Lt304888.ru

Туристические услуги

Кинематограф Венгрии

18-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Венгрия оказала заметное влияние на киноиндустрию в начале ХХ века. Среди известных венгерских деятелей кино можно назвать Иштвана Сабо, Бела Тарра и Миклоша Янчо. Множество выходцев из Венгрии попали в число известных иностранных режиссёров и продюсеров: основатель «Fox studios» Уильям Фокс; основатель «Paramount Pictures» Адольф Цукор и Александр Корда, оказавший огромное влияние на кино Великобритании.

Содержание

История

История венгерского кино начинается в 1896 году, когда состоялся первый показ фильмов братьев Люмьер в кафе отеля «Royal» в Будапеште. В июне того же года, Арнольд и Жигмонд Сиглаи открыли первый венгерский кинотеатр. Жители элитных районов Будапешта невзлюбили новый вид развлечений и кинотеатр вскоре закрыли. Однако кино становится всё более и более распространённым. К 1911 году в столице работает уже более 100 кинотеатров.

В 1908 году актёром Иозефом Нейманном и коммерсантом Мором Унгерлиндером[1] была основана первая венгерская кинокомпания «Projectograph». Компания создавала не только художественные фильмы, но и документальные и «уличную» кинохронику: «Жизнь бродячих цыган», «Пьяный велосипедист», «Происшествие в Будапеште».[1]. Основу игрового кино заложила фирма «Гунния», которая подражала «Pathe» и «Gaumont».[1] Характерным стилем раннего венгерского кино было совместное исполнение театральных постановок и показ фильмов. После каждой короткой плёнки следовала сценка с живыми актерами, часто изображавшими тех же экранных персонажей. Этот жанр вдохновил выдающихся писателей того времени, таких как Ференц Мольнар и Фридеш Каринти.

С 1912 по 1918 год в Будапеште появилось несколько новых кинофирм, в их числе: «Уран», «Люкс», «Стар», «Проя», «Педагогика». Во время Первой мировой войны поступление французских фильмов прекратилось, а Германия наращивала производство. Благодаря прибывшим из Германии и Австрии режиссёрам Мартину Гарашу, Корнелиусу Хинтеру, Эмилю Юстицу, Иосифу Штейну, а также Эдену Ухеру производство фильмов в Венгрии увеличивалось с каждым годом: в первый год войны было выпущено 18, в 1916 году — 47, а в 1917 — 75 фильмов.[1]

С марта по август 1919 года, в период недолгого существования Венгерской Советской Республики, кино индустрия Венгрии оказалась первой в мире полностью национализированной. Ряд кинематографистов приветствовали изменения, так как правительство обеспечивало защиту от иностранных фильмов.

За 4 месяца был снят 31 художественный фильм, не считая научно-популярных и документальных фильмов.[1]

Последствия Первой мировой войны оставили венгерскую кинопромышленность в руинах. Многие известные венгерские режиссёры, в их числе Майкл Кёртис и Александр Корда покинули страну.

В двадцатые годы зарубежные (в основном американские) кинокомпании используют экономический кризис и преобладают почти во всех кинотеатрах страны. Кроме них французские и итальянские фильмы (находившиеся во время войны под запретом) упрочили отставание венгерского кино. Падения национального производства удалось избежать в значительной степени благодаря государственной поддержке.

С приходом к власти диктатора Хорти начался закат кино. Резко упало производство фильмов. В 1922 г. было сделано всего 4 фильма, а в дальнейшем, с 1925 по 1929 гг., на экраны выпускалось в среднем по 3 фильма в год. В кино вводилась цензура.[1]

В 1925 году был создан Венгерский фонд кино индустрии, был принят закон, заставляющий дистрибьюторов финансировать венгерское кино. Кинотеатры были обязаны проводить показ кинохроник, снятых «Управлением венгерского кино». В 1929 году правительство Иштвана Бетлена ввело налог на импортные фильмы, в то же время была значительно снижена плата для венгерских кинокомпаний.[2] В ответ на квоты, американские кинокомпании перестали продавать фильмы в Венгрию, и через полгода они были отменены.[1]

Постепенно стали появляться новые производители фильмов. Первый венгерский полнометражный звуковой фильм был снят в 1931 году и назывался «Синий идол» (венг. Kék Bálvány).[2] Спустя два месяца после первого показа «Идола», состоялась премьера фильма «Ипполит, лакей», ставшего одним из самых успешных фильмов Венгрии.

С 1935 года в Венгрии появляются ультраправые группы, критикующие «зараженный еврейством» кинематограф, обвиняя его в непристойности и безнравственности. Многие протесты вызвали срыв кинопремьер. Правительство Венгрии, имевшее тесные связи с нацистской Германией, начинает оказывать давление на еврейских актёров. Вводятся антисемитские законы, положившие начало массовым увольнениям режиссёров, актёров, операторов еврейской национальности.

