена. 5 августа 1989 года линия Куньтхон была расширена, её путь проходил через бухту Виктория, до станции Кэрри-Бэй, которая стала пересадочной станцией на линию Айленд. Промежуточная станция Ламтхин на линии Куньтхон открылась 1 октября 1989 года[8].

Связь с аэропортом

Поезд на линии Аэропорт-Экспресс

Гонконгский аэроэкспресс и линия Тунчхун начали свою работу в 1998 году. Решение строить международный аэропот на острове Чхеклапкок, заменив не справляющийся с пассажиропотоком аэропорт Кайтак, было принято в октябре 1989 года[9]. Власти пригласили MTRC (MTR Corporation) строить железнодорожную линию в аэропорт, тогда известную под именем Lantau Airport Railway. Строительство началось в ноябре 1994 года.

Новая линия была включена в смету постройки нового аэропорта, так как он не мог существовать без связи с общественным транспортом. К строительству была также привлечена MTRC, создававшая планы новых станций.

Линия Lantau Airport Railway превратилась в две линии метрополитена: Линия Тунчхун и Аэропорт-Экспресс. Линия Тунчхун была официально открыта 21 июня 1998 года Главой Исполнительного Совета Гонконга Тун Чи Хва (Tung Chee Hwa), работа линии началась на следующий день. Линия Аэропорт-Экспресс открылась 6 июля 1998 года, вместе с новым международным аэропортом[8].

Гонконгский аэроэкспресс предлагает регистрацию на рейс на железнодорожном вокзале и на станции Коулун. Носильщики могут помочь перенести багаж с поездов и на поезда. Аэроэкспресс второе по популярности средство транспорта в аэропорт, после автобуса. В 2006 году железнодорожная линия перевозила 23 % пассажиропотока в аэропорт и обратно. Однако самый пик перевозок был достигнут в 1999 году, тогда на линию приходилось 32 % пассажирских перевозок между аэропортом и городом[10].

Современные расширения (с 2000 года)

Линия Чёнкуаньоу

Станция Поулам на линии Чёнкуаньоу

Строительство линии было инициировано вследствие автомобильных заторов в районе Кэрри-Бэй и постоянных жалоб пассажиров на пятиминутную ходьбу от платформы на линии Айленд до платформы на линию Куньтхон. Чтобы сократить количество заторов, линия Куньтхон была продолжена на о. Гонконг, от ст. Кэрри-Бэй и до ст. Норт-Пойнт, по тоннелю, длиной 4,2 км. Строительство началось в сентябре 1997 года, в сентябре 2001 года, оно было завершено. Стоимость проекта составила 3 млрд HK$ (385 млн US$)[8].

Строительство линии Чёнкуаньоу было одобрено 18 августа 1998 года. Линия должна была обслуживаить районы с повышенной плотностью населения. Строительство началось 24 апреля 1999 года, официальное открытие состоялось в 2002 году. Линия проходит через тоннель «Восточная гавань» (Eastern Harbour Tunnel) по линии Куньтхон, от ст. Поулам до ст. Норт-Пойнт. Когда линия Чёнкуаньоу была открыта, линия Куньтхон была отведена в сторону ст. Тхиукинлэн (Tiu Keng Leng Station), которая находилась на новой линии. Расходы на строительство были частично покрыты Гонконгскими властями и частным застройщиком[11].

Западная линия

Поезд на Западной линии, прибывающий на станцию.

Во время строительства линии Тунчхун, было запланировано строительство железнодорожного коридора, обслуживающего северо-запад новых территорий. Площадь для расширения узловой станции и строительства двух дополнительных путей для того, чтобы поезда Аэроэкспресса могли двигаться без остановки, между станциями Олимпик и Лайкин была зарезервирована. Вскоре началось строительство. Проект заключал в себе модернизацию узловой станции Мэйфу (тогда уже существовавшая ст. Мэйфу на линии Чхюньвань), которая модифицировалась, чтобы обеспечить пешеходный переход на строящуюся в то время Западную линию. На станции Намчхён (пересадочная станция на линии Тунчхун), которая совместно управлялась MTRC и KCRC (Государственная железнодорожная корпорация) велись строительные работы по увеличению станции в четыре раза, были построены два дополнительных пути, длиной четыре км, это позволило бы поездам линии Тунчхун останавливаться на ст. Намчхён не мешая поездам аэроэкспресса[12]. Работы были завершены поэтапно. Станция Намчхён и модернизированная ст. Мэйфу открылись одновременно с Западной линией, 20 декабря 2003 года. Южный участок Западной линии (Kowloon Southern Link) от ст. Намчхён до ст. Ист Цзинь Ша Цзуй был открыт 16 августа 2009 года.

