14-10-2023
Город
|
Деба́льцево (укр. Дебальцеве)— город областного значения в Донецкой области Украины, крупнейший железнодорожный узел страны.
Расстояние до Донецка: по автодорогам — 74 км. Расстояние до Киева: по автодорогам — 803 км, по ж/д — 797 км.
Содержание |
30 246 жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 52 214 жителей. Украинский язык согласно переписи в быту использует 21,9 % населения. Количество населения на начало 2004 года — 29,1 тыс. человек[3]. Численность населения на начало 2011 года составила — 26 255 человек[2].
Рождаемость — 7,5 на 1000 человек, смертность — 17,1, естественная убыль — −9,6, сальдо миграции отрицательное (-2,2 на 1000 человек).
Население: 2010 год — 26 478 человек[2]. 2011 год — 26 255 человек[2].
Город Дебальцево основан в 1878 году как железнодорожная станция в связи со строительством Екатерининской железной дороги. Но эта станция, хоть и была на то время хорошо оснащённой, имела ряд недостатков: не хватало служебных помещений, негде было разместить ревизоров, а под железнодорожную больницу отвели комнату с восемью койками в квартире единственного фельшера. 1 декабря 1878 года началось регулярное движение поездов на Донецкой каменноугольной магистрали. Её строили безземельные крестьяне и бедняки из окрестных посёлков. К 1897 году в посёлке станции проживало 2048 человек. Всем им приходилось трудиться до "последнего пота", получать мизерную зарплату,терпеть произвол властей, не получать медицинской помощи и элементарных бытовых удобств. Вспыхнула первая забастовка: с 25 по 27 ноября 1898 года не работали 60 стрелочников станции, требовали сократить дежурства, длившиеся по 16 часов.
Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя — Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.
В 1894 году поблизости от станции построен механический завод, который выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мостов, вагонетки для узкоколеек. 1 мая 1899 года наразразилась первая стачка на механическом заводе.Бастующие требовали сократить рабочий день с 10 часов 30 минут до 10 часов, объявить 1 мая нерабочим днём, покончить с произволом мастеров и улучшить жилищно-бытовые условия. Дав согласие, администрация не выполнила своих обещаний, поэтому 3 мая рабочие оставили цеха на полчаса раньше. Опираясь на поддержку местных властей и полиции, предприниматели подавили забастовку, полностью отвергнув требования рабочих. Накануне революции 1905 года была создана социал-демократическая группа, в которую вошли слесаря Т. Е. Батыщенко, А. И. Ващаев, А. Ф. Свистунов, С. П. Федосеев, машинисты паровоза Г. Г. Ларкин, Л. Г. Мартыненко. Трудящиеся Дебальцева принимали активное участие в первой русской революции. В начале февраля 1905 года в знак протеста против кровавой расправы царизма над петербургским пролетариатом рабочие механического завода на несколько дней прекратили работу. 1 Мая они вместе с железнодорожниками устроили в лесу маёвку. В 1905—1908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. В посёлке не было водопровода, мощёных улиц. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорожная школы.
Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.
В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Н. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена cоветская власть.
В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже — Енакиевского) уезда. В 1921 году население города составило 9 595 чел. Среди трудящихся — 65,9 % было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8 % — рабочие, 15,7 % — служащие. В 1925 году произошла реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города посёлок получил в 1938 году. К 1939 году население его выросло до 33 тыс. человек, появились водопровод, электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1 200 мест, стадион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института. В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных печей.
В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны «Черёмушки» (на северо-востоке города), имени 50-летия Победы и "Восточный", в 1980-х также построен микрорайон «Фестивальный».
Климат Дебальцева | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Средний максимум, °C | −4 | −3,3 | 1,9 | 13,1 | 20,4 | 24,2 | 26,4 | 25,5 | 19,9 | 11,1 | 3,6 | −1,4 | 11,4 |
Средняя температура, °C | −7 | −6,5 | −1,5 | 8,0 | 15,0 | 18,8 | 20,9 | 19,9 | 14,3 | 6,6 | 0,7 | −3,9 | 7,1 |
Средний минимум, °C | −9,8 | −9,3 | −4,5 | 3,6 | 9,8 | 13,7 | 15,6 | 14,7 | 9,7 | 3,1 | −1,8 | −6,4 | 3,2 |
Норма осадков, мм | 47,2 | 38,8 | 34,5 | 40,8 | 43,8 | 61,5 | 57,6 | 48,3 | 31,2 | 43,7 | 44,6 | 52,1 | 545 |
Источник: World Climate |
Объем промышленного производства — 660 млн гривен (на 1 жителя — 13 028 грн). Индекс промышленной продукции — 30,1 % в 2003 году к 1990 году. Выбросы вредных веществ в 2003 году в атмосферный воздух от источников загрязнения города — 117,8 тыс. тонн.
Доход бюджета города в 2004 году составил 18 626,6 тыс. гривен, из них перечислил в государственный бюджет Украины 4 061,0 тыс. гривен. Бюджет в 1976 году — 4 053 тыс. рублей, в том числе на здравоохранение — 1 759 тыс. рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство — 377 тыс. рублей, на образование — 1 748 тыс. рублей, на культурные мероприятия — 69 тыс. рублей.
Экспорт товаров в 2003 году — 185 тыс. долларов США. Объём произведённых услуг в 2003 году — 71,8 млн гривен. Коэффициент безработицы — 5,6 %. Среднемесячная зарплата в 2003 году — 682 гривен.
Бюджет в 2010 году составил 97 947,596 тыс. гривен.
2 больницы (на 465 коек, 100 врачей, 360 медработников), 7 детских садов, 7 общеобразовательных школ, 2 дворца культуры: Железнодорожников и имени 40-летия ВЛКСМ, музыкальная школа, 1 стадиона, дворец спорта «Локомотив», спорткомплекс «МЫ», Спортивная детско-юношеская школа (ДЮСШ),20 библиотек, краеведческий музей (с 1966 года), дом пионеров, станция юных техников.
Это заготовка статьи о Донецкой области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Города: | Дебальцево • Светлодарск |
Пгт: | Мироновский |
См. также Населённые пункты Артёмовского района |
|
|
Дебальцево.