Эта статья — о советско-польском фильме 1989 года. О других фильмах под тем же названием см. Дежа вю (фильм); о психологическом феномене см. дежавю; о других значениях термина см. дежавю (значения).
В поисках своей жертвы Поллак попадает в самые невероятные ситуации, связанные со спецификой советской Одессы в эпоху начала построения социализма. Поскольку он оказывается первым пассажиром рейса Русфлота «Нью-Йорк—Константинополь—Одесса», к нему приставляют гида — комсомолку Клару Глушко, его осаждают пионеры и журналисты. Ещё на пути в гостиницу Джон пытается отказаться от культурной программы, предлагаемой гидом.
В гостинице Поллака начинает раздражать, что в его номер поселили харьковского кооператора Петра Мусийовича Кривонощенко, а позже — кооператора Ахмеда из Ташкента. Нелегально обменяв доллары в булочной, Джон узнаёт в одном из сотрудников Мика Нича и передаёт ему посылку с дохлой рыбой. Ничипорук понимает, что на его след вышла мафия. Подручный Ничипорука Мишка Япончик советует Миките уехать в Куяльник, ссылаясь на то, что мафия его там не сможет найти.
В процессе отлучения от гида Клары, Поллак натыкается на отряд армян, которые принимают его за своего родственника-эмигранта. Армяне спаивают его и отводят на кладбище, где «похоронены» его «отец», «мать» и «брат».
Джон просыпается утром в купе скорого поезда с той же компанией армян. Те сообщают ему, что едут в Ереван, так как там скрывается убийца его «брата». Поллак спасается бегством. Выпрыгнув из поезда и ударившись головой, Поллак забывает, кем является на самом деле (ретроградная амнезия), и вынужден жить согласно своей легенде, как честный профессор. Ничипорук, узнав киллера, пытается его убить. В результате Поллак переживает цепь возвращений и потерь памяти, периодически испытывает дежавю.
Во время очередной неудачной попытки убийства «Профессора», Мишка Япончик узнаёт Поллака в казино, расположенном в булочной, после чего связывает и "раскалывает" его. Освободившись, Поллак узнаёт, где скрывается Мик Нич и выходит на его след.
Выследив Ничипорука, Джон невольно помогает сотрудникам милиции поймать самогонщика. В отделении Поллак узнаёт, что все, кто ему неоднократно попадались на глаза — кооператор Кривонощенко, начальник кладбища, влюблённая пара Жорж и Дита — работники милиции и следили за ним по «ложному обвинению». Джон признаётся, что обвинение — не ложное и требует посадить его в одну камеру с Ничипоруком. Те не верят ему и насильно отправляют на пароход, следующий до Суматры. Поллак три раза прыгает за борт и возвращается в порт, после чего попадает в психиатрическую лечебницу с диагнозом паранойя. Подручный Ничипорука Мишка Япончик покидает Одессу.
Финал фильма построен, в соответствии с замыслом и названием, как ещё одно дежа вю: похоже, что вся история повторится снова, на этот раз с киллером, который прибыл для убийства самого Поллака, за то, что последний не сумел выполнить заказ. Как сказал глава мафиозного клана: «Когда речь идёт о чести семьи, разговор о деньгах становится неуместен».
Польскому актёру Ежи Штуру очень не нравилась эта работа на советской киностудии, вдобавок, именно тогда у него начались проблемы со здоровьем (по возвращении в Польшу у него случился сердечный приступ).[2][нет в источнике 1042 дня].
Точное время действия ленты — 1925 год. Это следует из даты съёмок фильма «Броненосец „Потёмкин“», а также того, что Джон Поллак едет из Штатов на пароходе «Феодосия» вместе с Владимиром Маяковским, американская поездка которого состоялась именно в этом году.
Согласно сюжету фильма, киллер из США, посланный убить Поллака прибывает в Одессу на теплоходе «Абхазия» (на одном из кадров виден трап корабля с этим названием). Действие эпизода происходит через 18 месяцев после основного сюжета. Таким образом киллер оказался не только тысячным пассажиром маршрута, но и одним из первых пассажиров «Абхазии» (которая была спущена на воду 29 ноября 1927 года).[3][4].
Русфлот — реально существовавшая в 1925 году государственная организация, владевшая государственной монополией по продаже эмигрантских проездных билетов, по соглашению с которым морское агентство (сокращённо ГОСЧАП), которое подчинялось государственному Черноморско-Азовскому пароходству, занималось морскими перевозками и конкурировало с частновладельческими судами и иностранными компаниями[5].
Один из эпизодов фильма демонстрирует интертекстуальную связь «рамка в рамке» по типу геральдической конструкции: Джон Поллак сидит в Чикагской опере (съёмки проходят же в Одесской опере) и смотрит постановку «То́ски». По сюжету главного героя должны расстрелять. Но главная героиня Тоска расплачивается своим телом со злодеем Скарпиа, и тот обещает, что его расстреляют понарошку. Тем не менее, Скарпиа лжёт, и героя расстреливают по-настоящему. При всём при этом тенора — исполнителя роли героя, естественно, актёры-солдаты должны расстреливать понарошку. В этот момент Поллак из своей ложи снайперским выстрелом убивает его по-настоящему.
По фильму (эпизод с патронами в костре) отель «Червоний» (укр.), где живёт Поллак, и булочная Ничипорука оказываются через дорогу. На самом деле гостиница «Бристоль» (бывшая «Красная») расположена на Пушкинской, угол Бунина, а центральная городская библиотека им. Франко (в роли булочной) — в переулке Книжном возле Преображенской, за 2 километра от гостиницы.
На визе Полака написано У. Р. С. Р., хотя до 1937 республика по-украински называлась У. С. Р. Р.
В первоначальном варианте сценария сцена в психиатрической лечебнице, после слов профессора: «А теперь поговорим о мании преследования», в зал вкатывали коляску с Ничипоруком. И Поллак в бессилии с ненавистью смотрел на Нича. Но по каким-то причинам режиссёр изменил сценарий и сцена в окончательный вариант фильма не вошла.[источник не указан 430 дней]
Рабочее название фильма: «Виза — 48 часов»
Примечания
↑ Deja Vu на сайте filmpolski.pl.
↑Телеинтервью Штура о съёмках кинофильма, канал «Культура», 2006 г.
Теплоходы типа "Абхазия". Военно-Морской флот России 20-го века (15 марта 2007). Проверено 7 апреля 2015. Архивировано из первоисточника 20 мая 2013.
Судьба корабля «Marienburg» («Абхазия») компании «Seedienst Ostpreussen». Корабельный портал (16 октября 2008). Проверено 7 апреля 2015. Архивировано из первоисточника 20 мая 2013.
Положение греческого населения Севастополя в 1920-е годы. Форум "Греческое общество" (15 марта 2007). Проверено 7 апреля 2015. Архивировано из первоисточника 20 мая 2013.