Узловые станции

Кросс-платформенная пересадка между ст. Тхиукинлэн и ст. Яутхон

Узловые станции между линиями Чхюньвань и Куньтхон, между линиями Айленд и Чёнкуаньоу, а также между линиями Куньтхон и Чёнкуаньоу считаются кросс-платформенными, в которых пассажир покинув поезд на одной стороне платформы, садится в поезд другой линии на другой стороне. Например, когда пассажир, который едит на линии Куньтхон по направлению к станции Тхиукинлэн высаживаются на станции Яутон, что позволяет им, переходя через платформу пересаживаться на другой поезд линии Чёнкуаньоу и ехать в другую сторону, по направлению к станции Норт-Пойнт или к станциям ЛОХАС-Парк или Поулам. Узловые станции стали более удобными для пассажиров, у них теперь нет нужды менять этажи станций разных линий. Такая организация движения действует, когда в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущихся приблизительно в одном направлении. На станциях Коулун-Тхон (Коулун-Тонг), Сентрал, железнодорожный вокзал, Намчхён, Мэйфу, Tай Вай и Санни-Бэй переходы другого типа.

На уменьшение загруженности перехода между линиями Куньтхон и Восточной линией были направлены основные работы. Модернизация станции Коулун-Тхон началась в июне 2001 года. Чтобы справится с растущим пассажиропотоком, 15 апреля 2004 года были открыты новый пешеходный переход к южному вестибюлю на ст. Коулун-Тхон и новый вход (Exit D)[12]. Модернизация станции Чимсачёй подразумевала реконструкцию самой станции и вестибюля, что облегчило проход из ст. Чимсачёй-Ист по пешеходному переходу. Новые входы на станцию были открыты 19 сентября 2004 года (Exit G) и 30 марта 2004 года (Exit F).

Линия Маонсань

Виадук линии Маонсань

Линия Маонсань была построена государственной компанией KCR (Kowloon-Canton Railway) для того, чтобы обслуживать жилые районы Маонсань и City One, но MTRС также была привлечена к работе на линии. Линия в большинстве своём проходит по виадуку (путепроводу). Единственный раз поезда проходят не по виадуку, когда железная дорога пересекается с шоссе № 2, затем она снова поднимается на него. На линии установлено, в отличие от всего остального метрополитена, правостороннее движение поездов; это сделано для того, чтобы пассажирам было легко пересаживаться с линии Маонсань на Восточную линию. Большинство пассажиров пользующиеся линией выходят на ст. Taй Вай, чтобы пересесть на Восточную линию.

Линия Диснейленд

Поезд на линии Диснейленд

Линия Диснейленд, ранее называлась Penny’s Bay Rail Link обеспечивает услугами Гонконгский Диснейленд, который был открыт 12 сентября 2005 года. Парк обслуживает железнодорожная станция Санни-Бэй на линии Тунчхун, которая начала работать в 2005 году. Новая линия, длиной 3,5 км и станция Диснейленд открылась 1 августа 2005 года. Однопутная железная дорога проходит между двумя своими единственными станциями Санни-Бэй и Диснейленд. Станция Диснейленд была разработана в стилистике Диснейленда. Окна и поручни в каждом вагоне выполнены в образе напоминающим голову Микки Мауса, а интерьеры украшают фигуры Диснеевских героев. В настоящее время линия полностью автоматизирована. Поезда ходят без машиниста каждые 4-10 минут[13].

Дальнейшее развитие линии Аэропорт-Экспресс

Новая станция AsiaWorld-Expo на линии Аэропорт-Экспресс обслуживает новый международный выставочный центр за Гонконгским аэропортом известный как AsiaWorld-Expo. Станция открылась 20 декабря 2005 года вместе с выставочным центром. Чтобы справиться с растущим пассажиропотоком, на линии Аэропорт-Экспресс стали использовать восьмивагонные составы, вместо предыдущих семивагонных. Во время крупных выставок и мероприятий дополнительные составы будут также выведены на линию Тунчхун[14].

Приватизация и объединение

5 октября 2000 года оператор Гонконгского метрополитена MTRC стала первой гонконгской железнодорожной компанией, которая была приватизирована, что положило начало инициативе прекращения финансирования общественного транспорта из правительственных фондов. До этого котировка MTRC на Гонконгской фондовой бирже была полностью подчинена правительству. Предложение предполагало продажу около одного миллиарда акций, а у компании сейчас крупнейшая акционерная база из всех компаний зарегистрированных в Гонконге. В июне 2001 года MTRC была передана на Hang Seng Index.

MTRC содержала застроенную земельную собственность рядом со станциями, что только дополняло уже успешную коммерческую деятельность железной дороги. Многие недавно построенные станции были включены в крупные жилые микрорайоны или торговые комплексы. Например, станция Чхинъи построена рядом с тороговым центром «Приморская площадь» (Maritime Square).

11 апреля 2006 года MTRC подписала не влекущую за собой юридических обязательств договорённость с Гонконгским правительством, которое владело железнодорожной корпорацией Коулун—Кантон (KCRC) для объединения работы двух гонконгских железнодорожных сетей, несмотря на сильный протест персонала KCRC[15]. Акционеры корпорации, не владеющие контрольным пакетом акций, одобрили план на внеочередном общем собрании 9 октября 2007 года разрешить MTRC брать на себя работу сети KCR, а 2 декабря 2007 года было произведено соединение систем оплаты проезда двух сетей[16].

