Lt304888.ru

Туристические услуги

Картинная галерея Армении

21-08-2023

40°10′43.5″ с. ш. 44°30′51″ в. д. / 40.17875° с. ш. 44.514167° в. д. (G) (O) (Я)

Национальная галерея Армении
Հայաստանի ազգային պատկերասրահ
Дата основания 1921
Местонахождение Ереван
Директор Паравон Мирзоян
Официальный сайт

Национальная галерея Армении (арм. Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ) — главный музей изобразительных искусств Армении.

Галерея была основана в 1921 г. и представляет собой часть Музейного комплекса на площади Республики в городе Ереване. Национальная галерея занимает верхние этажи комплекса с третьего по восьмой, а нижние два этажа здания занимает Национальный исторический музей Армении. Национальная галерея Армении является одним из крупнейших музеев на территории СНГ[1], а по собранию армянского изобразительного искусства — крупнейшим в мире. В музее представлена самая полная коллекция картин Айвазовского (после Национальной картинной галереи имени И. К. Айвазовского в Феодосии). В фондах Национальной галереи Армении есть свыше 35 тыс.[2] единиц хранения, фонд западноевропейского отдела располагает более 350 полотнами и рисунками.

Содержание

Армянское искусство

Экспонированы около 700 образцов искусства[3], среди которых:

Неизвестный художник. Богородица с младенцем, XVIII век А. Овнатанян, Портрет Натали Туманян, 1830-1840 гг. В. Суренянц, Попранная святыня, 1895 г. С. Агаджанян, Портрет Мaтери, 1900 г. П. Терлемезян, Гавит Санаинского монастыря, 1904 г. Е. Татевосян, Гений и толпа, 1919 г. Г. Башинджагян, Озеро Севан в дождливый день, 1899 г.
С. Нерсисян, Пикник на Куре, 1860 г. М. Сарьян, У колодца, жаркий день, 1908 г. В. Махохян, Океан, 1918—1920 гг. З. Закарян, Натюрморт. Художественные предметы, 1900 г. А. Фетваджян, Кафедральный собор Ани, 1905 год

Западноевропейское искусство

Экспонированы около 170 полотен[4].

Итальянская коллекция

Тинторетто, «Аполлон и Пан»

Итальянское искусство в собрании музея открывается произведениями XIV века[5]. Крайне примечательна полотно неизвестного художника круга Ботичелли «Рождество»[6][1]. Ярким примервом Высокого Возрождения является картина «Аполлон и Пан» знаменитого Тинторетто[6]. Итальянское искусство XVII столетия в коллекции музея представлено работой Б. Строцци «Портрет Никола Куччи» и 2 портретами Гверчино, одного из ярких представителей болонской школы[1]. К более раннему портретному жанру относится картина Понтормо. Особо богата коллекция с Библейскими сюжетами. Здесь представлены полотна «Рождение Христа и поклонение пастухов» Я. Бассано (недавно галерея получила в дар еще одно произведение Бассано[7]), «Богородица» работы Б. Гарофало[8], С. Конча, Э. Сирани и др., произведения Л. Джордано, П. Кортона, С. Риччи, Л. Синьорелли, П. Батони[9], Л. Бернардино, П. Фаринати, Сассоферрато, А. Турчи. К числу художников-пейзажистов в собрании музея экспонированы картины Ф. Дзуккарелли, Дж. Гизольфи и неизвестные мастера XVIII века. В тому же периоду относится картина «Дворик» одного из крупнейших итальянских мастеров эпохи — Ф. Гварди[9].

В собрании галереи имеются графические работы таких художников как Дж. Тьеполо, Дж. Панини, Ф. Цуккаро, Я. Эмполи.


П. Кортона, Богородица, младенец Иисус и св. Катарина Я. Бассано, Рождение Христа и поклонение пастухов Б. Строцци, Портрет Никола Куччи Гверчино, Клеопатра Ф. Гварди, Дворик
С. Конча, Богородица Л. Синьорелли, Избиение младенцев Л. Джордано, Добрый Пастырь Л. Бернардино, Св. Себастьян Гарофало, Мадонна с младенцем

Фламандская и голландская коллекция

А. Ван Дейк, «Снятие с креста»

По данным 1982 года в галерее были экспонированы около 30 произведений[10] фламандской и 60 произведений[11] голландской живописи. Большинство работ голландской и фламандской школ живописи Нидерландов из коллекции музея относятся к XVII веку[6].

Фламандская живопись в собрании музея представлено картинами первостепенных мастеров. Среди них полотна «Шествие Силена» П. Рубенса[12] и « Снятие с креста» Ван Дейка. Интересны натюрморты К. Вербрюгена и Я. Фейта. Фламандский портрет представлен несколькими полотнами[13], из которых наиболее примечательны женский портрет П. Пурбуса и неизвестного мастера XVII века. Фламандская жанровая живопись представлено 2 полотнами Д. Тенирса Младшего и др. Исключительным реализмом исполнена картина сравнительно малоизвестного художника Я. Коссирса «Фавн в гостях у крестьян». В галерее имеется полотно «Горный пейзаж» фламандского художника-пейзажиста Й. Момпера.

