Lt304888.ru

Туристические услуги

Дебальцево

14-10-2023

Город
Деба́льцево
укр. Дебальцеве
Флаг Герб
Страна
Украина
Статус
город областного значения
Область
Донецкая
Координаты
48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)
Городской голова
Проценко Владимир Васильевич[1]
Основан
Город с
Площадь
24,2 км²
Официальный язык
Население
26 255[2] человек (2011)
Плотность
1250 чел./км²
Агломерация
52,2
Часовой пояс
Телефонный код
+380 6249
Почтовые индексы
84700-84790
Автомобильный код
AH / 05
КОАТУУ
1410900000
Официальный сайт
http://debaltsevo-rada.dn.ua/

Деба́льцево (укр. Дебальцеве)— город областного значения в Донецкой области Украины, крупнейший железнодорожный узел страны.

Расстояние до Донецка: по автодорогам — 74 км. Расстояние до Киева: по автодорогам — 803 км, по ж/д — 797 км.

Содержание

Население

30 246 жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 52 214 жителей. Украинский язык согласно переписи в быту использует 21,9 % населения. Количество населения на начало 2004 года — 29,1 тыс. человек[3]. Численность населения на начало 2011 года составила — 26 255 человек[2].

Рождаемость — 7,5 на 1000 человек, смертность — 17,1, естественная убыль — −9,6, сальдо миграции отрицательное (-2,2 на 1000 человек).

Население: 2010 год — 26 478 человек[2]. 2011 год — 26 255 человек[2].

История

Город Дебальцево основан в 1878 году как железнодорожная станция в связи со строи­тельством Екатерининской железной дороги. Но эта станция, хоть и была на то время хорошо оснащённой, имела ряд недостатков: не хватало служебных помещений, негде было разместить ревизоров, а под железнодорожную больницу отвели комнату с восемью койками в квартире единственного фельшера. 1 декабря 1878 года началось регулярное движение поездов на Донецкой каменноугольной магистрали. Её строили безземельные крестьяне и бедняки из окрестных посёлков. К 1897 году в посёлке станции проживало 2048 человек. Всем им приходилось трудиться до "последнего пота", получать мизерную зарплату,терпеть произвол властей, не получать медицинской помощи и элементарных бытовых удобств. Вспыхнула первая забастовка: с 25 по 27 ноября 1898 года не работали 60 стрелочников станции, требовали сократить дежурства, длившиеся по 16 часов.

Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя — Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

В 1894 году поблизости от станции построен механический завод, ко­торый выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мо­стов, вагонетки для узкоколеек. 1 мая 1899 года наразразилась первая стачка на механическом заводе.Бастующие требовали сократить рабочий день с 10 часов 30 минут до 10 часов, объявить 1 мая нерабочим днём, покончить с произволом мастеров и улучшить жилищно-бытовые условия. Дав согласие, администрация не выполнила своих обещаний, поэтому 3 мая рабочие оставили цеха на полчаса раньше. Опираясь на поддержку местных властей и полиции, предприниматели подавили забастовку, полностью отвергнув требования рабочих. Накануне революции 1905 года была создана социал-демократическая группа, в которую вошли слесаря Т. Е. Батыщенко, А. И. Ващаев, А. Ф. Свистунов, С. П. Федосеев, машинисты паровоза Г. Г. Ларкин, Л. Г. Мартыненко. Трудящиеся Дебальцева принимали активное участие в первой русской революции. В начале февраля 1905 года в знак протеста против кровавой расправы царизма над петербургским пролетариатом рабочие механического завода на несколько дней прекратили работу. 1 Мая они вместе с железнодорожниками устроили в лесу маёвку. В 19051908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. В посёлке не было водопровода, мощёных улиц. Работали две небольшие боль­ницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорож­ная школы.

Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Н. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена cоветская власть.

В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже — Енакиевского) уезда. В 1921 году население города составило 9 595 чел. Среди трудящихся — 65,9 % было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8 % — рабочие, 15,7 % — служащие. В 1925 году произошла реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города посёлок получил в 1938 году. К 1939 году население его выросло до 33 тыс. человек, появились водопровод, электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1 200 мест, ста­дион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института. В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машинострои­тельный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных пе­чей.

