19-09-2023
Перечень всех локомотивов (паровозы, тепловозы, теплопаровозы, электровозы, газотурбовозы, мотовозы), выпущенных Луганским тепловозостроительным заводом («Лугансктепловоз»).
Содержание |
Данный завод был основан 3 мая 1886 года немецким промышленником Густавом Гартманом и изначально назывался «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана». В 1900 году завод Гартмана (Луганский паровозостроительный завод) выпустил свои первые паровозы — «Нормального типа 1897 г.» (с 1912 — Од) и уже скоро по объёму выпуска вышел на уровень других крупных заводов. В основном завод выпускал грузовые паровозы серий О, Щ и Э. Из пассажирских в основном строились паровозы Н и Б[1].
С 1928 по 1933 гг. завод подвергся реконструкции, в ходе которой были построены новые и современные производственные помещения, что позволило перейти на выпуск мощных современных паровозов: грузовой ФД и пассажирский ИС. Во время Великой Отечественной войны завод попал в зону оккупации стран Оси и был разрушен, но вскоре после освобождения его восстановили и уже осенью 1945 года был начат серийный выпуск паровозов СО, а вскоре Л и ЛВ. Всего заводом было выпущено 12 тысяч паровозов[1].
В 1956 году, после принятия на XX съезде КПСС решения о переходе на новые виды тяги, завод начинает выпускать тепловозы ТЭ3, а 19 октября того же года стал называться тепловозостроительным. Завод изготавливал преимущественно грузовые тепловозы, причём не только для советских железных дорог, но и на экспорт в страны Варшавского договора. а также Египет, Сирию, Индию, КНДР, Монголию и Кубу. За последующие 45 лет завод выпустил свыше 44 тысяч секций тепловозов (основные группы: ТЭ3, 2ТЭ10, М62 и 2ТЭ116), из них более 4000 секций (М62, ТЭ109, ТЭ114) на экспорт. Луганский (в 1935—1958, 1970—1990 — Ворошиловградский) завод был крупнейшим тепловозостроительным предприятием Советского Союза[1].
После распада СССР и обретения Украиной независимости, в сентябре 1995 года завод был преобразован в Государственную холдинговую компанию «Лугансктепловоз». Помимо тепловозов, эавод начал также выпускать электровозы, дизель- и электропоезда (в список не включены). В марте 2007 года большую часть акций «Лугансктепловоза» приобрёл Брянский машиностроительный завод (Трансмашхолдинг). В апреле 2011 года компания была переименована в публичное акционерное общество «Лугансктепловоз»[1].
Локомотивы рассортированы по типам и упорядочены по годам начала выпуска. Экспериментальные типы локомотивов, включая теплопаровозы, газотурбовоз и мотовозы, объединены в один раздел. Для упрощения восприятия, род службы локомотивов обозначен с помощью цвета:
Грузовые и грузопассажирские локомотивы |
Пассажирские локомотивы |
Маневровые и промышленные локомотивы |
Стоит также учесть параметр в таблице Количество секций, учитывающий не сами локомотивы по номерам, а их секции. То есть, двухсекционный локомотив (из двух отдельных частей) будет считаться за две секции, а четырёхсекционный (например, 4ТЭ130) — за четыре.
Последним паровозом завода стал ЛВ-522, выпущенный в конце 1956 года. Всего же в общей сложности Луганский (Ворошиловградский) завод выпустил 11 942 паровоза широкой колеи (1524 мм)[40][41][42]. О выпуске данным заводом паровозов узкой колеи нет никаких данных.
Самым первым тепловозом завода стал ТЭ3-2001, выпущенный 5 февраля 1956 года.