2 декабря 2007 года KCRC дала согласие на 50-тилетнюю концессию (которая может быть продлена) MTRC, таким образом произошло объединение двух корпораций под управлением MTRС. Наряду с этим, MTRC поменяло своё китайское название 地鐵有限公司 (Subway Limited Company) на 香港鐵路有限公司 (Hong Kong Railway Limited Company), но английское название оставили неизменным. После объединения, в сеть MTR включились ещё три линии: Восточная линия, Западная линия и линия Маонсань, а также линия скоростного трамвая и пригородная линия Гуандун в Гуанчжоу.

28 сентября 2008 года зоны тарифов всех городских линий: Восточной, Западной и Маонсань были объединены. Теперь пассажиры могли передвигаться с помощью двух разных железнодорожных сетей, используя один билет, кроме пересадки между станциями Чимсачёй и Восточная Чимсачёй, где нужно два билета. В обращение были также выпущены скидочые октопус-карты для студентов.

Перспективы развития

Возможная схема сети в будущем

Несколько перспективных проектов по Гонконгскому метрополитену MTRC представила Гонконгскому правительству, некоторые проекты тогда уже находились на стадии строительства. Сеть была значительно расширена после объединения MTRC и государственной KCRC. Новая железнодорожная линия Sha Tin to Central Link, первоначально была построенная только для KCRC, но корпорация MTR также работает на этой линии[15].

Создаётся резервный фонд, чтобы развивать существующую инфраструктуру Гонконгского метрополитена. Новые подземные переходы на станциях строятся для более удобного прохода к ним. Перспективное предложение расширить существующию линию Куньтхон к району Whampoa Garden было представлено в апреле 2006 года. В марте 2008 года MTRC одобрила решение правительства возобновить дальнейшие планы и проекты на расширение линий Куньтхон и Shatin to Central Link. Строительство расширенной линии Куньтхон ориентировочно завершится в 2015 году, а участка линии Shatin to Hung Hom в 2019 году[14].

Предложения по строительству Западной Айленд линии и Южной Айленд линии, впервые были представлены властям корпорацией MTR, 21 января 2003 года, но одобрены они были только 30 июня 2005 года после сильных видоизменений. Этот проект включал в себя Западную Айленд линию, которая является расширением линии Айленд к району Kennedy Town, Южная Айленд линия (восточный участок) от станции Эдмиралти на остров Аплэйчау, а западный участок соединяет две предыдущие линии. Строительство Западной Айленд линии началось 10 августа 2009 года, а будет завершено в 2014 году[17]. Строительство Южной Айленд линии (восточный участок) ориентеровочно завершится в 2015 году[18].

Ещё одна линия предлагается для того, чтобы связать Западную и Восточную линию. Железнодорожная линия Northern Link будет связывать Западную линию с линией Lok Ma Chau Spur, которая является расширением Восточной линии.

Пассажиропоток

По годовому пассажиропотоку, который в 2011 году составил 1 381 375 000 чел (без учёта пассажиропотока на скоростном трамвае), Гонконгский метрополитен занимает 4-е место в Китае и 10-е в мире. Пассажиропоток за день составляет около 3 784 589 чел.

Динамика перевозки пассажиров в Гонконгском метрополитене за 2011 год[19]
Месяц Янв 2011 Фев 2011 Мар 2011 Апр 2011 Май 2011 Июн 2011 Июл 2011 Авг 2011 Сен 2011 Окт 2011 Ноя 2011 Дек 2011
Млн пассажиров 116,748 103,328 116,867 107,987 112,179 109,958 117,249 118,968 113,850 119,709 119,979 124,553


Инфраструктура

Сеть железнодорожных линий

Название и цвет Год открытия Последнее расширение Конечные станции Кол-во станций Время нахождения в пути (мин) Депо Колея Напряжение
Бывшая MTR система
Линия Куньтхон 1979 2002 Яуматэй
(Yau Ma Tei)
Тхиукинлэн
(Tiu Keng Leng)
15 27 Коулун-Бей
(Kowloon Bay)
1432 мм 1500 V Постоянного тока
Линия Чхюньвань 1982 Свед. нет Сентрал
(Central)
Чхюньвань
(Tsuen Wan)
16 30 Чхюньвань
Линия Айленд 1985 1986 Сёнвань
(Sheung Wan)
Чхайвань
(Chai Wan)
14 25 Чхайвань
Линия Тунчхун 1998 2005 Гонконг Тунчхун
(Tung Chung)
8 28 Сиухоувань
(Siu Ho Wan)
Аэропорт-Экспресс 1998 2005 AsiaWorld-Expo 5 28
Линия Диснейленд 2005 Свед. нет Санни-Бэй
(Sunny Bay)
Диснейленд
(Disneyland Resort)
2 4
Линия Чёнкуаньоу 2002 2009 Норт-Пойнт
(North Point)
Поулам (Po Lam) 8 15 Чёнкуаньоу
(Tseung Kwan O)
ЛОХАС-Парк
(LOHAS Park)
Бывшая KCR система
Восточная линия 1910 2007 Хунхам
(Hung Hom)
Лову (Lo Wu) 14 40 Хотонлау
(Ho Tung Lau)
1435 мм 25000 V Переменного тока
Локмачау
(Lok Ma Chau)
43
Западная линия 2003 2009 Тхюньмунь
(Tuen Mun)
12 37 Патхён
(Pat Heung)
Линия Маонсань 2004 Свед. нет Тайвай
(Tai Wai)
Вукхайса
(Wu Kai Sha)
9 16 Тайвай
Скоростной трамвай
(12 маршрутов)
1988 2003 разнится разнится 68 разнится Тхюньмунь 750 V Постоянного тока


Командные пункты

В Гонконгском метрополитене всего четыре транспортных командных пункта, отвечающие за пассажиропоток и контроль поездов на разных линиях.

