Lt304888.ru

Туристические услуги

Кишинёвский погром (1903)

05-08-2023

(перенаправлено с «Кишинёвский погром (1903)»)
Перейти к: навигация, поиск
Часть серии статей об

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

Кишинёвский погро́м — один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей[1] 6 (19)7 (20) апреля 1903 года в губернском городе Бессарабии Кишинёве (ныне столица Молдавии). Во время погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600 (различных национальностей), повреждено около 13 всех домостроений города[2].

Причины погрома

За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. Единственная ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», возглавляемая известным антисемитом П. А. Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплёку этого убийства и занялась перепечаткой циркулировавших среди населения Дубоссар слухов, поддерживавших эту версию. В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на венах и следами верёвок на руках. Выдвигалось предположение, что подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в каком-то ритуале. В одной из статей писалось, что один из убийц-евреев был уже пойман и рассказал о деталях преступления. Статьи вызвали волнения среди жителей города и усилили существовавшие предрассудки и суеверия против евреев. Появились опасения, что подобное убийство может произойти и в Кишинёве[3].

По требованию следователя, установившего к тому времени отсутствие ритуального характера убийства (настоящий убийца был найден позднее — мальчика убил его дядя из-за наследства), в «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение напечатанных ранее домыслов. Приводились результаты вскрытия, показавшего, что подросток погиб от множественных колотых ран, а не от кровопотери, отсутствие надрезов, швов на глазах и т. п. Опровержение помогло прояснить обстановку, но не успокоило волнения — многие горожане сочли его попыткой властей скрыть преступление под давлением евреев[3].

Тем временем в городе прошёл слух, что царь лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, которые повторяли напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывали добропорядочных христиан к действиям против евреев во имя царя[3].

Встревоженная взрывоопасной атмосферой в городе еврейская община направила делегации к провинциальной администрации с просьбой о помощи и защите и к епископу Кишинёвскому и Хотинскому Иакову с просьбой публично выступить против кровавого навета и успокоить волнения в пастве. Делегации были приняты и доброжелательно выслушаны, однако каких-либо значительных действий со стороны администрации и духовенства не последовало. Если бессарабский губернатор В. С. Раабен всё же приказал несколько усилить патрули в городе на время пасхальных праздников, то митрополит Иаков никаких мер не принял и впоследствии высказался, что «бессмысленно отрицать тот факт», что еврейская секта «Хузид» практикует питьё христианской крови втайне от своих собратьев по религии[3].

Погром

Обложка нот элегии «Кишинёвский погром» Германа С. Шапиро с изображением сцены Кишинёвского погрома. 1904

В воскресенье днём 6 (19) апреля 1903 года — на последний день еврейской Пасхи и в первый день Пасхи православной — из толпы, собравшейся на площади, полетели первые камни в еврейские дома. «Неприятие полицией энергичных мер к немедленному подавлению беспорядков» повело к разгрому двух еврейских лавок и нескольких рундуков. К вечеру всё затихло, и ночь прошла спокойно. «Никаких насилий над личностью евреев в этот день произведено не было». Полиция арестовала 60 человек. На улицы вывели воинские патрули из гарнизона, но никаких приказов солдаты не получили. Кишинёвский губернатор Р. С. фон Раабен и прочие высшие должностные лица своим бездействием фактически поощрили продолжение погрома[4]

На следующий день 7 (20) апреля весть о начале беспорядков в городе быстро достигла предместий: «…христианское население… сильно волнуясь, стало собираться в разных местах города и на окраинах небольшими группами, которые вступали с евреями в столкновения, принимавшие всё более и более острый характер». Евреи, почувствовав растерянность власти, решили прибегнуть к самозащите: «Вчера вы русских не разгоняли, сегодня мы сами будем защищаться». На Новом базаре «собралось человек свыше 100 евреев, вооружённых для самозащиты дрючками, кольями и некоторые даже ружьями, из которых по временам стреляли», некоторые «имели при себе… и бутылки с серной кислотой, коей они и плескали в проходящих христиан»[4].