Тип/ серия | Иллюстрация | Осевая формула |
Годы выпуска | Количество секций | Комментарий | И. |
---|---|---|---|---|---|---|
ТЭ3 | 2(30—30) | 1956—1973 | 11893 | Один из тепловозов состоял из одной секции | [43] | |
ТГВ (ТГМ2) |
|
2—2 | 1956, 1957 | 2 | [44] | |
ТЭВ (ТЭЛ) |
|
20—20 | 1957, 1958 | 40 | Экспорт в Индию (4 остались в СССР) | [43][45] |
ТГ100 |
|
2(2—2) | 1959 | 1 | [44] | |
ТГ102 |
|
2(2—2) | 1960 | 2 | [44] | |
ТГ105 |
|
3—3 | 1961 | 1 | [44] | |
ТЭ3Л |
|
2(30—30) | 1961 | 12 | На дороги поступили только 4 секции (2 тепловоза) | [44] |
3ТЭ3 |
|
3(30—30) | 1961—1962 | 111 | [43] | |
ТГ106 |
|
3—3 | 1962, 1963 | 3 | [44][46] | |
2ТЭ10Л |
|
2(30—30) | 1962—1977 | 7259 | [43] | |
ТЭ7 |
|
2(30—30) | 1963, 1964 | 170 | [43] | |
2ТЭ10Л с бесчелюстными тележками |
|
2(30—30) | 1963—1974 | 48 | [44] | |
ТЭ3М |
|
2(30—30) | 1964 | 4 | [44] | |
ТЭП10Л |
|
30—30 | 1964—1967 | 218 | [43] | |
М62 |
|
30—30 | 1964 | 2 | Прототип | [44] |
M62 |
|
30—30 | 1965—1974, 1976—1978 | 293 | Экспорт в Венгрию | [43] |
ST44 |
|
30—30 | 1965—1988 | 1191 | Экспорт в Польшу | [43] |
2ТЭ10Л с реостатным тормозом |
|
2(30—30) | 1966 | 2 | [44] | |
T679.1 T679.5 |
|
30—30 | 1966—1973, 1978, 1979 | 600 | Экспорт в Чехословакию | [43] |
120 |
|
30—30 | 1966—1977 | 396 | Экспорт в ГДР | [43] |
ПТЭ3 |
|
2(30—30) | 1967 | 6 | Для космодрома Байконур | [44] |
K62 К62У |
|
30—30 | 1967—1974, 1990, 1995, 1999 | 51 | Экспорт в КНДР | [43] |
ТЭ109 |
|
30—30 | 1967 | 2 | Прототип | [44] |
2ТЭ109 |
|
2(30—30) | 1968, 1969 | 4 | [44] | |
2ТЭ109 (с дизелем Д70) |
|
2(30—30) | 1968 | 2 | [44] | |
ТЭМ2 |
|
30—30 | 1969—1979 | 1352 | [43] | |
М62С (М62) |
|
30—30 | 1970—1976 | 721 | [43] | |
130 |
|
30—30 | 1970—1972 | 80 | Экспорт в ГДР | [43] |
07 |
|
30—30 | 1971—1977 | 90 | Экспорт в Болгарию | [43] |
T679.2 |
|
30—30 | 1971 | 2 | Экспорт в Чехословакию | [43] |
ТЭ114 |
|
30—30 | 1971 | 2 | Прототип | [44] |
2ТЭ116 |
|
30—30 | 1971—2005 | 3442 | С 1992 — экспорт в Россию и Эстонию | [43] |
131 |
|
30—30 | 1972—1973 | 76 | Экспорт в ГДР | [43] |
132 |
|
30—30 | 1973—1981 | 725 | Экспорт в ГДР | [43] |
2ТЭ10В |
|
2(30—30) | 1974—1981 | 3162 | [43] | |
М62К |
|
30—30 | 1974, 1975 | 20 | Экспорт в Кубу | [43] |
ТЭ114С1 ТЭ114С2 |
|
30—30 | 1974—1976 1982—1985 |
110 | Экспорт в Сирию | [43] |
ТЭ114Е |
|
30—30 | 1974—1976 | 23 | Экспорт в Египет | [43] |
2ТЭ116М |
|
2(30—30) | 1974 | 2 | [44] | |
ТЭ129 |
|
30—30 | 1974 | 1 | Прототип, впоследствии продан в ГДР | [44] |
ТЭ120 |
|
2(30—30) | 1975 | 1 | [44] | |
ТЭ114П |
|
30—30 | 1976, 1977 | 14 | [43] | |
2М62 |
|
2(30—30) | 1976—1987 | 2522 | [43] | |
142 |
|
30—30 | 1976—1978 | 6 | Экспорт в ГДР | [43] |
ТЭ114К |
|
30—30 | 1977—1985 | 107 | Экспорт в Кубу | [43] |