  • Tsing Yi Operations Control Centre (Линия Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Чёнкуаньоу, Тунчхун, Аэропорт-Экспресс)
Автобус MTR на маршруте К17
  • Fo Tan Operations Control Centre (Западная линия и Маонсань)
  • Kam Tin Operations Control Centre (Западная линия)
  • Tuen Mun Operations Control Centre (Скоростной трамвай)

Автобусы MTR

У различных станций Гонконгского метрополитена пустили подвозящие автобусы, которые повысили выручку корпорации. Эти автобусные маршруты, имеют одну или две остановки, в жилых микрорайонах. Автобусы на Западной железнодорожной линии ходят под брендом MTR, но обслуживаются компанией Kowloon Motor Bus.

Обеспечение комфортных условий

Архитектура и дизайн Гонконгского метрополитена подчинены чисто утилитарной цели. Художественному оформлению станций практически не уделено внимания. При высоком уровне ежедневных пассажирских перевозок, средства обслуживания общедоступны (для людей с ограниченными возможностями) и построены на продолжительный срок службы. После крупномасштабной реконструкции MTR система стала в большинстве случаев доступна для инвалидов — в поездах были выделены места для инвалидных колясок, на станциях есть специальные напольные плитки, которые являются ориентиром для слепых и обеспечивают их безопасность на платформе, для инвалидов-колясочников на станциях предусмотрены широкие входные двери. Панели с бегущей строкой и информационные дисплеи отображают такого рода сообщения, как объявление следующих станций, а также сообщения, которые относятся к работе метро[20].

Доступность телекоммуникационной сети

Стопроцентный доступ к GSM (GSM-900 и GSM-1800), CDMA и D-AMPS обеспечен на всём протяжении метрополитена, на станциях и в тоннелях. В настоящее время 3G сеть покрывает все станции и тоннели (кроме подземных участков на Западной и Восточной линии). На метро представлена сеть Hutchison 3G, SmarTone-Vodafone и PCCW. Пассажиры с абонентской услугой будут способны сделать видеозвоки и иметь доступ к скоростному видеоконтенту на своих мобильных телефонах независимо от того, находится ли поезд над землёй или под ней[21]. В то же время, MTR переходит на Wi-Fi. На сегодняшний день услуга уже действует на всех поездах линии Аэропорт-Экспресс, распространение этой услуги на другие линии обсуждается[22].

Объявления на станциях и на поездах

Когда Гонконгское метро начало работу, информационные объявления о прибытии на станции поездов были на британском английском и на кантонском. Сейчас добавлен ещё классический китайский.

Туалеты

В отличие от многих других метрополитенов мира, многие линии Гонконгского метрополитена не имеют туалетов доступных для публичного пользования, несмотря на то, что их установка была предусмотрена. Пассажиры могут пользоваться только cлужебными туалетами по требованию. В 2006 году MTRC заявила, что не рассматривают реконструкцию имеющихся подземных туалетов, потому что возникают проблемы с установкой новых труб[23]. Только станции на линиях Аэропорт-Экспресс, Диснейленд, Западной, Восточной и Маонсань имеют доступные туалеты. Во время обсуждения этого вопроса, MTRC получила критику со стороны Законодательного Собрания Гонконга за нежелание установить туалеты на станциях основных линий[24]. MTRC стала проводить анализ практической возможности установки туалетов на или вблизи наземных станций и согласилась учесть и туалеты при проектировании в будущем новых линий, с условием планировки и разрешения контрольно-надзорных органов, а также любые вопросы, поднятые жителями в окрестностях о местоположении внешней вентиляции выбросов[25].

Торговля на станциях, бесплатная пресса

До приватизации MTRC, на станциях Гонконгского метрополитена были только филиалы Hang Seng Bank и Maxim’s Catering, а также малая группа торговых лавочек. С тех пор число и виды магазинов возросли на определённых станциях, которые превратились в миниатюрные торговые центры. Банкоматы и круглосуточные магазины стали обычным явлением. MTR заключило договор с печатными изданиями на раздачу бесплатных журналов и газет на станциях метро. «Рекрут» (Recruit) был первым бесплатным журналом, который раздавался только на станциях Гонконгского метро с июля 1992 года (до объединения MTRC и KCRC), но в июле 2002 года контракт был расторгнут. Другой журнал «Jiu Jik», который публиковался, South China Morning Post заменил журнал «Рекрут» в качестве единственного журнала, который раздавался на станциях Гонконгского метрополитена два раз в неделю. «The Metropolis Daily» первая бесплатная газета, публиковалась Metro International и раздавалась на станциях по будним дням, кроме государственных праздников, а в 2005 году появились «воскресные» газеты, например «Express Post», которая раздавалась каждую субботу, кроме праздничных дней. «The Metropop» еженедельный журнал, в котором описываются культурные события и городская мода, также публиковался Metro International, раздаётся каждый четверг с 27 апреля 2006 года, спустя несколько месяцев после истечения срока Hui Kai Guide в 2006 году. На станциях, которые находятся на линиях KCR Гонконгского метрополитена две основные бесплатные газеты на китайском языке, а именно «am730» и «Headline Daily». MTR поощряет чтение этих газет, увеличением числа специальных купонов и акций, которые разыгрывают сами газеты, например бесплатную поездку в один из районов города.