Голландская жанровая живопись в различных его выражениях представлено произведениями «Урок пения» К. Нетшера, «Общество за столом» П. Кодде, «Праздничный день» И. Дрохслота, «Игра в кегли» К. Дюсарта, картинами, изображающими трактирные мотивы и т. д.[6]. Примечательна портретная композиция «Война и мир» Х. Гольциуса. К Библейскому сюжету относится работа «Рождение Христа» К. Йоса. Экспонированы также картины голландских пейзажистов, среди которых наиболее значимым является работа «Вид Дордрехта» Я. В. Гойена. Интересен также картина «Пейзаж со сломанным деревом» А. Эвердингена[6]. Так называемый «итальянизирующий пейзаж», получивший тогда в Голландии широкое распространение, представлен произведениями Н. Берхема, К. Поленбурга, К. Дюжардена и Ф. Мушерона. В галерее имеются работы таких мастеров голландского натюрморта, как П. Клас[14] и А. Бейерен[6]. Голландский портрет представлен работой «Обменник» М. Стоммера и женским портретом К. Нетшера. К батальному жанру относятся композиции «Война поляков против шведов» Ф. Вауэрмана и «Битва» Э. Вельде[15]. В галерее хранятся графические работы Я. Ливенса, Я. Ван дер Хейдена, М. Хемскерка, Г. Схалкена, А. Дипенбека, А. Вельде.


П. Рубенс, Силен Я. Йорданс, Пан и Сиринга К. Нетшер, Урок Пения Д. Тенирс (Мл.), Играющие в кегли Я. В. Гойен, Вид Дордрехта
Неизвестный художник, Портрет женщины П. Клас, Натюрморт М. Стоммер, Обменник Э. Вельде, Битва Неизвестный художник, Триумф смерти

Французксая коллекция

Коллекция французской живописи самое большое по количеству среди западноевропейской живописи в галерее[16]. Собрание открывается полотнами XVII века[16]. Здесь представлены такие крупнейшие представители живописи Франции XVIII века как Ж. Фрагонар[12] картиной «Ринальдо и Армида», Ж-Б. Грёз картиной «Голова девушки», а также Ф. Друэ[12], Ш. Ван Лоо, Ж. Куртуа и др.. Недавно музей получила в дар полотно одного из крупнейших представителей стиля рококо Ф. Буше[7]. К этому же стилю относится произведение Н. Ланкре «Итальянские комедианты». В стиле сентиментализма и классицизма представляется портретная работа Э. Виже-Лебрёна. Развитие пейзажного жанра во французской живописи в собрании музея можно прослеживать с XVII века[6]. К этой эпохе относятся работа Г. Дюге. Пейзажный жанр XVIII столетия в галерее представлено 3 полотнами Ю. Робера и 3 полотнами К. Верне. Важнейшее место в развитие реалистических традиций во французском искусстве XIX в. имело барбизонская школа, из крупнейших представителей которого в музее экспонированы «Сумерки в лесу» Т. Руссо и 2 картины Диаса. В галерее имеется полотно «Портрет девушки» Г. Курбе[12]. К этому же столетию относится произведение О. Верне. О развитии французской живописи нового времени дают общее представление картины Э. Будена, Л. Анкетена, Б. Бюффе, А. Монтичелли.

В галерее имеются графические произведения таких художников как А. Ватто[17], О. Роден и др., произведения таких скульпторов как А Канова и Э. Фальконе.


Ж. О. Фрагонар, Ринальдо и Армида Ж.-Б. Грёз, Портрет девушки Т. Руссо, Сумерки в лесу Н. Ланкре, Итальянские комедианты Г. Курбе, Портрет девушки
Э. Делакруа, Гость Ю. Робер, Античный храм Э. Буден, Порт Диас, Пейзаж К. Верне, Морской пейзаж

Немецкая и др.

Русское искусство

Экспонированы около 230 живописных работ[4], среди которых:

Коллекции музея постоянно пополняются новыми экспозициями.

Примечания

  1. ↑ Государственная картинная галерея Армении
  2. Архивный отдел
  3. Отдел армянской живописи
  4. ↑ Отдел зарубежной живописи
  5. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 198.
  6. ↑ Европейская коллекция
  7. ↑ Большой дар Национальной картинной галерее Армении
  8. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 200.
  9. 1 2 Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 207.
  10. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 209.
  11. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 217.
  12. ↑ Ереванская картинная галерея — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  13. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 213.
  14. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 223.
  15. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 219.
  16. 1 2 Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 225.
  17. Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982. — С. 228.

Литература

  • Р. Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. — М.: Искусство, 1982.
  • Национальная галерея Армении (альбом). — Ер., 2008. — 314 с.
  • Нидерландская и Фламандская живопись XVI-XVIII веков в Национальной галерее Армении (каталог). — Ер., 1999. — 56 с.
  • Голландская живопись XVII-XIX веков в Национальной галерее Армении (каталог). — Ер., 2003. — 73 с.
  • В. Бадалян. Два полотна Джулио Карпиони в собрании Картинной галереи Армении. // Ист.-филол. журн. — 1984. — № 4. — С. 239-242.

Ссылки

  • Официальный сайт галереи
  • Большой дар Национальной картинной галерее Армении
  • Дар американо-армянского коллекционера Национальной галерее Армении
  • Достижения искусства и науки в сборнике часов Национальной галереи
  • Национальная галерея Армения оборудована новейшей японской реставрационной техникой
  • Անհետացած քանդակներ, ոչնչացած նկարներ՝ Ազգային պատկերասրահում. քրեական գործեր չեն հարուցվում  (арм.)

См. также

Картинная галерея Армении.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01