Lt304888.ru

Туристические услуги

Кинь

06-06-2023

Вьеты (Юэ)

Чьеу Тхи ЧиньНам ФыонгСёстры Чынг
Фан Бой ЧауЛе ЛойНгуен Динь Тьеу
Зя ЛонгХо Ши МинНго Бао Тяу
Самоназвание

вьет, кинь

Современный ареал расселения и численность

Всего: 73,5 млн. чел
 Вьетнам — 70,8 млн чел
 США — 1,2 млн чел
 Камбоджа — 597 тыс. чел
 Франция — 302 тыс. чел
 Австралия — 174 тыс. чел
 Канада — 151 тыс. чел
 Таиланд — 103 тыс. чел
 Лаос — 94 тыс. чел
 Германия — 83 тыс. чел
 Малайзия — 83 тыс. чел
 КНР — 30 тыс. чел
 Россия — 26,2 тыс. чел
 Украина — 3,9 тыс. чел

Язык

вьетнамский

Религия

буддизм, даосизм, конфуцианство, католицизм, протестантизм, као-дай, хоа-хао

Расовый тип

Монголоидная раса

Родственные народы

вьет-мыонгские народы

Вьеты (вьетнамцы; самоназв. — Việt, вьет (кит. юэ); Kinh, кинь, кит. , цзин, Jing, Gin) — основной народ Вьетнама, один из вьет-мыонгских народов. Общая численность — 73,5 млн чел. (2006, оценка), в том числе во Вьетнаме — 70,8 млн чел., Камбодже — 597 тыс. чел., Таиланде — 103 тыс. чел., Лаосе — 94 тыс. чел., Малайзии — 83 тыс. чел., Китае — 30 тыс., США — 1,2 млн чел., Канаде — 151 тыс. чел., Австралии — 174 тыс. чел., Франции — 302 тыс. чел., Германии — 83 тыс. чел., Украине — 3,9 тыс. чел., России — 26,2 тыс. чел., в том числе в Москве — 15,6 тыс. чел. (2002, перепись).

Вьеты говорят на вьетнамском языке. По религии — буддисты, даосисты, конфуцианцы; есть католики (5—10 %), протестанты, на юге — приверженцы синкретических культов Као-Дай и Хоа-Хао.

Следует различать древних вьетов (кит. Юэ), составлявших многоэтническую общность племён «батьвьеты» (кит. байюэ)[1] и населявших во II—I тыс. до н. э. юг Китая и современных вьетов (также кит. Юэ), которые хотя и являются потомками батьвьетов, но ведут свою родословную лишь от двух батьвьетских народов - лаквьетов и аувьетов.

Содержание

История

Предки современных вьетов и мыонгов — лаквьеты (кит. лоюэ) — являются автохтонным населением современного северного Вьетнама. Они отделились от других вьет-мыонгских народов, населявших в начале I тыс. до н. э. территорию современного южного Китая и продвинулись в бассейн реки Красная.

С лаквьетами связывается древняя донгшонская культура, обнаруженная на территории современного северного Вьетнама. Ими также создано самое южное из всех древних вьетских государств - королевство Ванланг. Позже к ним присоединились родственные горные племена аувьеты (кит. оуюэ) и создали новое совместное государство Аулак - древнее ядро будущего Вьетнама.

В древности лаквьеты (лоюэ) входили в многоэтническую общность племён «батьвьеты» (кит. байюэ)[1] или «сто (то есть множество) вьетских народов», известную из древнекитайских источников I тысячелетия до н. э., говоривших на языках «юэ» (вьетн. вьет, кит. трад. 越語, упр. 越语, пиньинь: Yuèyǔ) и населявших во II—I тыс. до н. э. юг Китая от низовьев Янцзы.

В древнекитайских источниках, кроме лаквьетов и аувьетов, также упоминаются следующие названия юэ-язычных племен: донгвьеты (кит. дуньюэ — «восточные юэ»), манвьеты (кит. миньюэ — «юэ в районе Минь»), намвьеты (кит. наньюэ — «южные юэ») и некоторые другие.