Подвижной состав

В Гонконгском метрополитене эксплуатируются пять типов метропоездов и четыре типа легкорельсного транспорта. Все они работают на железнодорожной колее, шириной 1432 мм или 1435 мм (стандартная ширина колеи). Кроме составов линии Аэропорт-Экспресс, все поезда предназначались чтобы справиться с высоким пассажиропотоком при частом пользовании услугами метро, например особенное расположение кресел, дополнительная вытяжная вентиляция и широкие двери. Эта конфигурация позволила Гонконгскому метрополитену перевозить за час 101 тыс. пассажиров на пригородных линиях и 80-85 тыс. пассажиров на городских линиях[26]. Последний из двух самый высокий достигнутый показатель в мире.

По пять дверей расположено на обоих сторонах каждого вагона на Восточной линии (класс Стандарт), линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Тунчхун, Чёнкуаньоу и Маонсань. По две двери с каждой стороны, в вагонах на линии Аэропорт-Экспресс и Восточной линии в поездах первого класса (используется только один). По три двери на левой стороне на скоростном трамвае. Все поезда на линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Тунчхун, Аэропорт-Экспресс и Чёнкуаньоу состоят из восьми вагонов, поезда на Западной линии состоят из семи вагонов, а на линии Маонсань и Диснейленд из четырёх[27].

Модернизированные поезда

Два состава M-Trains

Вагоны типа М (M-Trains), являются самыми старыми моделями в Гонконгском метрополитене. Вагоны типа M разделены на разные «группы» (Stocks). Группа-М (M-Stock) или СM-Stock. Вагоны типа М построены Metro Cammell (сейчас Alstom) и обновлены United Goninan[28][29]. в вагонах типа М применены сдвижные двери, в отличие от вагонов типа К и А (K-Stocks и A-Stocks), на которых используются прислонно-сдвижные двери. Они обслуживают линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд и Чёнкуаньоу. На линии Диснейленд используются составы без машиниста.

Поезда группы А (A-Stock)

Состав A-Stock

Вагоны типа А эксплуатируются на линиях Куньтхон и Аэропорт-Экспресс. Первоначально составы были семивагонными, затем составность была увеличена до восьми вагонов. Поезда строились совместно Adtranz (сейчас Bombardier Transportation) и Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) между 1994-95 гг[30].

Поезда группы К (K-Stock)

Поезд K-Stock

Вагоны типа К построены совместно Mitsubishi Heavy Industries и Hyundai Rotem, впервые были введены в эксплуатацию на линии Куньтхон, так как были менее шумными[31]. Вагоны типа К подверглись критике в связи с задержками и проблемами с безопасностью дверей. Имели место случаи травмирования пассажиров неисправными дверьми, что привело к минимизации количества корейских поездов до достижения более высокой надёжности системы[32].

Поезда группы С (C-Stock)

Состав С-Stock

В октябре 2008 года компания по производству подвижного состава Changchun Railway Vehicles заключила контракт на поставку 10 новых составов, ещё 17 составов заказаны летом 2011 года. Новые поезда Гонконгского метрополитена были доставлены в Гонконг в 2011-12 гг., что увеличило частоту движения поездов на линиях, учитывая непрерывный рост количества пассажиров на линиях Айленд, Куньтхон, Чхюньвань и Чёнкуаньоу[33]. В этих поездах будут функционировать новые LCD телевизоры, так же как их аналоги на KCR линиях, они оборудованы Newsline Express (информационными дисплеями).

Поезд SP1900 и Metro Cammell

Поезд Metro Cammell (EMU)

И на Восточной и на Западной линях используются поезда SP1900, а на линии Маонсань используются поезда SP1950 (укороченная версия SP1900). На Восточной линии также используются старые поезда Metro Cammell EMU. На этих линиях используется система электрификации переменного тока 25 кВ 50 Гц, в отличие от городских линий, на которых используется 1,5 кВ постоянного тока. В случае необходимости, возможно использование поездов двойного питания.
Эти две модели подвижного состава использовались на железной дороги Коулун—Кантон (сеть KCR: линия Маонсань, Западная и Восточная). Они существенно не изменялись после объединения двух железнодорожных компаний, не считая обновление маршрутной карты, внешнего вида логотипа компании и тому подобное.

