Lt304888.ru

Туристические услуги

Кинематограф Вьетнама

29-06-2023

Кинематограф Вьетнама — это отрасль культуры и экономики, занимающаяся производством и демонстрацией фильмов зрителям, развивавшаяся на территории современного Вьетнама существовавшими ранее государствами (Французский Индокитай, Южный Вьетнам, Северный Вьетнам) и продолжающая свое развитие в современном Вьетнаме.

К кинематографу Вьетнама в самом Вьетнаме принято также относить и произведения киноискусства созданные за рубежами Вьетнама либо на территории Вьетнама иностранными организациями, если в их создании принимали значительное участие вьетнамцы или вьеткиеу — этнические вьетнамцы, живущие в диаспоре.

Таким образом, следует различать: кинематограф Французского Индокитая на территории Вьетнама, кинематограф Южного Вьетнама (до 1975 года), кинематограф Северного Вьетнама (до 1975 года) и кинематограф объединенного Вьетнама (после 1975 года). Кинематограф вьетнамской диаспоры также можно рассматривать как самостоятельное явление в составе кинематографа Вьетнама.

Содержание

Начальный этап. В составе Французского Индокитая

С 1887 года по 1954 год территория современного Вьетнама входила в состав Французского Индокитая и была разделена французами на три части: колонию Кохинхина (Намбо), протекторат Аннам (Чунгбо) и протекторат Тонкин (Бакбо).

Немое кино

Французское кино до Первой мировой войны выпускало около 90 % мировой кинопродукции (в основном усилиями компаний «Пате́» и «Гомо́н»).

Первые киносьемки на вьетнамской территории были осуществлены французами для использования в документальном фильме о жизни французской колонии. Известны следующие кинофрагменты, снятые в 1897 году компанией «Пате» (вьетн. hãng Pathé): Phong cảnh tại Kinh đô Huế (о ландшафте в древней столице Хюэ), Hội Kiếp bạc, Đám ma bà Thiếu Hoàng (о таможне и летней жизни семей), Cô gái Bắc Kỳ (о девушках и модах в обществе).

С 1916 года по 1918 год, по инициативе генерал-губернатора Французского Индокитая Альбера Сарро, киносьемочная группа французской армии сняла 20 рекламных документальных фильмов-репортажей о жизни, обычаях и вьетнамском ландшафте с целью привлечения французских инвесторов.

Первый кинотеатр на вьетнамской территории — кинотеатр «Пате» (вьетн. rạp Pathé)[1], был открыт французами в 1920 году в Ханое.

В 1923 году для создания сети частных коммерческих кинотеатров и съемок коммерческих игровых фильмов французами была создана компания «Индокитайские фильмы и кинотеатры» (фр. Indochine Films et Cinémas (IFEC), вьетн. Phim và Chiếu bóng Đông Dương). Первые опыты в сьемках и прокате фильмов были не совсем удачными. До сих пор считается, что IFEC снят первый игровой фильм на вьетнамской территории — Kim Vân Kiều (1923)[2], однако, по неподтвержденной пока официально информации, IFEC ранее был снят ещё один фильм — Sous l’œil de Boudha (Under the Eye of Buddha) (1923)[3].

В 1924 году вьетнамец Нгуен Лан Хыонг, владелец фотомагазина «Хыонг Ки», пригласив для обучения французских специалистов, основал киностудию «Студия фильмов Хыонг Ки» (вьетн. Hãng phim Hương Ký, фр. Huong Ky Film Company) в Ханое и снял два первых игровых вьетнамских фильма — Một đồng kẽm tậu được ngựa (A Penny for a Horse) (1924) и Cả Lố (1924).

До 1930 года IFEC продолжали экспериментировать со сьемками таких фильмов, как Toufou (1925) и Huyền Thoại Bà Đế (1927), а Huong Ky Film Company экспериментировали снимая такие документальные фильмы, как Ninh Lăng (1925) — о похоронах императора Кхай Диня, Tấn tôn đức Bảo Đại (1925) — об интронизации императора Бао Дая и Đám tang tướng Đường Kế Nghiêu (1929). Однако по разным причинам эксперименты оказались неудачными в коммерческом плане и обе компании прекратили свое существование.

