22-07-2023
История Австралии | |||
Основные статьи
Штаты, территории и города
|
Доисторическая эпоха Австралии — временной отрезок с момента прибытия в Австралию первых людей и до их первой встречи с европейцами в 1606 г., когда начинается письменная история Австралии. По различным оценкам, праистория Австралии продолжалась от 40 до 70 тысяч лет.[1]
Содержание |
По общему мнению историков, человек прибыл в Австралию не позднее 40 тысяч лет назад[2] — к этому времени относятся следы обитания человека, обнаруженные в верховьях Суон в Западной Австралии. В Тасманию, которая в то время соединялась с материком сухопутным мостом, человек попал не менее 30000 лет назад.[3][4]
Существуют и более смелые прогнозы по поводу времени появления в Австралии первых людей. Так, анализ древней пыльцы из юго-восточной Австралии свидетельствует об увеличении пожаров, начиная примерно с 120000 лет назад. Отдельные исследователи связывали эти пожары с человеческой деятельностью, ставя при этом под сомнение их датировку.[5] Чарльз Дорч (Charles Dortch) датирует каменные орудия, найденные в Ротнесте (Rottnest), около 70000 лет назад[6]. В целом исследователи относятся к датировкам, превышающим 40000 лет, со скептицизмом.[7]
Миграция человека в Австралию произошла на завершающих этапах плейстоцена, когда уровень моря был намного ниже современного. Неоднократные оледенения в эпоху плейстоцена привели к тому, что уровень моря во время последнего ледникового максимума в Австралазии был более чем на 100 метров ниже нынешнего.[8] В это время континентальное побережье простиралось намного далее, покрывало Тиморское море, так что Австралия и Новая Гвинея образовывали единый материк, известный под названием Сахул, соединяясь сухопутным перешейком, проходившим по акватории нынешних Арафурского моря, залива Карпентария и Торресова пролива. Несмотря на это, море и в те времена представляло собой значительную преграду для путешественников, поэтому предполагается, что первые люди попали в Австралию, переплывая на короткие дистанции с острова на остров.[9] Предлагались два гипотетических маршрута данной миграции: один — по цепи мелких островов между Сулавеси и Новой Гвиней, и второй — на северо-запад Австралии через Тимор[10].
Свидетельством существования перемычек между Австралией, Новой Гвинеей и ближайшими к последней островами Индонезии, в том числе в более древние периоды, является общность флоры и фауны этого региона. Лишь около 4000 г. до н. э. уровень моря в регионе окончательно стабилизировался на современном уровне.
Неизвестно, сколько именно разнородных популяций селилось в Австралии до прихода европейцев. К началу 21 в. примерно одинаковый вес имеют гипотезы «тройного гибрида» и происхождения из единой популяции.[11]
Некоторые данные Y-хромосом указывают на относительно недавний приток населения с Индийского субконтинента.[12]
Археологические свидетельства (остатки древесного угля) показывают, что огонь стал использоваться чаще по мере того, как австралийские аборигены стали использовать его, чтобы загонять дичь, и/или чтобы на сожжённой почве возникла новая зелёная поросль, привлекающая новых животных, а также для расчистки непроходимого леса. Густо заросшие некогда территории превратились в более открытые склерофитовые заросли, а открытый лес превратился в луга. В растительности постепенно возобладали огнеустойчивые растения, в частности, казуарина, эвкалиптовые, акация и травы.
Изменения в фауне были даже более драматичными. Австралийская мегафауна, то есть виды существенно более крупные, чем люди, вымерли, а вместе с ними — и многие мелкие виды. В целом почти одновременно вымерло около 60 различных видов, включая семейство дипротодонов (сумчатых, внешне напоминающих бегемотов), несколько крупных бескрылых птиц (например, гениорниса), хищных кенгуру, сумчатого льва, мегаланию, а также миоланию — черепаху размером с небольшой автомобиль.
Непосредственная причина массового вымирания остаётся неясной. Это могли быть пожары, охота, климатические изменения или сочетание всех или некоторых факторов (когда-то популярная климатическая версия сейчас не считается основной). При отсутствии крупных травоядных, которые могли бы удержать рост низкой растительности и одновременно удобрять почву своим навозом пожары становились всё более крупными и всё сильнее изменяли ландшафт.
Период около 18000 — 15000 лет назад характеризуется повышенной засушливостью на всём континенте при более низких температурах и меньших дождевых осадках, чем в настоящее время. В конце плейстоцена, около 13000 лет назад, в связи с подъёмом уровня моря постепенно стали исчезать крупные участки суши: перемычка с Новой Гвинеей на месте современного Торресова пролива, Бассова равнина между Викторией и Тасманией, а также мост с островом Кенгуру.
С этого времени тасманийские аборигены были географически изолированы. Около 9000 лет назад население небольших островов в Бассовом проливе и на острове Кенгуру погибло.