Скоростной трамвай

Вагон скоростного трамвая

Подвижной состав, эксплуатирующийся в системе Скоростного трамвая был заказан на трёх разных предприятиях: Commonwealth Engineering (Comeng), Kawasaki Heavy Industries и United Goninan. Предназначены ходить под стандартным напряжением 750 V постоянного тока по наземным линиям. Трамваи, как правило состоят из одного или двух вагонов, хотя второй вагон функционирует только как прицепной вагон. Устройство каждого вагона позволяет брать 300 пассажиров с 30 местами.
К тому же Скоростной трамвай будет модернизирован в рамках 20 годовщины работы. Поезда будут лучше оборудованы с точки зрения лиц с ограниченными возможностями. MTR отремонтирует 69 старых поездов и купит 22 новых. Первый поезд сдан в эксплуатацию в ноябре 2009 года[34][35][36]. Весь проект завершился в 2011 году[37].

Оплата проезда и билеты

Турникет со считывателем октопус-карт
Автоматы по продаже билетов

После объединения железнодорожных компаний, стало три разных класса по оплате проезда: студенты, взрослые и льготники. Только дети младше 12 лет и пожилые граждане старше 65 лет могут претендовать на льготный тариф на всех линиях. Лица в возрасте от 12 до 25 имеют право на льготную ставку на всех линиях, кроме Аэропорт-Экспресс[38]. Дети младше трёх лет ездят бесплатно (если их рост не превышает норму).

Беря любую станцию за начало маршрута, все остальные попадают в различные «зоны» тарифов, в зависимости от расстояния от начальной станции. Стоимость проезда на станции определённой «зоны» одинакова и возрастает с увеличением расстояния, особенно если поездка включает пересечение бухты. Тариф на линии Аэропорт-Экспресс значительно выше. Услуги на контрольно-пропускном пункте конечных станций также более дорогие, чем обычно. Стоимость проезда для взрослых варьируется от 3 HK$ до 47,50$ (0,40 US$ −6,15$). Льготный тариф обычно в два раза меньше, варьируется от 1,40 HK$ до 23,80$. Студенческий тариф обычно такой же как детский и тариф для пожилых на городских линиях, но такой же как для взрослых на рейсы от или на конечные станции через контрольно-пропускные пункты и варьируется от HK$1,40 до $39,40.

В Гонконгском метрополитене. до 2009 года, инвалидам не предоставлялся льготный проезд. Правоведы, такие как сторонники «Социального благосостояния» (Social welfare) многие годы требовали таких уступок[39][40]. В марте 2009 года MTR в конце концов согласилась предложить инвалидам льготный проезд с 2 млн HK$ финансирования от правительственной организации «Транспортный и жилищный отдел» (Transport and Housing Bureau) с условием, что Законодательный совет внесёт поправки в дискриминацию по инвалидности[41].

Один проездной билет и октопус-карта могут быть куплены в торговом автомате, при этом туристические билеты, октопус-карты и другие индивидуальные билеты могут быть куплены в билетных кассах. Кредитные карты принимаются при покупки билетов только на линии Аэропорт-Экспресс. Билеты выполнены в виде магнитной карты.

Октопус-карты

Октопус-карта на считывателе

Октопус-карта — бесконтактная карта, используется в электронной платёжной системе Гонконга, была разработана австралийской компанией ERG Group. Они были пущены в ход в сентябре 1997 года для использования в Гонконгском метрополитене, а сейчас почти повсюду используется система электронной оплаты: в магазинах, ресторанах, кафе и других учреждениях. Октопус-карта используется при автоматической идентификации объектов (RFID), чтобы пользователям нужно было только удержать карту перед считывателем, не вынимая её из сумки и кошелька. За исключением Аэроэкспресса, тарифы в Гонконгском метрополитене несколько ниже при использовании октопус-карт по сравнению с использованием одного проездного билета. Например цена трёхминутной поездки от ст. Эдмиралти до ст. Чимсачёй через бухту Виктория составляет 7,7 HK$ при использовании Октопус-карты, а с обычным билетом 8,5 HK$[42].

Туристические билеты

Туристический билет доступен для туристов весь день. Поездки на MTR не ограничены (за исключением MTR автобусов, поезда первого класса на Восточной линии, поездки на линии Аэропорт-Экспресс). Каждый билет стоит $55 и имеется в наличии во всех центрах обслуживания клиентов MTR. Туристический билет должен быть использован в течение 30 дней со дня выдачи. Держатели карт могут 3 дня пользоваться неограниченными поездками на метро (кроме поезда первого класса на Восточной линии и поездки на линии Аэропорт-Экспресс).

Безопасность

Заграждения на станции Санни-Бэй

Предпринимаются различные действия, чтобы обеспечивать безопасность в Гонконгском метрополитене. Проводятся кампании по расклейке плакатов, на которых отображают информацию по темам, таким как, например безопасность на эскалаторе, теперь это обычное дело на всех станциях Гонконгского метрополитена, а также на станциях регулярно объявляются напоминания пассажирам по технике безопасности. Потенциально опасные действия в метрополитене преследуются по закону, например, подзаконный правовой акт запрещает перевозить в метро огнеопасные предметы или входить в поезд в момент закрытия дверей. За различные нарушение правил, наказание может быть от денежного штрафа до тюремного заключения[43]. Также запрещено курение, еда и питьё в тоннелях, в поездах и на станциях Гонконгского метрополитена.

