21-10-2023
Чиприа́но (Киприан) де Роре́[1] (Cipriano [Cyprianus] de Rore), правильней Ро́ре (1515 или 1516, Ронсе, Фландрия — между 11 и 20 сентября 1565, Парма) — итальянский композитор фламандского происхождения. Родоначальник «второй практики» — нового эстетического направления в музыке позднего Возрождения и раннего барокко.
Роре был знаком с Адрианом Виллартом; возможно, даже был его учеником. В 1546-59 служил капельмейстером при дворе герцога Эрколе II д'Эсте в Ферраре — одном из крупнейших культурных центров тогдашней Европы. После смерти герцога в 1559 отправился на родину, но, застав в Ронсе хаос и разруху (во Фландрии шла война за независимость), в ноябре 1560 вынужден был вернуться в Италию. Попытки Роре найти работу в престижных Венеции и Мантуе не увенчались успехом. С 1561 г. до конца дней служил капельмейстером при дворе герцога Оттавио Фарнезе в Парме, где также преподавал; среди вероятных учеников Роре — композиторы Жьяш де Верт и Марк Антонио Индженьери.
Центральная часть наследия де Роре — мадригалы для пяти и четырёх голосов, преимущественно на итальянские стихи Петрарки, Ариосто, менее известных и анонимных поэтов. В течение 1542—66 годов опубликовал их в 10 сборниках (под разными названиями), общим числом около 120. В ранних мадригалах Роре отмечается влияние Вилларта. В музыкальном языке и технике зрелых мадригалов совмещал изысканную франко-фламандскую полифонию (см. Нидерландская школа) и характерные стилевые черты итальянского мадригала XVI века (музыкальную риторику, звукоизобразительность, хроматику). Один из наиболее известных «Calami sonum ferentes» (на латинские стихи Дж. Б. Пинья) — образец типичной для итальянского Ренессанса стилизации античности («антикизации»), которая в творчестве композиторов служила поводом для экспериментов в области гармонии, ритма, фактуры и др. средств музыкальной выразительности[2]. Роре — автор 11-частного мадригального цикла «Дева прекрасная» («Vergine bella», из «Канцоньере» Ф.Петрарки), который представляет собой по существу один грандиозный гимн Богородице. Другие его известные мадригалы: «Anchor che col partire» (предположительно на стихи А. д’Авалоса)[3], «Mia benigna fortuna» (1557; двухчастный; на стихи Петрарки), «Da le belle contrade d'Oriente» (1566; образец экспериментальной гармонии), «O sonno» (1557; на стихи Дж. делла Каза) и др.
Роре также написал более 50 мотетов (в том числе «Infelix ego» [«О, я несчастный!»], на текст знаменитого предсмертного «размышления» Савонаролы), 5 месс, 2 магнификата, многоголосные обработки псалмов, духовные песни (на латинские тексты), несколько шансон.
Calami sonum ferentes Siculo levem numero |
Легкие звуки свирели на манер сицилийской песни |
(Giovanni Battista Pigna [1530—75]) | (Джованни Баттиста Пинья) |
Anchor che col partire |
Опять, при расставаньи |
В тексте этого мадригала некоторые исследователи усматривают эротическую аллегорию и соответственно показывают, каким образом Роре следует ей в музыке. Например, см. здесь.
Композиторы нидерландской школы | |||
---|---|---|---|
Гийом Дюфаи | Жиль Беншуа | Антуан Бюнуа | Жоскен Депре | Николя Гомберт | Йоханнес Окегем | Антуан Брюмель | Жене, Элиазар | Якоб Обрехт | Адриан Вилларт | Пьер де ла Рю | Филипп де Монте | Орландо ди Лассо | Клеменс-не-Папа | Александр Агрикола | Генрих Изаак | Чиприано де Роре |
Киприан Рорский.