Звуковое кино

В ноябре 1937 года Союз Деятелей искусств Аннама (вьетн. An Nam Nghệ sĩ đoàn) подписал контракт с Южнокитайской Кинокомпанией (англ. The South China Motion Pictures Co.) о совместной работе по созданию звукового фильма Cánh đồng ma (The Ghost Field) (1938). Во время сьемок Южнокитайская Кинокомпания произвольно изменяла сценарий фильма, что вызвало скандал.

В то-же время шесть вьетнамских актеров, живших в Гонконге, сняли первый гонконгский фильм о вьетнамцах - Trận phong ba (The Storm) (1938).

Союз Деятелей искусств Аннама принял участие в сьемках еще двух фильмов снятых французами на вьетнамской территории, после чего прекратил свою деятельность из-за отсутствия финансирования.

В конце 1937 года владелец звукозаписывающей студии «Азия» Нгуен Ван Динь основал в Сайгоне киностудию «Студия фильмов Азия» (вьетн. Hãng phim Châu Á). Во Франции им впервые было закуплено оборудование для сьемок на 35-мм кинопленку. Для работы в качестве режиссера своего первого фильма, Нгуен Ван Динь пригласил известного актера вьетнамского обновлённого театра «Кайлыонг» Там Заня.

В 1939 году Нгуен Ван Динь и Там Зань продемонстрировали зрителям первый 90-минутный черно-белый звуковой фильм, снятый на «Студии фильмов Азия» - Trọn với tình (True to Love) (1938). Затем Нгуен Ван Динь уже полностью самостоятельно снял на своей «Студии фильмов Азия» еще три фильма: Cô Nga dạo thị thành (1939), Khúc khải hoàn (The Song of Triumph) (1940) и Toét sợ ma (Toét's Scared of Ghosts) (1940).

В 1939 году в Сайгоне начала свою деятельность киностудия «Вьетнамские фильмы» (вьетн. Việt Nam Phim), в которой сценаристом, режиссером и оператором был Нгуен Тан Зяу. Первый, снятый им на 16-мм кинопленку, 90-минутный фильм был Một buổi chiều trên sông Cửu Long (An Evening on the Mekong River) (1939). Звуковое сопровождение к фильму было записано на отдельный диск и воспроизводилось одновременно с показом фильма. В конце 1939 года Нгуен Тан Зяу снял кинокомедию Lão thầy pháp râu đỏ (The Red-Bearded Sorcerer) (1939) и документальный фильм Đèo Ngang tức cảnh (1939).

В 1940 году, после поражения Франции на начальных этапах Второй мировой войны, французы были вынуждены пойти на заключение соглашения об оккупации Французского Индокитая японскими войсками. В связи с этими событиями всякая деятельность местных киностудий была прекращена. «Студия фильмов Азия» в 1940 году была законсервирована и не производила сьемок вплоть до своего возрождения в конце 1960-х годов.

В 1940-х годах в Индокитае активизировало свою деятельность национально-освободительное движение. Сложившееся еще в 1930-е годы, оно возглавлялось Индокитайской коммунистической партией, лидером которой был Хо Ши Мин. В 1941 г. для вооруженной борьбы с французами и японцами коммунисты создали организацию Вьетминь. В то-же время японцы за 1940-1945 годы сначала обезоружили, а затем полностью нейтрализовали французские гарнизоны на вьетнамской территории.

1945—1954 г.г. Первая Индокитайская война

Весной 1945 года японцы стали опасаться высадки войск стран-победителей Второй мировой войны в Индокитае и решили полностью взять его под свой контроль. 9 марта 1945 года японцы сместили французскую администрацию. Однако к концу войны японцы были вынуждены и сами вывести свои войска для усиления обороны Японии и Маньчжурии. На вьетнамской территории они образовали при этом марионеточную Вьетнамскую империю во главе с наследником вьетнамской императорской династии Нгуен - Бао Даем. Правительство Вьетнамской империи попыталось инициировать окончательную ликвидацию Французского Индокитая и провозглашение на его территории самостоятельных государств - Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, но оказалось для этого слишком слабо.

Воспользовавшись возникшим вакуумом власти, коммунисты приняли решение о начале всеобщего революционного восстания и избрали Временное правительство во главе с Хо Ши Мином. 19 августа 1945 года Августовская революция победила в Ханое, а уже 25 августа - и в Сайгоне. 30 августа Бао Дай публично отрекся от императорского престола.