Офицеры полиции патрулируют поезда и станции, полицейские посты имеются на большинстве станций. Гонконгская полиция имеет участок, отвечающий за метрополитен. На станциях установлено видеонаблюдение.

На всех станциях линии Тунчхун и Аэропорт-Экспресс, а также на станциях подстроенных к линии Чёнкуаньоу платформы закрытого типа. Стеклянные двери, отделяющие платформу от путей были заказаны из Швейцарии, у компании Kaba Gilgen AG и установлены на станциях в процессе строительства, хотя MTRC не сильно способствовала этому[44][45]. Эти двери сделали платформы более безопасными, они предотвращали падение людей на рельсы. Однако первичная мотивация, была отделить станции от тоннелей, что позволило существенно сэкономить электроэнергию на вентиляцию тоннеля и кондиционирование станций[46]. Они не отделяют полностью станцию от путей, они только предотвращают падение людей на рельсы. MTR завершит их установку на всех надземных станциях, кроме линии Маонсань и Восточной.

В июне 2000 года MTRC приступили к планам установить на 2960 пар платформ на всех станциях линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд за шесть лет. Опытный образец впервые был введён на станции Чхойхун в 3 квартале 2001 года. Установка на всех станциях была завершена в октябре 2005 года (первоначально планировалось завершить в 2006 году). Часть затрат была компенсирована за счёт пассажиров. HK$0,10 на поездку на каждую поездку, было добавлено на пользователей октопус-карт[47].

Cоциальные задачи

Пропаганда искусства

Сцена на станции

С целью «не только оставлять пассажирам больше времени для жизни, но и на искусство», эта инициатива в MTR оказалась удачной. Впоследствии концерты, выставки, показы произведения искусства пожилых и молодых художников, студентов, аспирантов и маленьких детей, проводятся в метрополитене. MTRC показывала проекты новых станций. Экспонируются работы в различных формах, открытая художественная галерея, объединение художественных галерей, бродячее искусство, живое искусство и архитектура станций[48].

Спортивная ходьба

MTR и Гонконгcкая Любительская легкоатлетическая Ассоциация совместно проводят состязание по спортивной ходьбе каждую весну, начиная с 2005 года. Конкурс направлен на пропаганду здорового образа жизни в Гонконге. Гонка начинается и заканчивается над станцией Сентрал, проходит по Chater Garden, Chater Road, Ice House Street и Des Voeux Road Central. Мероприятие привлекло свыше 800 человек в 2005 году до 1000 в 2006 году[49][50][51].

