02-08-2023
Егор Булычов и другие. Сцены | |
«Егор Булычов и другие» (МХТ, 1934). Шура – Ангелина Степанова |
|
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: |
1932 |
Публикация: |
1932 |
Егор Булычов и другие — пьеса Максима Горького. Подзаголовок: Сцены.
Содержание |
В начале тридцатых годов Максим Горький решил вновь обратиться к драматургии — после более, чем десятилетней паузы (в 20-х годах он не писал новых пьес). Писатель задумал создать драматический цикл о дореволюционной России, который должен был отобразить период от кануна Революции до событий современности. Началом этого цикла стала пьеса «Егор Булычов и другие», продолжением - «Достигаев и другие».
Интересно, что в Архиве А. М. Горького сохранились наброски двух вариантов первого действия незаконченной пьесы, относящиеся к двадцатым годам, под названием «Евграф Букеев» и «Христофор Букеев» (опубликованы в «Архиве А. М. Горького, т. II, Пьесы и сценарии», Гослитиздат, М., 1941). Образ главного героя задуманной пьесы близок образу Егора Булычова.
Черновым названием будущей пьесы было «Накануне». Первые наброски под таким названием относятся к началу 1931 года. Параллельно Горький работал над пьесой «Сомов и другие», начатой им ранее. Летом 1931 года писатель закончил первую редакцию пьесы «Егор Булычов и другие».
Тогда же пьеса была передана автором в Государственный театр им. Евг. Вахтангова, директор которого — в письме от 10 июля 1931 года — известил Горького о принятии пьесы к постановке. По просьбе театра М.Горький внёс в пьесу некоторые дополнения, в частности — во втором действии ввёл сцену с Лаптевым (в тексте пьесы оказалось несоответствие, не замеченное автором: в этом же действии идёт речь о том, что Лаптев ночью арестован). Пьеса «Егор Булычёв и другие» была также передана для постановки Ленинградскому Большому драматическому театру. Премьера пьесы в обоих театрах состоялась 25 сентября 1932 года. Пьеса была впервые напечатана отдельной книгой в издательстве «Книга» в 1932 году. В 1933 году пьеса была вновь отредактирована М.Горьким и опубликована в альманахе «Год шестнадцатый. Альманах первый» (М., 1933). В 1934 году эта пьеса была поставлена Московским Художественным театром (см. фото).
В архиве писателя сохранилось немало интересных материалов, связанных с пьесой Горького. Например, письмо М.Горького К. А. Федину о «Егоре Булычове» от 21 декабря 1932 года. В Архиве сохранилась выправленная М.Горьким стенограмма его замечаний, сделанных 19 сентября 1932 года, после просмотра генеральной репетиции пьесы «Егор Булычов и другие» в театре им. Евг. Вахтангова. Ряд писателей и деятелей искусства — А. Н. Толстой, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Чапыгин, Л. Н. Сейфуллина, С. Н. Сергеев-Ценский и другие — откликнулись на появление пьесы письмами к её автору. В письме М.Горькому, датированном 22 декабря 1932 года, В. И. Немирович-Данченко писал[1], что
...давно не читал пьесы такой пленительной. Право, точно Вам только что стукнуло 32 года! До того свежи краски. Молодо, ярко, сочно, жизненно, просто, - фигуры как из бронзы... И при всём том, - это уже от 60-летнего возраста и это уже на пятнадцатом году: - мудро, мудро, мудро! Бесстрашно, широкодушно. Такая пьеса, такое мужественное отношение к прошлому, такая смелость правды - говорят о победе, окончательной и полнейшей победе революции больше, чем сотни плакатов и демонстраций. И опять: молодо, свежо и - пленительно... Все образы до единого замечательно ярки... «Сцены»? Нет! Сценами привыкли называть нечто, что - не пьеса. Это цельное драматическое произведение, - но больше пьесы. Это надо назвать как-то иначе. |
В феврале 1933 года А. Н. Толстой писал А. М. Горькому[1]:
На днях видел у вахтанговцев «Булычова». Вы никогда не поднимались до такой простоты искусства. Именно таким должно быть искусство, — о самом важном, словами, идущими из мозга, — прямо и просто — без условности форм. Спектакль производит огромное и высокое впечатление. Изумительно, что, пройдя такой путь, Вы подошли к такому свежему и молодому искусству… |
Премьера пьесы состоялась в один день: 25 октября 1932 г. — к 40-летию творческой деятельности Горького: в Москве (Театр им. Вахтангова,) и Ленинграде (Большой драматический театр)[2].
Егор Булычов — Борис Ливанов, Ксения — Анастасия Георгиевская, Варвара — Евгения Ханаева, Меланья — Клавдия Еланская, Александра — Нина Гуляева, Звонцов — Галикс Колчицкий, Тятин — Олег Стриженов, Макей Башкин — Иван Кудрявцев, Достигаев — Марк Прудкин, Елизавета — Галина Калиновская, Антонина — Валентина Калинина, Алексей — Константин Градополов, Павлин — Алексей Жильцов, Доктор — Юрий Недзвецкий, Трубач — Владимир Попов, Зобунова — Анастасия Зуева, Пропотей — Никита Кондратьев, Глафира — Галина Попова, Таисья — Анна Кедрова, Мокроусов, полицейский — Виталий Беляков, Яков Лопатин — Николай Алексеев, Донат — Виктор Новосельский (Запись спектакля на радио 1964. Чтец от автора — Иван Тарханов).
Пьеса также неоднократно ставилась на разных сценических площадках СССР: Воронежский театр (1933, 1961), Свердловский театр (1933), Самарский театр (1933); Горьковский театр (1933, 1951); Ярославский театр (1933, 1950); Новосибирский театр «Красный факел» (1933); Ивановский театр (1933); Харьковский театр (режиссёр Александр Крамов, 1934) и др.
Егор Булычев и другие (пьеса).