В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны «Черёмушки» (на северо-востоке города), имени 50-летия Победы и "Восточный", в 1980-х также построен микрорайон «Фестивальный».

Климат

Климат Дебальцева
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Средний максимум, °C −4 −3,3 1,9 13,1 20,4 24,2 26,4 25,5 19,9 11,1 3,6 −1,4 11,4
Средняя температура, °C −7 −6,5 −1,5 8,0 15,0 18,8 20,9 19,9 14,3 6,6 0,7 −3,9 7,1
Средний минимум, °C −9,8 −9,3 −4,5 3,6 9,8 13,7 15,6 14,7 9,7 3,1 −1,8 −6,4 3,2
Норма осадков, мм 47,2 38,8 34,5 40,8 43,8 61,5 57,6 48,3 31,2 43,7 44,6 52,1 545
Источник: World Climate

Экономика

Железнодорожная станция
  • Железнодорожный узел
  • Машиностроение (Дебальцевский завод по ремонту металлургического оборудования)
  • КРМЗ (Колійно ремонтний механічний завод)
  • Мироновский завод железобетонных конструкций
  • Дебальцевский завод строительных материалов
  • Фабрика по изготовлению топливораздаточных колонок
  • Хлебозаводы (Мироновский и Дебальцевский)
  • Углегорская ТЭС и Мироновская ТЭС


Объем промышленного производства — 660 млн гривен (на 1 жителя — 13 028 грн). Индекс промышленной продукции — 30,1 % в 2003 году к 1990 году. Выбросы вредных веществ в 2003 году в атмосферный воздух от источников загрязнения города — 117,8 тыс. тонн.

Финансы

Доход бюджета города в 2004 году составил 18 626,6 тыс. гривен, из них перечислил в государственный бюджет Украины 4 061,0 тыс. гривен. Бюджет в 1976 году — 4 053 тыс. рублей, в том числе на здравоохранение — 1 759 тыс. рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство — 377 тыс. рублей, на образование — 1 748 тыс. рублей, на культурные мероприятия — 69 тыс. рублей.

Экспорт товаров в 2003 году — 185 тыс. долларов США. Объём произведённых услуг в 2003 году — 71,8 млн гривен. Коэффициент безработицы — 5,6 %. Среднемесячная зарплата в 2003 году — 682 гривен.

Бюджет в 2010 году составил 97 947,596 тыс. гривен.

Достопримечательности

  • Дом науки и техники вагонного депо (ул. Калинина)
  • ДКЖД (Дворец Культуры Железнодорожников)
  • Спортивный комплекс "Локомотив"
  • Городской центр культуры и отдыха (ул. Заводская)
  • Клуб «Строитель» (ул. Космонавтов)
  • Дом культуры (пгт Мироновский, ул. Ленина)
  • Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры XIX века)
  • Памятник воинам-интернационалистам (ул. Советская)
  • Памятник воинам-освободителям от немецко-фашистских захватчиков (Центральная площадь)
  • Памятник героям, погибшим в Великой Отечественой войне (пос. Заводской)