См. также

Примечания

  1. MTR Patronage Updates. MTR Corporation Limited (2011). Проверено 1 марта 2011. Note that: 1) The «daily average» of MTR lines from this link actually means the «weekday average». The real daily average of MTR lines equals to the «Monthly Total» divided by the number of days in that month. 2) The rapid transit includes «MTR Lines», «Airport Express» and «Cross-boundary». 3) The others includes «Intercity, Light Rail & Bus».
  2. Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates (1967). Hong Kong Mass Transport Study.
  3. Press Releases /Environmental, Transport and Works Bureau of HKSAR
  4. Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates (1968). Hong Kong Mass Transport Study Supplementary Report
  5. Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates (1970). Hong Kong Mass Transport Further Study.
  6. The Beginning of the Mass Transit System in Hong Kong/The History
  7. Kong — A city on the move/RIBA
  8. ↑ The History Modified Initial System
  9. Airport Railway Project
  10. Annual Report 2006 (PDF). MTR Corporation Limited (2006). Проверено 18 июля 2007.
  11. Tseung Kwan O Extension. Hong Kong Mass Transit InfoCenter (27 October 2003). Архивировано из первоисточника 7 октября 2007. Проверено 8 марта 2007.
  12. ↑ Recently Completed Projects. MTR Corporation Limited. Архивировано из первоисточника 11 марта 2007. Проверено 8 марта 2007.
  13. MTR Disneyland Resort Line. MTR Corporation Limited. Архивировано из первоисточника 10 марта 2007. Проверено 8 марта 2007.
  14. ↑ Projects in Progress (Hong Kong). MTR Corporation Limited. Архивировано из первоисточника 8 марта 2007. Проверено 8 марта 2007.
  15. ↑ MTR Corporation Signs Memorandum of Understanding with The Government on Terms of Proposed Rail Merger (PDF). MTR Corporation Limited (11 April 2006). Проверено 8 марта 2007.
  16. Rail merger proposal approved by shareholders (兩鐵合併獲股東表決通過) (Traditional Chinese), Ming Pao Instant News (9 October 2007). Архивировано из первоисточника 11 октября 2007. Проверено 9 октября 2007.
  17. http://www.mtr.com.hk/eng/corporate/file_rep/PR-09-093-E.pdf
  18. West Island Line & South Island Line. MTR Corporation Limited. Архивировано из первоисточника 15 марта 2007. Проверено 8 марта 2007.
  19. MTR Patronage Figures
  20. MTR Facilities For Passengers With Disabilities. MTR.(недоступная ссылка) Проверено 24 октября 2009.
  21. First 3G Operator to Connect to Four Major MTR line. 3G.co.uk (7 June 2005). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 7 июня 2007.
  22. Passengers Enjoy On-Board Internet Access as Airport Express Trains Go Wi-Fi. MTR (19 January 2009). Проверено 19 января 2009.
  23. Bills Committee on Rail Merger Bill, Administration's Response to the Follow-up to Bills Committee Meetings (PDF). Hong Kong Legislative Council. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 6 ноября 2007.
  24. Legco gets rail merger back on track. The Standard (9 June 2007). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 6 ноября 2007.
  25. Provision of Public Toilets in MTR Railway Stations (PDF). Hong Kong Legislative Council Panel. Проверено 7 ноября 2007.
  26. http://www.thb.gov.hk/eng/psp/pressreleases/transport/land/2011/201101122a.pdf
  27. White, 2002: 65-66
  28. Metro in Hong Kong. ALSTOM Transport. Архивировано из первоисточника 25 марта 2006. Проверено 16 марта 2006.
  29. United Group Limited secures $40 million Hong Kong rail maintenance contract. United Goninan Limited (January 2002). Архивировано из первоисточника 15 марта 2004. Проверено 8 марта 2007.
  30. Lantau Line and Airport Railway, Hong Kong, China. SPG Media PLC. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 8 марта 2007.
  31. MTRC TKE C651 EMU, Hong Kong. Rotem Company. Архивировано из первоисточника 12 марта 2007. Проверено 8 марта 2007.
  32. http://www.legco.gov.hk/yr02-03/english/panels/tp/papers/tp1017cb1-540-1e.pdf
  33. Ten New Trains for MTR Service Enhancement (PDF). MTR Corporation Limited. Проверено 17 ноября 2008.
  34. Railway Gazette: China South rolls out Hong Kong light rail cars
  35. http://www.youtube.com/watch?v=o40cEgYf8Ng
  36. {LR} Part 1 of LRV Phase IV no.1111 on Route 751 — YouTube
  37. Light Rail Marks 20 years of Service With Vehicle Modernisation Programme (PDF). MTR Corporation Limited (2008). Проверено 13 августа 2008.
  38. MTR Student Fare Concessions To Be Available Network-wide in New Promotion Offer (PDF). MTR Corporation Limited. Проверено 15 августа 2008.
  39. Social Inclusion without Corporate Social Responsibilities?. 立法會張超雄議員 Limited. Архивировано из первоисточника 26 октября 2007. Проверено 6 ноября 2007.
  40. Subcommittee to Study the Transport Needs of and Provision of Concessionary Public Transport Fares for Persons with Disabilities (PDF). Hong Kong Legislative Council Limited. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 6 ноября 2007.
  41. 港鐵傷殘半價 政府貼200萬 11萬人料年底受惠 九巴擬傚法 (lit. Disabled 50% discount by MTR. Government subsidizes HK$2 million. May benefit 110 thousand comunters. KMB considers to follow., Ming Pao (22 May 2009). Проверено 5 августа 2009.
  42. Journey Time & Fare (Admiralty→Tsim Sha Tsui). MTR Corporation. Проверено 25 декабря 2007.
  43. Mass Transit Railway By-laws. Bilingual Laws Information System, Department of Justice of HKSAR (30 June 2000). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 8 марта 2007.
  44. Automatic Platform Screen Doors for public transportation 29/8/2008 (PDF). Kaba Gilgen AG (2002). Архивировано из первоисточника 5 июня 2007. Проверено 9 марта 2007.
  45. Investor's Handbook 2002/2003 (PDF). Kaba Holding AG (September 2002). Архивировано из первоисточника 5 июня 2007. Проверено 8 марта 2007.
  46. Platform Screen Door (2002/8). MTR Corporation Limited. Архивировано из первоисточника 11 марта 2007. Проверено 8 марта 2007.
  47. LCQ16:Retrofitting of PSDs at MTR stations to be completed by 2006. HKSAR Government Information Centre (5 January 2005). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 8 марта 2007.
  48. art in mtr. MTR Corporation Limited. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2007. Проверено 8 марта 2007.
  49. Race Information (2006). Hong Kong Amateur Athletic Association (HKAAA). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2007. Проверено 12 марта 2007.
  50. The City Walks for Fun. MTR Corporation (2006). Архивировано из первоисточника 18 апреля 2007. Проверено 12 марта 2007.
  51. Race Walking to Make Debut in Hong Kong. China.org.cn (24 January 2005). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 12 марта 2007.

Ссылки

  • Официальный сайт Гонконгского метрополитена. (кит.)
  • Схема Гонконгского метрополитена
  • Информация об оплате проезда (кит.)
  • Информация об Октопус-картах (англ.)
  • Рассказ пассажира (рус.)
  • Информация о метрополитене (рус.)
  • Описание метрополитена (рус.)

Гонконгский метрополитен.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01