23-10-2023
Группа крови | ||||
Студийный альбом группы «Кино» | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан | ||||
Жанры | ||||
Длительность | ||||
Продюсеры |
Алексей Вишня |
|||
Страна | ||||
Лейблы |
Gold Castle Records |
|||
Профессиональные рецензии | ||||
|
||||
Хронология группы «Кино» | ||||
|
«Гру́ппа кро́ви» — музыкальный альбом, записанный советской рок-группой «Кино» в 1988 году. Альбом выходил на компакт-дисках (вначале в США и Японии), грампластинках, компакт-кассетах и бобинах. В официальной дискографии группы он числится шестым номерным альбомом. В США альбом вышел на компакт-дисках под названием Blood Type (Группа крови). Информация об этом альбоме включена в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».
Содержание |
Началом работы над альбомом правильнее всего назвать 1986 год. Тогда начали появляться песни из будущей программы, тогда их начали играть на концертах, тогда их впервые попытались записать. Одной из первых песен, сочинённых для «Группы крови», стала песня «Дальше действовать будем мы». Тогда же её ранняя версия вошла в дипломную короткометражку «Йя-хха» режиссёра Рашида Нугманова, того самого, который впоследствии снял «Иглу». А руководителем курса у Нугманова был будущий автор «Ассы» Сергей Соловьёв.
В 1986 году в составе группы произошло последнее изменение — бас-гитаристом стал Игорь Тихомиров из арт-роковой группы «Джунгли».
Александру Титову, который любезно согласился играть с нами какое-то время, играя в группе «Аквариум», стало не хватать времени играть в двух группах, о чём он сообщил Виктору. Это было в рок-клубе, после чего Виктор предложил Игорю играть в нашей группе. И Игорь согласился, не прошло и минуты.
Да, это было нелегко, играть так. Особенно джаз-роковому бас-гитаристу свободной джаз-роковой группы «Джунгли». Нет, он вообще-то профессионал, причём классный, безусловно. Быстро научился, понял, что необходимо.
По-настоящему в «Кино» Тихомиров влился позже. В «Группе крови» он играет в половине песен. Например, в песне «Мама, мы все тяжело больны» партию бас-гитары придумал и сыграл Георгий Гурьянов.
«Мама, мы все сошли с ума», я помню, Виктору понравился басовый риф, и он его играл и играл. И через два месяца он сказал, что получилась песня. Но, насколько я знаю творческий процесс, иногда у него целиком появлялась песня, иногда он с какого-то музыкального фрагмента начинал действовать, иногда ещё как.
Эта песня является одной из ранних, впервые записанных ещё в 1986 году. Она всегда была известна под двумя названиями, и как «Мама, мы все тяжело больны», и как «Мама, мы все сошли с ума». Последнее название напрямую отсылало к одному из самых больших хитов 1970-х — песне группы Slade — «Mama Weer All Crazee Now».
Да, мы записывали альбом, и так и не записали его. На студии у Вишни это было. Он никак не получался. Тогда ещё ушёл Титов из группы, и появился Тихомиров. Потом мы всё-таки записали эти песни, уже на моей домашней студии «Yamaha». И потом какие-то вошли в альбом «Группа крови», а какие-то так и остались брошенными.
«Брошенный материал» — это то, что вошло в альбом «Неизвестные песни». Ранние песни потом тоже были изданы, без ведома музыкантов и самого звукорежиссёра. Выиграли от этого собиратели всяких редкостей и просто любопытные, которые смогли узнать, что, например, песня «Спокойная ночь» уже в 1986 году была придумана и отрепетирована от начала до конца, включая один из самых любимых гитарных проигрышей Юрия Каспаряна.
Я расскажу случай, который произошёл за два года до того, как мы делали треки, которые вышли потом, поперёк воли Виктора, на альбоме «Неизвестные песни». Мы записывали первый вариант «Спокойная ночь», и там были слова: «А тем, кто ложится спать, спокойного сна». И в тот самый момент перед нами в квартире умер сосед, пожилой инвалид. К нам пришла целая делегация родственников с просьбой сохранять тишину в течение девяти дней. Придя вечером с работы, я как-то не обратил на это особенного внимания, я попытался включить магнитофон, и в момент подачи напряжения внутри магнитофона прошла сильная искра, и на этом жизнь моего МЭС-62 закончилась. Больше я его не смог запустить никогда, даже механику. Впоследствии, разобрав по частям, я передал его в музей рок-клуба.
Уже после смерти Виктора Цоя песню стала исполнять группа «АлисА». «Алисоманы» даже придумали свой ритуал: во время исполнения песни они садятся на корточки и зажигают зажигалки. А на словах «А тем, кто ложится спать — спокойного сна» все встают. Когда это происходит на стадионе, смотрится это невероятно.