Микрорайоны и части города

  • Микрорайон «Центральный» занимает центральную часть города. Здесь расположены основные административные учреждения — городской совет и исполнительный комитет, управление внутренних дел, городской узел связи и прочие. Также здесь расположены железнодорожный вокзал, локомотивное депо Дебальцево-Пассажирское (ТЧ-14), пассажирское вагонное депо (ЛВЧД-4)
  • Микрорайон «Черёмушки» расположен на западе города. Построен в 70-х годах на осушеных болотах. Состоит из четырех- и пятиэтажных домов. На микрорайоне находится Дебальцевский филиал Артёмовского техникума железнодорожного транспорта, общеобразовательная школа № 4, детский сад № 4, отделение «Ощадбанка». На окраине микрорайона находится отделенческая больница станции Дебальцево.
  • Посёлок им. Рязанцева — Народное название — «Рязань». Назван в честь героя гражданской войны Ф. А. Рязанцева. Расположен на юго-востоке Дебальцево. По его территории проходит автотрасса Знаменка—Луганск—Изварино. Застройка — частный сектор. Здесь расположена общеобразовательная школа № 2. Естественной границей на востоке является балка Солёная.
  • Заводской посёлок — один из старейших районов города. Был основан в конце ХІХ века при механическом заводе. В советское время был облагорожен и благоустроен. Застроен двух и пятиэтажными зданиями. На Заводском поселке расположены городская санитарно-эпидемиологическая станция, Центр культуры и досуга (бывший ДК завода), отделение Укртелекома, городская пожарная часть, детский сад и стадион «Авангард».
  • Посёлок им. Толстова — восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого, советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
  • Микрорайон «Восточный» — один из самых «молодых» районов города. Застроен типовыми пятиэтажными зданиями. По проекту в результате расширения должен был слиться с микрорайоном им. 50-летия Победы, но с упадком строительства это не удалось. Здесь находится школа № 1, детский сад, ПТУ. На «Восточном» был реализован пилотный проект отопления — построена электрокотельная.
  • Посёлок им. Коняева носит имя героя двух революций Н. Н. Коняева, который 28 декабря 1917 года был застрелен на перроне вокзала ст. Дебальцево. Постройки — частный сектор. Вытянут вдоль железной дороги. Здесь находится городской хлебозавод, а также ПЧ-5.
  • Микрорайон им. 50-летия Победы — район смешанной застройки. Многоэтажные постройки на севере района переходят в частный сектор. Северо-восточная оконечность Дебальцево. Тесно связан с расположенными рядом предприятиями железной дороги. Здесь находятся общеобразовательная школа № 6, детский сад, военизированая охрана Донецкой железной дороги. Остановочный пункт «I площадка».
  • Микрорайон «Фестивальный» расположен на севере города. Застроен многоэтажками. Молодой район Дебальцево. Здесь расположены множество предприятий железной дороги (вагонное депо сортировочное, асфальтовый завод, ПМС-9, метеорологическая станция, спорткомплекс «Мы», остановочный пункт "Колёсный" и «Метеорологический»).
  • Посёлок «8 Марта» — прилегающий к железной дороги поселок. Один из наиболее отдалённых от центра районов. Северная окраина города. Частный сектор. Здесь находится школа № 7, детский сад, КРМЗ.
  • Посёлок Октябрьский — северо-восточная окраина города. Наиболее отдалённый от центра район. Ограничивается железнодородными ветками на Чернухино и Луганск, а также автотрассой. Здесь находится локомотивное депо Дебальцево-Сортировочное (ТЧ-10). Остановочный пункт " II площадка".

Социальная сфера

2 больницы (на 465 коек, 100 врачей, 360 медработников), 7 детских садов, 7 общеобразовательных школ, 2 дворца культуры: Железнодорожников и имени 40-летия ВЛКСМ, музыкальная школа, 1 стадиона, дворец спорта «Локомотив», спорткомплекс «МЫ», Спортивная детско-юношеская школа (ДЮСШ),20 библиотек, краеведческий музей (с 1966 года), дом пионеров, станция юных техников.

Знаменитые жители

  • выдаю­щийся русский геолог Л. И. Лутугин — исследователь угольных ме­сторождений, создатель обзорной геологической карты Донбасса, за которую он был удостоен большой золотой медали на международ­ной выставке в Турине в 1911 году. В 18981914 годах в городе находилась его летняя штаб-квартира.
  • в Дебальцево родился поэт Владимир Сосюра.
  • В Дебальцево родился украинский эстетик и культуролог А.П. Воеводин.
  • Борис Евдокимович Щербина — советский государственный и партийный деятель. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Член ЦК КПСС (1976—1990), кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1976). Депутат Верховного Совета СССР 6—11 созывов.
  • Герой Украины Г. В. Кнышов

См. также

Библиография

  • Моисеев И. Т., Литвиненко Б. Л. Дебальцево.:Путеводитель. — Донецк: Донбасс, 1981.

Ссылки

  • Сайт города Дебальцево
  • Расписание поездов по станции Дебальцево-пасс

Примечания

  1. Новости на сайте debaltsevo.com, 2 декабря 2010 года
  2. ↑ Государственный комитет статистики Украины. Сборник: Численность наличного населения Украины на 1 января 2011. Киев 2011. Ответственная за выпуск Тимошенко Г.В. (doc)
  3. Дебальцево на сайте media.ukr-info.net



Дебальцево.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01