По отчёту кишинёвского прокурора В. Н. Горемыкина, расследовавшего погром:

В разных частях города многочисленные партии, человек в 15—20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом. …имущество подвергалось немедленно полному уничтожению. …[товар] частью уничтожался на месте, частью расхищался лицами, следовавшими за громилами. …в еврейских молитвенных домах произведено было полное разрушение, а священные их свитки (тора) выбрасывались на улицу в изорванном виде. …часть вина [из винных лавок] выпускалась на улицу, часть же на месте распивалась бесчинствующими.[4].

Нераспорядительность полиции породила новые слухи о том, что правительство разрешило бить евреев, так как они являются врагами отечества. «Евреи, опасаясь за свою жизнь и имущество, окончательно растерялись и обезумели от страха… Часть евреев, вооружась револьверами, прибегла к самозащите и начала стрелять в громил… бесцельно и неумело». Это вызвало «…дикий разгул страстей. Толпа громил озверела, и всюду, где раздавались выстрелы, она немедленно врывалась и разносила всё вдребезги, чиня насилия над попадавшимися там евреями». Роковым для евреев был «выстрел, коим был убит русский мальчик Останов». К часу дня «насилия над евреями принимали всё более и более тяжёлый характер», сопровождаясь «целым рядом убийств»[4].

К двум — трём часам дня погром охватил бо́льшую часть города. Полиция даже не пыталась остановить толпу: «нижние чины полиции, в большинстве случаев, оставались лишь немыми зрителями погрома»[4].

В. Короленко, прибывший в Кишинёв спустя два месяца после погрома, в очерке «Дом № 13»[5] описывает некоторые сцены погрома:

Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших… Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из «христиан» счёл нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно бесстрастно, что точно этого не знает, но «один мальчик», сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на верёвку.

В три с половиной часа губернатор Раабен передал командование начальнику гарнизона генералу Бекману «с правом употребления оружия». Солдатам гарнизона были розданы патроны, войска произвели массовые аресты погромщиков.

В пять часов этого дня [7 апреля] стало известно, что «приказ», которого с такой надеждой евреи ждали с первого дня, наконец, получен… В час или полтора во всем городе водворилось спокойствие. Для этого не нужно было ни кровопролития, ни выстрела. Нужна была только определённость[5].

Последствия погрома

Американская литография 1905 года, выпущена после еврейских погромов в Российской империи с требованием прекратить погромы.

Согласно данным Еврейской Энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 были ранены, были разрушены более 1500 домов (более трети от всех домовладений Кишинёва).

Результаты погрома по прокурорскому отчёту Горемыкина:

«Всех трупов обнаружено 42, из коих 38 евреев; у всех убитых найдены были повреждения, причиненные тяжелыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором… Огнестрельных ран не было [у убитых]… Раненых всех 456, из коих 62 христианина… Из числа [394 раненых] евреев только пятеро получили тяжкие повреждения; остальные все легкие. Никаких следов истязаний ни у кого не найдено, и только лишь у одного еврея, слепого на один глаз, выбит другой глаз… Почти 3/4 пострадавших мужчины, за единичными исключениями, взрослые люди. Об изнасилованиях было подано три заявления, из коих по двум составлены обвинительные акты… Домов разгромлено было около 1350.»

— из книги Солженицына «Двести лет вместе»

Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Был уволен со своего поста губернатор края Рудольф фон Раабен. В ходе независимого расследования выдвигались подозрения, что погром был подготовлен и организован непосредственно Охранным отделением в лице ротмистра барона Левендаля в русле политики натравливания одних слоёв населения на другие.[6]

В 1903 году Пинхус Дашевский, мстя за погром, ранил П. Крушевана ножом. Дашевский был арестован, приговорен к пяти годам арестантских рот, однако в 1906 году амнистирован.