Одно из нескольких древних вьетских государств даже носило название «Вьет» (кит. Юэ). Оно находилось на территории современной китайской провинции Чжэцзян и существовало в эпоху Восточного Чжоу в периоды Чуньцю и Чжаньго, но как и все ранние вьетские государства, было завоевано и ассимилировано китайцами. Освободиться от китайского господства и сохранить государственность удалось лишь лаквьетам и аувьетам - народам Ванланга и Аулака - самых южных из всех ранних вьетских государств.

Традиционная культура

Типична для народов Юго-Восточной Азии.

Основное традиционное занятие — пашенное заливное рисоводство; известно более 200 сортов риса, два основных — твёрдый (гао тэ) и клейкий (гао нэп). Ремёсла — ткачество, вышивка, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др.

Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) — место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме — алтарь предков. Внутреннее убранство — нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др.

Традиционная мужская и женская одежда — прямозастежная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм (аозай) — приталенное правозапашное платье-халат с со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой[2]. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нонла). В традиционный костюм женщин дельты Красной реки включается ещё платье с четырьмя полами (аотытхан). А вместе с ним должны быть красный передник, головной платок «мокуа», широкополая шляпа с бахромой (нонкуайтхао). Это своеобразие моды вьетов. Платье с четырьмя полами (аотытхан) и чёрный головной платок «мокуа» являются традиционным костюмом вьетнамских женщин в дельте Красной реки[3]. Платок «мокуа» всё ещё востребованный в обычной жизни в наше время, был обновлён, но, как и прежде, выражает оригинальную культурную черту народности вьет. Платок «мокуа» становится красивой чертой культуры во время деревенских праздников в северных краях Вьетнама. Однако в обычной жизни способ одевать платок упрощён. Молодые и пожилые женщины надевают его, прихорашиваясь, и чтобы их волосы становились аккуратными, обновлёнными.

Основная пища вьетов — рис, овощи, рыба, соевый соус (ныок мам), на севере — соевое молоко; распространённые блюда — суп из рисовой лапши (фо), рисовые блинчики с мясной начинкой (нем); традиционные напитки — чай, рисовая водка.

Распространены курение табака, жевание бетеля, обычай чернения зубов.

Сохраняется деление на патронимии (ок. 300), на принадлежность к которым указывает первый элемент имени. Развит культ предков. На Новый год (Тэт) выпекают пирог из клейкого риса (баньтьынг), дом украшают ветками цветущего персика, устраивают гонки на лодках, шествия с изображением дракона, вывешивают фонари и др.

Фольклор — цикл преданий о первопредке и культурном герое государе драконе Лак Лонг Куан, его жене Ау Ко и их 100 сыновьях (50 из них ушли с матерью в горы, а 50, поселившиеся с отцом на юге, стали предками вьетов); о строительстве крепости Колоа; о борьбе духа гор Шон Тиня с духом воды Шон Тхюи за обладание дочерью правителя Ми Ныонг, о сёстрах-воительницах Чынг, о Золотой Черепахе Ким Куи, правителе Ле Лое и волшебном мече, эпическая поэма Тхать-Шань и др. Распространены культы Божественных матушек Тхань Мау.

Традиционные музыкальные инструменты — 5-, 4- и 3-струнный щипковые, 2-струнный смычковый (дан ни), бамбуковая флейта (ом дить) и др.

Литература

  • Nguyen Dang Chi. Luoc khao ve than thoai Viet-Nam. Ha-noi, 1956;
  • Huu Ngoc. Sketches for a portrait of Vietnamese culture. Hanoi, 1995;
  • Мифы и предания Вьетнама. СПб, 2000.

См. также

Примечания

  1. ↑ Сто юэ или сто вьетских племен и Китай | Всё о Китае
  2. Показ мод «Вьетнамское платье аозай на протяжении веков» — Иллюстрированный журнал Вьетнам
  3. Платок «мокуа» — традиционный головной убор женщин дельты Красной реки — Иллюстрированный журнал Вьетнам

Кинь.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01