После войны в 1948 году кинопроизводство Венгрии национализируется. Основана «Школа Театра и Кино», открывшая миру множество имён в шестидесятых. В 50-х во время относительной свободы появляются значимые режиссёры Золтан Фабри («Господин учитель Ганнибал», «Карусель»), Кароли Макк («Лилиомфи»), Феликс Мариасси («Весна в Будапеште»).[3]

Венгерское киночудо

В 60-х годах появилась целая плеяда кинематографистов, которых интересовала как история страны, так и её влияние на современность. Создатели «венгерского чуда» получили множество наград на фестивалях. Главными из них считаются новаторы киноязыка Миклош Янчо, Иштван Сабо и мастер публицистичного стиля Андраш Ковач.[1][4]

Во многом политика реформ Яноша Кадара послужила реорганизации венгерской кинематографии. На центральной киностудии «Мафильм» возникают независимые творческие объединения, позже получившие названия «Будапешт», «Гунния», «Диалог» и «Объектив». Молодое поколение создаёт знаменитую экспериментальную студию «Бела Балаш». Тонким реализмом выделяются работы Золтана Фабри и Кароли Макка, новизной — Иштвана Гала. Однако на фоне мирового киноискусства их фильмы не особенно заметны. Шедевр «новой волны» — «Без надежды» (1965) Миклоша Янчо набирает в стране около миллиона зрителей. Своего пика авторское кино достигает к 1968 году, когда количественно превосходит развлекательную продукцию. Дебютируют молодые режиссеры Марта Месарош, Ференц Коша, Шандор Шара.[4]

Иштван Сабо завоёвывает известность картинами: «Пора мечтаний» (1965), «Отец» (1966) и «Любовный фильм» (1970), где рассказывает о своём ровеснике — шестидесятнике Янчи Олахе, которого во всех фильмах сыграл Андраш Балинт.[5]

В 70-е публика постепенно утрачивает интерес к венгерским авторским фильмам, которые хотя и не теряют первоначального документализма и способности к социальной критике, в течение последующих 20 лет становятся в своей массе более туманными и претенциозными.[4]

Постсоциалистическое кино

C конца 80-х годов государственные кинопредприятия, в том числе киностудии стали переходить в частные руки. Художники хотели отмены цензуры, но при этом сохранения прежней финансовой опеки государства. Политика приватизации привела к значительному роспуску творческих коллективов и закрытию кинофабрик. Появился демократичный «Совет Венгерского национального кинофонда». Из-за дробления финансов стали выходить малобюджетные картины, количество фильмов возросло (свыше 30 в год) и последние двадцать лет венгерской кинематографии отличаются множеством дебютов. Помимо государственного выросло коммерческое кино. Одним из ярких режиссёров «рыночного» кино стал Тамаш Шаш, который обратился к жанровому кино («Прессо», Presszо 1998). Большой успех одержала комедия Габора Херенди «Что-то вроде Америки» (Valami Amerika, 2002). Третьим серьёзным открытием стала Кристина Года с фильмами «Ничего, кроме секса» (Csak szex еs mаs semmi, 2005), «Свобода, любовь» (Szabadsаg, szerelem, 2006) и «Хамелеон» (Kamеleon, 2008). Международного уровня достиг фильм «Контроль» Нимрода Антала (Kontroll, 2003). После прихода к власти националистического правительства в 2012 году Совет кинофонда закрыт, на его месте основан государственный «Национальный кинофонд».[6]

Примечания

  1. ↑ История зарубежного и отечественного киноискусства. Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955). Архивировано из первоисточника 13 февраля 2013. Проверено 9 февраля 2013.
  2. ↑ Hírmagazin
  3. Brève histoire du cinéma hongrois?  (фр.). Association Henri Langlois. Архивировано из первоисточника 31 мая 2013. Проверено 13 марта 2013.
  4. ↑ Коммерция versus искусство?. Искусство кино ((№3) март 2005). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2013. Проверено 11 февраля 2013.
  5. История зарубежного киноискусства. Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2013. Проверено 9 февраля 2013.
  6. Без духовного фона. Что происходит в венгерском кино. Искусство кино (январь 2013). Архивировано из первоисточника 30 мая 2013. Проверено 9 февраля 2013.

Ссылки

  • Венгерская кинематография. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 640 с., 96 л. ил
  • Общественный фонд кино  (венг.)
  • Киноархив Венгрии  (венг.)
  • История кино  (венг.)
  • Венгерские фильмы в Internet Movie Database
  • Spotlight on Hungarian cinema

Литература

  • Cunningham, John. Hungarian Cinema: From Coffee House to Multiplex. Wallflower Press, 2004.
  • Gábor Szilágyi. Életjel: a magyar filmművészet megszületése 1954-1956. Budapest: Magyar Filmintézet, 1994. ISBN 978-9-6371-4718-0
  • István Zsugán. Szubjektív magyar filmtörténet: 1964-1994. Budapest: Osiris-Századvég, 1994. ISBN 978-9-6383-8495-9
  • Gábor Szilágyi. Tűzkeresztség: a magyar játékfilm története, 1945-1953. Budapest: Magyar filmintézet, 1992. OCLC 28409300
  • József Veress. A Magyar film története. Budapest: Anno Kiadó, 2006. ISBN 978-9-6337-5454-2
  • Иштван Немешкюрти. История венгерского кино (1896 - 1966). М.- Искусство. 1969.

Кинематограф Венгрии.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01