Lt304888.ru

Туристические услуги

Кербер

23-10-2023

Геракл и Цербер. Италия, Via Latina, катакомбная фреска, IV век н. э.

Ке́рбер, также Це́рбер[1] (от др.-греч. Κέρβερος) — в греческой мифологии[2] порождение Тифона и Ехидны[3] (либо Тартара и Геи[4]). Кербер охранял выход из царства мёртвых Аида[5], не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Кербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов[6], или 100 голов[7]. В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым[8].

Перед спуском в Аид Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии[9], затем Кора приняла его как брата[10]. Геракл одолел Кербера[11] с помощью Гермеса и Афины[12]. Кербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит[13]. Геракл, когда вывел Кербера, был увенчан листвой серебристого тополя[14]. Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею, но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю[15].

Существовало несколько локализаций выхода из царства мёртвых. По одной из них, Геракл вывел Кербера из провала позади храма Хтонии в Трезене и привёл его в храм Артемиды в Трезене[16]. По некоторым поэтам, Геракл вывел его из пещеры в храме Посейдона на мысе Тенар[17]; а по другим авторам, Геракл вывел его около Коронеи (Беотия)[18]. Также этот провал показывали в стране мариандинов на Ахерусийском полуострове у Гераклеи[19].

Жрица, спускавшаяся в Аид с Энеем, бросила трёхглавому Керберу лепёшку со снотворным и усыпила[20].

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā, эпитету одного из псов бога Ямы, от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый»[21].

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном[22]. Он сближает имя Кербера с именем собаки-стража Гарма (др.-исл. Garmr), известного из скандинавской мифологии, возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r).

В литературе, искусстве и науке

  • Золотой Кербер работы Гефеста стоял в городе Прас (восток Крита)[23] (о золотой собаке см. Пандарей). Левкоком из города Лебен потребовал от влюблённого в него Евксинфета добыть эту собаку[24].
  • Выведение Кербера из Аида описывалось в поэме Стесихора «Кербер» (фр.206 Пейдж), сатировской драме Софокла «Кербер» (фр.327а Радт).
  • Согласно Гекатею, на Тенаре вырос страшный змей и был назван Псом Аида[25]. По истолкованию Палефата, он на самом деле был из города Трёхглавие[26]. По другому истолкованию, у него были два щенка, которые ходили вместе с отцом[27]. У Фульгенция содержится истолкование трёх голов как трёх возрастов[28]
  • В средневековье Кербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней.
  • Карл Линней по имени этого мифологического персонажа назвал род цветковых растений, распространённых в Африке, Азии, Австралии и Океании — Cerbera (Цербера). Он выбрал такое название по причине того, что особенностью представителей этого рода является их сильная токсичность.
  • По имени кербера-охранника назван протокол Kerberos — сетевой протокол аутентификации.

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Гесиод. Теогония 310; Гигин. Мифы 151
  4. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  5. Гесиод. Теогония 769—774
  6. Гесиод. Теогония 312
  7. Гораций. Оды II 13, 33
  8. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  9. Ликофрон. Александра 1327
  10. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  11. Еврипид. Геракл 613—615
  12. Гомер. Одиссея XI 623—626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  13. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  14. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1998. С.253
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  16. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  17. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  18. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  19. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  20. Вергилий. Энеида VI 417—423
  21. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. — Oxford University Press, 2006. — P. 411. — ISBN 0199287910
  22. Lincoln Bruce Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. — Chicago: University of Chicago Press, 1991. — P. 289. — ISBN 9780226481999
  23. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.126
  24. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  25. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  26. Палефат. О невероятном 39
  27. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  28. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Кербер.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01