Основная часть работы над альбомом проходила в 1987 году, на квартире Гурьянова. Гурьянов и Каспарян проживали недалеко друг от друга, в Купчине — спальном районе Санкт-Петербурга. Цой в это время жил то у одного, то у другого, в основном у Гурьянова.
У меня дома, на домашней студии, в комфортных условиях. Там он был записан, а потом ещё год дорабатывался.
Трёхкомнатная квартира в девятиэтажном доме с родителями, но родители летом уезжали на дачу, поэтому мы были предоставлены сами себе. Но, даже когда они приезжали, они очень благосклонно к этому относились. И у матушки Георгия был знакомый начальник местной милиции, поэтому соседи нас не беспокоили.
В такой расслабленной атмосфере рождались некоторые треки, например, песня «В наших глазах».
Репортёр: Как приходят мысли насчёт текстов песен?
Виктор Цой: Трудно сказать, это очень естественный для меня процесс, я даже не задумывался над этим. Иногда я просто иду по улице или сижу дома с гитарой, и появляются какие-то строчки.— Интервью с Виктором Цоем
Ну мы, конечно, работали, делали что-то, у Гурьянова это происходило, там стояла портастудия наша. Мы пробовали работать по очереди, ну, то есть, один придёт, что-то попробует, потом другой, «А может, ты здесь так сыграешь? А может, так?», ну, я думаю, у всех так происходит.
Такая неторопливая работа над альбомом продолжалась до конца 1987 года. По крайней мере, её первый этап — запись треков, до сведения. Одним из развлечений в то время были совместные походы в кинотеатр, что, собственно, логично для группы с таким названием.
Был кинотеатр «Спартак», замечательный. Всю классику можно было посмотреть на большом экране. Иногда собиралось человек по тридцать знакомых: художники, музыканты — смотреть разные фильмы в «Спартаке». Старые, именно старые все версии, оригинальные.
С чем у «Кино» не было проблем, так это с инструментами. Благодаря супруге Каспаряна, американке Джоанне Стингрей, группа была экипирована настолько плотно, что весь остальной музыкальный Питер мог только завидовать. К 1987 году у «Кино» уже была своя четырёхканальная портастудия «Yamaha MT-44». Была драм-машина «Yamaha RX-11», которая позволяла редактировать не только ритмический рисунок, но ещё и тембры с громкостью. Не было только клавишных, прекрасно обходились и без них, но в «Группу крови» Каспарян и Гурьянов решили добавить немного синтетики. Подходящий инструмент на примете был — роскошный семплер «Prophet 2000», на то время едва ли не лучший в мире, с дискетами и множеством других примочек. Такой инструмент имелся только у Сергея Курёхина, но тот категорически отказывался отдавать его в чужие руки. Он мог предоставить его только на том условии, что сам же на нём и сыграет. В своё время «Киношники» не хотели давать Курёхину волю в аранжировках, для выбранного ими стиля он был слишком дерзок. Пришлось пойти на хитрость.
«Prophet 2000» в альбоме задействован, который удалось поиметь одну ночь. Курёхин напился пьяный, спал, а мы с Каспаряном до утра украшали аранжировки. «Попробуй спеть вместе со мной» мы тогда на Курёхинском «Prophet» записали.
Понятно, что в жизни музыкантов была не только музыка. Как-то надо было зарабатывать на хлеб. Цой устроился кочегаром в знаменитую «Камчатку». Работа много времени не занимала, но физически была очень выматывающей. Чему он и посвятил песню:
Надоело ходить на работу,
Каждый день к девяти на работу,
Я нашёл выход — я хочу быть кочегаром, кочегаром, кочегаром!
Я хочу быть кочегаром, кочегаром, кочегаром —
Работать сутки через трое, через трое, через трое.
Я хочу быть кочегаром!— Отрывок из песни «Я хочу быть кочегаром!»[3]
Работаю я машинистом в котельной. Юрий — руководитель самодеятельности. |
Сначала я работал в котельной, потом, Саша Титов посоветовал, руководителем художественной самодеятельности в техникуме. Там главное было — не стоять на учёте в милиции как тунеядец, а с финансами вопрос решался. Игорь работал рабочим сцены в учебном театре «На Моховой», а Георгий, по-моему, не работал.
Действительно, Гурьянов нигде не работал. Он предпочитал сидеть дома и рисовать картины или совершенствоваться в игре на ударных. Ни то, ни другое от статьи за тунеядство не защищало, но тут начались съёмки фильма «АССА». Участие в них было вполне реальной отговоркой от милиции. Поэтому Гурьянов всегда присутствует в кадре, он играет на барабанах в группе Бананана. Для сравнения, Цой принимает участие лишь в паре финальных сцен.
Да, я нигде не работал, это была одна из причин, почему я поехал в Ялту сниматься в фильме «АССА». Потому что это давало мне возможность легализоваться.