2ТЭ121 |
|
2(30—30) | 1977—1992 | 152 | [43] | |
130П |
|
30—30 | 1977, 1978 | 31 | [43] | |
3ТЭ10М | 3(30—30) | 1978—1990 | 1920 | [43] | ||
2ТЭ116 с реостатным тормозом |
|
2(30—30) | 1978 | 4 | [44] | |
ТЭ125 |
|
30—30 | 1974 | 1 | Впоследствии продан в ГДР | [44] |
2М62М М62УМ |
|
2(30—30) 30—30 |
1980—1987 1989, 1990 |
152 | Экспорт в Монголию | [43] |
2ТЭ10М |
|
2(30—30) | 1981—1990 | 4928 | [43] | |
2ТЭ116А |
|
2(30—30) | 1981 | 8 | [44] | |
ДМ62 |
|
30—30 | 1982—1995 | 154 | Для Министерства обороны (локомотив БЖРК 15П961 «Молодец») | [43] |
4ТЭ130 |
|
4(30—30) | 1982 | 4 | [44] | |
4ТЭ10С 2ТЭ10С |
|
4(30—30) 2(30—30) |
1983—1987 | 106 | [43] | |
ТЭ127 |
|
30—30 | 1984 | 1 | [44] | |
3М62У |
|
3(30—30) | 1985—1992 | 312 | [43] | |
2ТЭ137 |
|
2(30—30) | 1985 | 2 | [44] | |
ТЭ136 |
|
20+20−20+20 | 1985, 1986 | 4 | [44] | |
2М62У |
|
2(30—30) | 1987—2001 | 790 | [43] | |
2ТЭ10Г |
|
2(30—30) + 2—2 | 1987 | 6[комм 3] | [44] | |
2ТЭ116Г |
|
2(30—30) + 2—2 | 1987 | 3[комм 4] | [44] | |
2ТЭ126 |
|
2(1+20+20−20+20+1) | 1988 | 2 | [44] | |
2ТЭ10У ТЭ10У |
|
2(30—30) 30—30 |
1989—2005 | 1116 | [43] | |
2ТЭ10УТ ТЭ10УТ |
|
2(30—30) 30—30 |
1989—2005 | 237 | [43] | |
2ТЭ116УП |
|
2(30—30) | 1994 | 2 | Выкуплен «Трансойл» в 2001 году и переделан в грузовой | [44] |
ТЭ114И |
|
30—30 | 2003, 2004 | 30 | Экспорт в Ирак | [43] |
ТЭП150 |
|
30—30 | 2004, 2007 | 4 | [44][47] | |
ТЭМ103 |
|
20—20 | 2005 | 1 | [44] | |
2ТЭ116У |
|
2(30—30) | 2007—наст. вр. | 880[комм 5] | Экспорт в Россию | [48] |
2ТЭ116УМ |
|
2(30—30) | 2011 | 62 | Экспорт в Монголию | [49] |
2ТЭ116УД |
|
2(30—30) | 2012 | 2 | Применён двенадцатицилиндровый дизель GEVO фирмы GE Transportation | [50] |
Всего по данным на середину 2012 года Луганский завод выпустил 45 880 секций тепловозов[43][44].
Тип/ серия | Иллюстрация | Осевая формула |
Годы выпуска | Количество секций | Комментарий | И. |
---|---|---|---|---|---|---|
Н8 (ВЛ8) |
|
20+20+20+20 | 1957—1967 | 3708 | Непосредственно не выпускал, поставлял кузова и тележки заводам НЭВЗ и ТЭВЗ | [51] |
2ЭЛ5 |
|
2(20—20) | 2005—2011 | 36 | [52] | |
2ЭЛ4 |
|
2(20—20) | 2009—2011 | 8 | [53] |
Итого, по оценочным данным, завод построил механические части для 3708 секций (1704 электровозов) и собственно выпустил 44 электровозные секции.
Тип/ серия | Иллюстрация | Осевая формула |
Годы выпуска | Количество секций | Комментарий | И. |
---|---|---|---|---|---|---|
№ 8000 | 1-4-1 | 1939 | 1 | теплопаровоз | [54] | |
№ 8001 | 1-5-1 | 1948 | 1 | теплопаровоз | [55] | |
ГТ101 | 3о—3о | 1960 | 1 | газотурбовоз | [56] | |
МРД |
|
1о—1о | 1995 | 5 | узкоколейный мотовоз (ширина колеи 900 и 750 мм) | [57] |
Всего два теплопаровоза, один газотурбовоз и пять мотовозов.