2 сентября 1945 года в Ханое Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) и в этом-же году Временное правительство ДРВ создало Департамент кино и фотографии в Министерстве информации и пропаганды. Департамент занялся организацией документальных киносьемок текущих политических событий и созданием централизованного и направленного на идеологическую пропаганду так называемого «Революционного кино Вьетнама».

В июне 1946 года в Фонтенбло (Франция) началась франко-вьетнамская мирная конференция по послевоенному устройству в Индокитае. Вьетнамские эмигранты (вьеткиеу), в т.ч. известный художник Маи Чунг Тхы, организовали во Франции активные киносьемки этих событий и сняли несколько документальных фильмов: Hồ Chủ Tịch tại Pháp (1946), Hội nghị Fontainebleau (1946), Sinh hoạt của 25.000 Việt kiều tại Pháp (1946). На вьетнамской территории также были сняты документальные фильмы на эту тему: Hồ Chủ Tịch từ Pháp trở về (1946), Trận đánh tại Ô Cầu Dền (1946).

На конференции в Фонтенбло были подписаны некоторые соглашения, однако уже в декабре 1946 года, после принятия первой конституции ДРВ, Франция вновь начала боевые действия, имевшие целью вернуть вьетнамскую территорию в состав Французского Индокитая. Хо Ши Мин призвал вьетнамский народ к всеобщей войне Сопротивления. Все органы власти ДРВ ушли в подполье и разгорелась Первая Индокитайская война. Некоторые кинематографисты - сторонники Вьетминя на юге и севере страны продолжали снимать документальные фильмы о новой войне, такие как Бои за Мокхоа (Trận Mộc Hóa) (1948) - первый документальный киножурнал[4], считающийся первым фильмом «Революционного кино Вьетнама».

После первых наступательных операций Франции удалось захватить все крупные вьетнамские города и в 1949 году провозгласить в противовес ДРВ официальное объединение Кохинхины, Аннама и Тонкина в единое марионеточное Государство Вьетнам, снова пригласив Бао Дая в качестве главы государства, но уже не императора. В городских кинотеатрах был возобновлен показ фильмов Франции и стран-победителей Второй мировой войны. Однако местный кинематограф представлен не был. Лишь только в 1953 году местная компания Кино Ким Тюнг (вьетн. Kim Chung Điện ảnh) и Кайлыонг группа Ким Тюнг (вьетн. đoàn cải lương Kim Chung), пригласив режиссера из Гонконга, организовали сьемки фильма Kiếp hoa (1953) с Ким Тюнг и Ким Суанг в главных ролях. Фильм имел большой успех в Ханое и Сайгоне. На волне успеха, известная певица и актриса Ай Лиен со своим мужем, богатым бизнесменом Ха Куанг Динем сняли еще два музыкальных фильма: Nghệ thuật và hạnh phúc (1953) и Phạm Công - Cúc Hoa (1953).

Однако, несмотря на первые успехи Франции, Вьетминь партизанской войной за несколько лет сумел истощить силы французов. В 1950 году СССР и КНР официально признали ДРВ и оказали ей значительную помощь. Коммунисты начали одерживать победы над колониальными силами. В 1952 году на освобождённых от французов вьетнамских территориях, для скорейшей ликвидации оппозиции, коммунистические власти обьявили о проведении земельной реформы и принудительном переделе земли. Наконец, весной 1954 года, партизаны Вьетминя выиграли решающее сражение - захватили укреплённый район Дьенбьенфу. В эти годы кинематографистами ДРВ были сняты документальные фильмы Trận Đông Khê (Đông Khê Battle) (1950), Победа на Северо-Западе (Chiến thắng Tây Bắc) (1952), Защита одной деревни (Giữ làng giữ nước) (1953) и Дьенбьенфу (Điện Biên Phủ) (1954)[4].

Советским Союзом была оказана всесторонняя помощь Революционному кино Вьетнама. Благодаря материально-технической помощи стало возможным организовать в ДРВ собственное кинопроизводство и прокатную сеть. Осенью 1954 года в СССР прибыла первая группа вьетнамских студентов, решивших стать кинематографистами. Пятеро из них стали студентами ВГИКа, а двое других студентами ЛИКИ (Ленинградский институт киноинженеров)[5].