Последние обязательства перед «Ассой» были выполнены ещё в марте—апреле 1988 года, на концерте, сопровождающем премьеру фильма в ДК «МЭЛЗ», после этого Гурьянов смог вздохнуть спокойно. Он до сих пор не выносит этот фильм Соловьёва.
Это кино невозможно смотреть. Можно смотреть только финальную сцену с Цоем. Это чудовищный фильм. |
Обложка альбома оформлена авангардным рисунком, из-за чего многие считают, что обложка была сделана ввиду влияния на группу картин Эль Лисицкого. На самом деле, с обложкой альбома у группы сразу было всё решено. Задачей было взять плакат Казимира Малевича к немому фильму Фрица Ланга «Доктор Мабузе — игрок» и «впихнуть» в него название группы. Поручили эту работу другу музыкантов Андрею Крисанову. За работой следили Виктор и Георгий. Крисанов сразу же нарисовал вариант, который одобрила вся группа.
Слова и музыка всех песен — Виктор Цой.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Группа крови» | 4:45 |
2. | «Закрой за мной дверь, я ухожу» | 4:15 |
3. | «Война» | 4:04 |
4. | «Спокойная ночь» | 6:07 |
5. | «Мама, мы все тяжело больны» | 4:06 |
6. | «Бошетунмай» | 4:09 |
7. | «В наших глазах» | 3:34 |
8. | «Попробуй спеть вместе со мной» | 4:35 |
9. | «Прохожий» | 3:39 |
10. | «Дальше действовать будем мы» | 3:53 |
11. | «Легенда» | 4:10 |
…Мне кажется, что «КИНО» записало свой лучший альбом и один из лучших альбомов отечественного рока. Дело не в том, что он мне очень нравится, а в том, что он поднимает наш рок на новую ступень. Я бы назвал её ступенью мужественной гражданской ответственности, при всей моей нелюбви к громким словам.
То, что Виктор Цой — романтик и «последний герой», мы все знали давно. Но мне казалось, что после феноменального по свежести и музыкальной самобытности альбома «45» он стал немного «подкисать». «Ночь» и «Это — не любовь», при том, что и там были превосходные песни, в целом производили впечатление некоторой заторможенности, и я даже как-то печатно назвал Цоя «остывшим метеоритом». Герой медлил, подобно Гамлету, и вот прорвалось! Такого «горячего» альбома не было давно. Он обжигает! Музыка прекрасна по своей мощи и чистоте. И отточенно проста. Ритм-секция, где Густав на этот раз играет на компьютере, что не помешало ему сделать барабаны удивительно живыми, а Тихомиров, как всегда, предельно чёток, создаёт великолепный по крутизне горячий пульс альбома. Такой альбом можно действительно назвать «Группа крови»: в его жилах кровь, а не вода. Юра Каспарян практически в одиночку тащит музыку, а клавишные помогают в нужных местах создать фон. И, конечно, голос Цоя, в котором и сдержанная боль, и благородство, и пафос… |
…Суммарно ребята проработали над записью «Группы Крови» больше часов, чем над любым другим из своих альбомов. Потому что впервые в их жизни студия, пусть даже и совсем портативная, надолго оказалась в их собственных руках.
Альбом произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Качество звучания, высокий слог песен, их общественная ликвидность – всё это обусловило принципиально новое отношение властей к явлению русского рока. Нужно ли говорить о том, что в течение недели, как мы закончили альбом, он буквально пронизал всю кровеносную систему нашей необъятной Родины…Алексей Вишня, specialradio.ru, 24 декабря 2007 г.[5]
|
Кино | |
---|---|
Виктор Цой · Юрий Каспарян · Игорь Тихомиров · Георгий Гурьянов Алексей Рыбин · Александр Титов · Сергей Бугаев · Олег Валинский |
|
Студийные альбомы | 45 · 46 · Начальник Камчатки · Это не любовь · Ночь · Группа крови · Последний герой · Звезда по имени Солнце · Чёрный альбом |
Концертные альбомы | Первые записи · Песни под гитару · Акустический концерт · Концерт в рок-клубе · Майк Науменко и Виктор Цой 1 · Майк Науменко и Виктор Цой 2 · Исполнение разрешено |
Сборники | Red Wave · Неизвестные песни · История этого мира · Печаль · Кино в кино · Последние записи |
Трибьюты | КИНОпробы · КИНОпробы. Рэп-трибьют |
Синглы | Из альбома Начальник Камчатки · Из альбома «Ночь» · Maman |
Песни | «Бошетунмай» · «Восьмиклассница» · «Группа крови» · «Дальше действовать будем мы» · «Звезда по имени Солнце» · «Кукушка» · «Легенда» · «Последний герой» · «Прохожий» · «Спокойная ночь» · «Хочу перемен!» |
Связанные статьи | Список песен Виктора Цоя · Камчатка · Стена Цоя · Фильмография Виктора Цоя |
Группа крови (альбом).