Как показывают лингвистические и генетические данные, существовали длительные контакты между австралийскими аборигенами на крайнем севере Австралии и австронезийским населением Новой Гвинеи и прилегающих островов, однако эти контакты ограничивались лишь торговлей, число смешанных браков было крайне невелико, массовой колонизации не было. Макасарские лодки — проа — также упоминаются в сказаниях аборигенов от Брума до залива Карпентария. Существовали временные поселения, известны случаи, когда австралийские аборигены переселялись в Индонезию.
Последние 5000 лет характеризуются относительным улучшением климата, повышением температуры и осадков и усложнением социальной структуры племён. Основными предметами торговли были песни и танцы, а также кремень, поделочные камни, раковины, семена, копья, продукты питания и др.
Языки пама-ньюнга распространились почти по всей территории Австралии, за исключением севера и Арнхема. Наблюдается также относительный континуитет религиозных представлений и мифов по всей Австралии. Некоторые сюжетные линии песен известны по всему континенту.
Инициация юношей и девушек (обряд перехода во взрослую жизнь, нередко связанный с испытаниями) отмечалась церемониями и праздниками. Поведение регламентировалось строгими правилами, определяющими отношения с многочисленными родственниками и ответственность перед ними. Весьма сложной была австралийская система родства и связанные с ней ограничения на вступление в брак с определёнными линиями родства.
Описывая культуру австралийских аборигенов в своей Бойеровской лекции в 1999 г., историк и антрополог Инга Клендиннен говорила:
Политическая власть находилась в руках скорее старейшин общин, чем наследственных вождей. Споры разрешались на общинном собрании в соответствии со сложной системой племенных законов (пример показан в современном фильме «Десять лодок»). Нередкими были кровная месть и межплеменная вражда. Племена нередко вступали в альянсы посредством браков, имели представления о происхождении от общих героев.
Кремация покойников вошла в практику около 25000 лет назад, намного раньше, чем где-либо на земле. Ранние образцы искусства аборигенов в пещере Кунальда на равнине Наларбор датируются около 20000 лет назад.[14]
В наиболее плодородных и населённых регионах аборигены жили в полупостоянных поселениях. В плодородном бассейне реки Муррей рыболовство и земледелие во многом вытеснило охоту и собирательство, доминирующие в остальных регионах. Экспедиция Стёрта вдоль реки Муррей пришла к ложному выводу, что аборигены Австралии практиковали земледелие, поскольку её участники видели крупные копны сена, используемые для долговременного хранения семян.[15]
Петроглифы аборигенов в национальном парке Намаджи, Австралийская столичная территория.
Наскальное изображение в Терри-Хилс, Новый Южный Уэльс
По оценкам, в 1788 г. общая численность аборигенов Австралии составляла не менее полумиллиона. Их население состояло из сотен разрозненных, различных по культуре и языкам групп. Большинство аборигенов занималось охотой и собирательством, имели богатые устные предания, разработало собственную систему земледелия.
Белые колонисты до недавнего времени проявляли мало интереса к культуре и наследию австралийских аборигенов, поэтому многие знания об их обычаях и языках безвозвратно утрачены. Когда Джеймс Кук впервые заявил претензии Британии на Новый Южный Уэльс в 1770 г., аборигенное население состояло из носителей примерно 500 различных австралийских языков.
Обитатели северного побережья — Кимберли, Арнем-Ленда, окрестностей залива Карпентария и мыса Кейп-Йорк — в течение тысячелетий поддерживали контакты с соседними народами (в основном носителями австронезийских языков). Даже после окончательного исчезновения сухопутного моста на месте Торресова пролива в результате подъёма уровня моря существовало активное перемещение людей и товаров между северным побережьем Австралии и Новой Гвинеей. Промежуточными остановками во время навигации на лодках служили коралловые рифы. Около 2500 лет назад острова Торресова пролива заселили носители морской меланезийской культуры, в результате чего появились аборигены островов Торресова пролива, говорящие на австралийских и папуасских языках. Они продолжали поддерживать контакты с аборигенами северо-восточной Австралии.
С другой стороны, в течение многих сотен лет индонезийские рыболовы-«бугисы», выходцы с Молуккских островов (например, Банда) ловили рыбу вдоль побережья Австралии. Макасарские торговцы с острова Сулавеси регулярно посещали побережье северной Австралии, где ловили трепанга, который был у них предметом торговли с китайцами как минимум до начала XVIII века.
О культурном и технологическом обмене свидетельствуют отдельные мотивы в аборигенном искусстве, появление таких предметов, как каноэ-долблёнки, табак и трубки для курения, наличие макассарских слов в аборигенных языках (например, Balanda как обозначение белого человека), наличие потомков малайской субрасы среди австралийских аборигенов в результате смешанных браков и миграций.
Доисторическая Австралия.