Общественный резонанс

Кишинёвский погром получил большой общественный резонанс в России, Европе и Америке начала XX века. Был организован Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погрома, в который поступило около одного миллиона рублей из городов России и всего мира и в который среди прочих перечислил свой гонорар и певец Ф. И. Шаляпин. Погрому по следам событий посвятил очерк «Дом № 13» писатель В. Г. Короленко. Лев Толстой выступил с заявлением, в котором осудил погромщиков и выразил сочувствие жертвам.

Под влиянием этих событий американский банкир и еврейский деятель Якоб Шифф предпринял практические шаги, направленные против российских властей, угнетающих своих подданных-евреев. Он написал президенту Т. Рузвельту несколько писем, в которых просил его выступить в Конгрессе США и по дипломатическим каналам в защиту евреев в России, способствовал размещению в Соединённых Штатах японских государственных займов во время Русско-японской войны и успешно противодействовал аналогичным устремлениям русского царского правительства. Япония на полученные средства смогла продолжать дорогостоящую военную кампанию, что повлияло на исход войны[7].

Примечания

  1. Копанский, Я. М. Кишинёвский погром 1903 года: Взгляд через столетие. Материалы международной научной конференции / АН Республики Молдова, Ин-т межэтнич. исследований. Отдел истории и культуры евреев Молдовы. — Кишинёв: Понтос, 2004. — С. 49.
  2. Кишинёв — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. ↑ Easter in Kishinev: Anatomy of a Pogrom. — reissue, illustrated. — NYU Press, 1995. — P. 42—47. — 552 p. — ISBN 0814742238.
  4. 1 2 3 4 5 Кишинёвский погром: Обвинительный акт // Освобождение. — Штутгарт, 1903, 19 окт. — № 9 (33). — С. 1—4 Приложения..
  5. ↑ Дом № 13. — 1903. — Очерк опубликован отдельной брошюрой в 1905 году. Написан летом 1903 года для журнала «Русское богатство», но не был пропущен цензурой. До опубликования в России очерк был напечатан в нескольких заграничных изданиях.
  6. К данному выводу пришёл адвокат А. С. Зарудный, проводивший независимое расследование по заданию еврейской организации «Бюро защиты». Цит. по книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»
  7. Encyclopaedia judaica. — Jerusalem, 1971. — Т. 14. — С. 960—961.

Литература

  • Джадж, Эдвард. Пасха в Кишинёве. Анатомия погрома.. — Кишинёв: Лига, 1998. — 205 с.
  • Кишинёв — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Kishinef (Kishinev) // Jewish Encyclopedia. — 1901—1906. (англ.)
  • Кишинёвский погром 1903 года: сборник документов и материалов. Институт этнических меньшинств Академии Наук Республики Молдова. Под редакцией И. Э. Левита. Кишинёв: Лига, 1993.
  • Кишиневский погром 1903 года. Сборник документов и материалов / ред. Я. М. Копанский. — Кишинёв: Ruxandra, 2000.
  • Оклик через жизнь. Материалы к истории Кишинёвского погрома 1903 года. Составители Лев Балцан и Ефрем Баух. Тель-Авив: Иврус, 2003.
  • Кишинёвский погром 1903 года: Взгляд через столетие. Материалы международной научной конференции. Под редакцией Я. М. Копанского. Академия Наук Республики Молдова, Институт межэтнических исследований. Отдел Истории и культуры евреев Молдовы. Кишинёв: Понтос, 2004.
  • Жозефина Кушнир. К 110-летию Кишинёвского погрома. Кишинёв: Joods Humanitair Fonds, 2014.

В культуре

Погрому посвящены следующие художественные произведения:

Ссылки

  • Сайт, посвящённый Кишинёвскому погрому
  • Св. прав. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе

Кишинёвский погром (1903).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01