В 1954 году на базу Вьетминя во Вьетбак прибыла группа кинематографистов из СССР во главе с Романом Карменом. Группа встретилась с Хо Ши Мином и в течение шести месяцев, вместе с кинематографистами ДРВ (Фам Ван Кхоа, Май Лок, Нгуен Тиен Лой, Куанг Хюи, Хонг Нги, писатель Нгуен Динь Тхи), снимала материал для документального фильма «Вьетнам» (1955). Черно-белая копия фильма «Вьетнам» под названием «Вьетнам на пути к победе» (Việt Nam trên đường thắng lợi) (1955) широко демонстрировалась на севере Вьетнама и имела большой успех. Цветная версия фильма «Вьетнам» впервые была показана по вьетнамскому телевидению в 2004 году по случаю 50-летней годовщины со дня победы под Дьенбьенфу[5][6].

1954—1975 г.г. Два Вьетнама. Вторая Индокитайская война

Южный Вьетнам

1954—1960

Мы хотим жить (Chúng tôi muốn sống) (1956) - фильм режиссера Нгуен Фук Винь Ноана (Vĩnh Noãn).

Тихий американец (The Quiet American / Người Mỹ trầm lặng) (1958) — фильм американского режиссера Джозефа Л. Манкевича, снимался при участии кинематографистов Южного Вьетнама[7], в т.ч. Нгуен Фук Винь Ноана[8][9]


1960—1970

1970—1975

Земля скорби (Đất khổ) (1974) - фильм режиссера Ха Тхук Кана (Hà Thúc Cần).

Северный Вьетнам

1959—1965

На берегах одной реки (Chung một dòng sông) (1959) - фильм режиссеров Нгуен Хонг Нги (Nguyễn Hồng Nghi) и Фам Хиеу Зана (Phạm Hiếu Dân).

Скоро будет дождь (Trời sắp mưa) (1959) — совместный советско-вьетнамский мультипликационный фильм 1959 года. Снят режиссером Владимиром Полковниковым по мотивам вьетнамской народной сказки.


1965—1975

После 1975 г. Объединенный Вьетнам


В 1992 году на мировые экраны вышло несколько фильмов, снятых во Вьетнаме французскими режиссерами при активном участии вьетнамских кинематографистов[10]. Фильм Любовник (L'Amant / Người tình) (1992) по словам режиссёра Жан-Жака Анно был первым западным фильмом после 1975 г., снятым во Вьетнаме[11]. Второй фильм, Индокитай (Indochine / Đông Dương) (1992) режиссёра Режис Варнье, получил в 1993 г. премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В этом фильме, в одной из главных ролей, снялась французская актриса вьетнамского происхождения Фам Линь Дан (вьетн. Phạm Linh Đan). Третий фильм Дьенбьенфу (Diên Biên Phu / Điện Biên Phủ) (1992) режиссёра Пьера Шёндёрфера снимался при активном участии вьетнамской армии и кинематографистов, в том числе первой вьетнамской женщины-режиссера Бать Диеп[12] (вьетн. Bạch Diệp, в титрах указана как Madame Bach Diêp).


Кинематограф вьетнамской диаспоры

Примечания

  1. RẠP CHIẾU BÓNG PATÊ  (вьетн.).
  2. Kim Vân Kiều: bộ phim đầu tiên sản xuất tại Việt Nam  (вьетн.).
  3. Film Controls in Colonial Vietnam, 1896 to 1926  (англ.).
  4. ↑ Вьетнам — БСЭ — Яндекс.Словари
  5. ↑ Кино Вьетнама » Актеры, кино и телевидение
  6. Форум Нят-Нам.ру :: Просмотр темы - Вьетнам в фильме Романа Кармена
  7. yxine|dot|com :: Diễn viên Lê Quỳnh
  8. Đạo Diễn Vĩnh Noãn Qua Đời Tại Quận Cam
  9. Tưởng Nhớ Cố Đạo Diễn Vĩnh Noãn: Đôi Lời Về Một Người Anh
  10. http://m.vnexpress.net/gl/van-hoa/2003/06/3b9c8795/
  11. http://articles.latimes.com/1992-10-30/entertainment/ca-821_1_hot-locations
  12. Đạo diễn Bạch Diệp muốn làm đêm nhạc cho mối tình đầu

См. также


Кинематограф Вьетнама.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01