Lt304888.ru

Туристические услуги

Ислам в Крыму

08-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Ислам является одной из исторически значимых религий Крыма. В настоящее время ислам исповедует около 15 % жителей полуострова или порядка 300 тыс. человек[1]. В большинстве своём это репатриирoвaвшиеся крымские татары и их потомки, но также и азербайджанцы, турки, татары, узбеки и представители других диаспор традиционно мусульманских народов[2]. Первые очаги последователей ислама появились в тогда ещё христианском (преимущественно православном) Крыму в ХI-ХII веках. В ХV веке Крым стал настоящим очагом исламской цивилизации в Северном Причерноморье[3]. После включения полуострова в состав Российской империи в 1783 году, эпоха безраздельного доминирование ислама в Крыму подошла к концу из-за демографических изменений и сложных миграционных процессов. После депортации 1940-х годов крымских татар, ислам на территории Крыма на некоторое время превратился фактически в мёртвую религию. Но к концу ХХ-ХХI веков ислам на полуострове начал возрождаться как демографически, так и институционально. В последние десятилетия некоторые исследователи отмечают тенденцию к формированию более радикальных[4] ячеек в среде традиционно умеренного крымско-татарского ислама (ваххабиты, салафиты и прочие)[5].

Хронология

Развитие ислама в Крыму можно условно разделить на несколько исторических этапов: зарождение, становление, расцвет, оттеснение, упадок, исчезновение и возрождение.

Зарождение

Мифические предания крымских татар повествуют о двух пророках Мухаммеда по имени Малик Аштер и Гази Мансур, которые прибыли в Крым в VII веке с целью проповедования ислама. Конечно, в раннесредневековую эпоху, Крым представлял собой почти исключительно христианскую территорию, находившуюся под влиянием традиций Восточной Римской империи (Византии), а сам крымско-татарский этнос сложился не ранее ХV века. Поэтому, согласно более правдоподобным историческим источникам, ислам в Крым первыми принесли не арабы, а тюрки из Волжской Булгарии и Хорезма[6]. После падения Константинополя в 1204 году и разорения Руси в 1220-х годах православные традиции крымского населения лишаются своих былых внешних опор. В 1230-х годах в степной Крым вторглись монголо-татары. Первую мечеть в Крыму воздвиг в 1262 г. выходец из Бухары в г. Солхат (ныне это Старый Крым), но до наших дней она не сохранилась[7]. В целом, период становления ислама в Крыму был довольно долгим. В отличие от аравийских бедуинов, тюрки были гораздо менее фанатичными последователями ислама. Более того, довольно пёстрый этнокультурный состав Крыма в известной степени препятствовал его стремительной исламизации, хотя и не смог остановить её.

Становление

В первой половине XIII века Северный Крым вошёл в состав постепенно исламизирующейся Золотой Орды. В 20-х годаx XIV столетия хан Узбек сделал ислам государственной религией Золотой Орды. Сразу после этого знакового события в Крыму начинают открываются первые мусульманские учебные заведения — медресе. Самая древняя из них (мечеть и медресе хана Узбека в Солхате), основанная на втором году правления хана, в 1314 году, сохранилась до наших дней[8]. В этот же период в Крыму появился один из первых исламских религиозно-философских текстов на персидском языке — комментарий к «Месневи» Джаляль ад-Дина ар-Руми. Его автором был Абу Бакр Каландар, однако его биография практически неизвестна. Языком Корана в Крыму стали арабский и персидский, хотя эти языки были практически непонятны основной массе крымско-татарского населения[9].

Расцвет

В 1470-х годах, после падения католической генуэзской Кафы и православно-арианского Феодоро, религиозная жизнь всех народов Крыма попала под сильное влияние турецкого ислама. Суннизм ханифитского получил в Крымском ханстве статус государственной религии, а турецкий султан был объявлен халифом всех мусульман-суннитов. Параллельно Крыму широкое распространились течения суфизма турецкого и кавказского направлений. После начала правления крымского хана Ислам-Гирея II (1584—1588) имя турецкого султана произносилось верующими в пятничной молитве перед именем хана. В этот период крымской истории гражданское право и судопроизводство ориентировалось на Коран и шариат, а семейное и наследственное право регулировались ими полностью. В XVII—XVIII вв. крымские шейхи и улемы были широко известны на Северном Кавказе, где они служили проводниками исламизации горских народов. Особенно широко была известна Зинджирли-медресе, возникшая в предместьях Бахчисарая в 1 500 г. Мусульманское духовенство стало очень влиятельным. Росту этого влияния способствовали вакуфы, а также различные льготы со стороны крымских ханов и самого турецкого султана. К 1783 году в Крыму имелось более 1500 мечетей, действовали десятки медресе и текие. Несмотря на формальное право свободы вероисповедания, христиане подвергались дискриминации, а греческий язык практически вышел из употребления. 8 апреля 1783 года Екатерина II подписала указ «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны, под Российскую Державу», а 28 июня того же года подписала ещё один указ, в котором говорилось о необходимости «… определить надлежащее не скудное содержания мечетям и служащим в оных школах их и на другие тому подобные полезные дела». В первые десятилетия российской власти жизнь мусульман Крыма не претерпела практически никаких изменеий. Даже наоборот, продолжался рост числа мечетей (до 1 600) и географического влияние крымско-мусульманского духовенства. Так в 1788 году Российская империя создала Таврическое магометанское духовное правление (ТМДП), влияние которого, кроме самого Крыма, теперь распространялось на всех мусульман российских Польши и Литвы.

Оттеснение

Несмотря на то что внешняя благосклонность в отношении крымских мусульман сохранялась, её административный аппарат встал на путь постепенного ограничения финансовых потоков, поддерживающих мусульманскую инфраструктуру. В своё время мусульманские чиновники и военные фактически оставили христиан без средств к поддержанию православных институтов в Крыму путём внедрения таких понятий как вакуф и джизья. Похожим образом и царские чиновники, пользуясь безграмотностью большинства населения Крыма, начали проводить политику ослабления вакуфа. Мухаджирство татар в Османскую империю и приток большого количества христиан ещё более усилили этот процесс. К 1914 году на полуострове осталось уже только 729 мечетей, а численность мусульманского духовенства сократилась более чем в пять раз до 942 человек.

Примечания

  1. http://www.idmedina.ru/books/islamic/?4166
  2. http://www.islamsng.com/ukr/pastfuture/3871
  3. http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=836
  4. http://evrazia.org/article/2190
  5. http://www.novoross.info/index.php?newsid=5444
  6. http://krymology.info/index.php/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%B2_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%83
  7. http://www.newsru.com/religy/15oct2014/mosque_ouzbek.html
  8. http://www.newsru.com/religy/15oct2014/mosque_ouzbek.html
  9. http://www.islamrf.ru/news/history/culture/32767/

Литература

  • Григорьянц В. Следами Пророка / В. Григорьянц // Крым. — 2001. — № 1.


Ислам в Крыму.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01