06-09-2023
«Купчино»
Московско-Петроградская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
«Витебская»[1] |
Район: | |
Округ: | |
Тип: |
наземная крытая |
Глубина заложения, м.: |
0 |
Количество платформ: |
3 (средняя — служебная) |
Тип платформ: |
две боковые, средняя островная |
Форма платформ: |
прямые |
Архитекторы: |
К. Н. Афонская, А. С. Гецкин, |
Архитекторы вестибюлей: |
К. Н. Афонская, А. С. Гецкин, |
Инженеры-конструкторы: |
К. Е. Панов, И. X. Целолихина, |
Выход к улицам: | |
Переходы на станции: | |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
КП |
«Ку́пчино» — станция Петербургского метрополитена. Конечная станция Московско-Петроградской линии. Расположена на наземном участке линии между порталом тоннелей и депо «Московское». Открыта 25 декабря 1972 года в составе участка «Московская» — «Купчино».
Содержание |
Проектное название станции — «Ви́тебская» — производное от ряда, восходящего к Витебскому вокзалу — отправному пункту железной дороги:
Окончательное название, «Купчино», станция метро получила по названию деревни, расположенной в 2 км к северу от неё, близ той же линии железной дороги. При этом, с вводом в эксплуатацию новых станций:
В момент ввода в эксплуатацию новой станции метро и железнодорожной платформы прилегающая к ним часть Фрунзенского района только начинала застраиваться. Большинство жителей новостроек Фрунзенского района проживало в это время в кварталах, тяготеющих к «исторической деревне Купчино», от имени которой получил название и весь этот новый спальный район. Поэтому «старожилы района Купчино» (многие из которых с конца 1960-х годов привыкли использовать «старую ж.-д. платформу Купчино» для поездок в центр и обратно) выражали недовольство произведённой топонимической рокировкой; до сих пор встречаются, в принципе, ненужные уточнения: «станция метро и новая ж.д. платформа Купчино расположены в Московском районе Петербурга и никакого отношения к исторической деревне Купчино не имеют»[2].
Фактически, все платформы Витебского отделения Октябрьской железной дороги в черте города, включая и прежнюю (ныне Проспект Славы), и новую Купчино в равной степени безотносительны как к Фрунзенскому, так и к Московскому районам города. Они лежат в полосе отчуждения между обоими, а условная межрайонная граница соответствует оси главного хода железной дороги. И обе железнодорожные платформы, и станция метро имеют тоннельные выходы в оба района: Московский на запад и Фрунзенский на восток.
Станция находится в конце Витебского проспекта (со стороны Московского района), и выходит на Балканскую площадь во Фрунзенском районе. Расположена в наземном павильоне, здание которого входит в комплекс строений одноимённой железнодорожной платформы. Территориально сооружения станции принадлежат Московскому району; два тоннельных перехода под линией железной дороги (обозначающей межрайонную границу) выводят во Фрунзенский район.
Первоначальный вариант совмещения платформ метро и железной дороги с обеспечением кроссплатформенной пересадки (впоследствии это решение реализовано на узле «Девяткино») — не был реализован ввиду больших издержек на временный перенос главного хода железной дороги (три пути) на период строительства тоннелей и станционного хозяйства (к западу от насыпи лежал чрезвычайно заболоченный участок стариц реки Волковки, осушить который к тому времени не помог вновь прорытый в начале 1960-х годов Волковский канал).
Кассовый зал и платформы станции метро соединены подземными переходами с железнодорожными платформами, площадью, примыкающей к железнодорожному полотну, и Витебским проспектом.
«Купчино» — наземная крытая станция с боковыми платформами. Остеклённый павильон сооружён по проекту архитекторов К. Н. Афонской, А. С. Гецкина, И. Е. Сергеевой при участии С. С. Костенко, инженеров К. Е. Панова, И. X. Целолихиной и В. И. Хяргинен. Первая из четырёх существующих наземных крытых станций Петербургского метрополитена, вторая по времени строительства наземная станция (первая наземная, открытого типа станция «Дачное» была закрыта в 1977 году).
В связи с обветшанием и ростом пассажиропотока 2000-х годах были переоформлены выходы со станции в город. Северный переход закрылся на ремонт с 26 марта 2007 года[3] c планами открытия на 17 августа, 7 сентября сроки были продлены по 1 октября 2007[4] по причине: «новые железобетонные конструкции, сооружённые в тоннеле, должны были некоторое время „устояться“, чтобы соответствовать всем строительным нормам»[5]. В результате реконструкции северный тоннель был расширен с 4 до 8 метров, и его пропускная способность составила более 30 тысяч человек в час. Сразу же после этого на ремонт был закрыт южный тоннель пешеходного перехода. В итоге по состоянию на август 2008 года оба пешеходных тоннеля были отремонтированы; кроме увеличения пропускной способности были устроены дополнительные лестничные марши и устроены пандусы.
В 2012 году планируется обновить названия станции на стенах перронного зала[6].
Возле станции проходят следующие маршруты наземного общественного транспорта[8]:
Предшественник: Московская |
Конечная станция Московско-Петроградской линии 25 декабря 1972 — настоящее время |
Преемник: нет |
Купчино (станция метро).