14-05-2023
Мадридский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
17 октября 1919 года |
Длина линий |
309.55 км |
Количество станций |
320 |
Количество линий |
16 |
Пассажиропоток за год |
690 млн. (2007 год) |
Схема линий | |
Мадридский метрополитен (исп. Metro de Madrid) — система линий метрополитена и лёгкого метро в столице Испании Мадриде и нескольких городах-спутниках (Арганда-дель-Рей, Хетафе, Алькоркон, Леганес, Мостолес). Открыт 17 октября 1919 года. Принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся в мире, сейчас занимает 6-е место по протяжённости в мире и 2-е в Европе (после лондонского).
На 2008 год имелось 309,55 км путей (92 % под землёй), 13 подземных линий и 3 линии легкого метро, 320 станций (282 подземные станции и 38 станций лёгкого метро) и 1594 единиц подвижного состава (в том числе 1059 моторных вагонов).
Мадридский метрополитен - единственный в мире имеющий две кольцевые линии.
Содержание |
Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме.
Линия | Длина | Станций | Тип тоннеля | Платформа | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Pinar de Chamartín — Congosto | 20,2 км | 30 | узкий | 90 м |
2 | La Elipa — Cuatro Caminos | 9,4 км | 16 | узкий | 60 м |
3 | Villaverde Alto — Moncloa | 15,0 км | 18 | узкий | 90 м |
4 | Argüelles — Pinar de Chamartín | 16 км | 23 | узкий | 60 м |
5 | Alameda de Osuna — Casa de Campo | 23,2 км | 32 | узкий | 90 м |
6 | Кольцевая (Circular) | 23,5 км | 28 | широкий | 115 м |
7 | Las Musas — Pitis | 18,8 км | 22 | широкий | 115 м |
8 | Nuevos Ministerios — Aeropuerto T4 | 13,9 км | 7 | широкий | 115 м |
9 | Herrera Oria — Arganda del Rey | 38,0 км | 26 | широкий | 115 м |
10 | Hospital del Norte — Puerta del Sur | 40,0 км | 30 | широкий | 115 м |
11 | Plaza Elíptica — La Peseta | 5,4 км | 6 | широкий | 115 м |
12 | MetroSur | 40,6 км (кольцевая) | 28 | широкий | 115 м |
Ramal («ответвление») | Ópera — Príncipe Pío | 1,1 км | 2 | узкий | 60 м |
Мадридский метрополитен — первый, открывшийся после Первой мировой войны (в которой Испания не участвовала)
Ширина колеи — 1445 мм, движение левостороннее (так как правостороннее движение в Мадриде было введено в 1924 году, через 5 лет после открытия метро).
На линиях 1, 2, 4, 5, 6, 9 и «ответвлении» для питания используется постоянный ток напряжением 600 В; на остальных (3, 7, 8, 10, 11 и 12) — постоянный ток напряжением 1500 В, причём на эту схему будут впоследствии переведены все линии, а на строящихся ветках лёгкого метро будет использоваться постоянный ток напряжением 750 В.
На апрель 2009 года имелось 2310 вагонов.
Тоннели имеются узкие (ранние линии мелкого заложения — 6,86 м в ширину и 5,36 м в высоту) и широкие (более новые линии глубокого заложения — 7,74 м в ширину и 6,87 м в высоту). Среднее расстояние между станциями на узкотоннельных перегонах — 630 м, длина перрона — 60 или 90 м, на широкотоннельных — 850 м, длина перрона — 110—115 м.
Минимальный радиус кривых — 90 м, уклон путей не превышает 5 %.
Самая глубокая станция — «Куатро каминос» (кольцевая линия 6), глубина заложения — 49 м.
Большинство станций — с боковым расположением платформ, есть станции островного типа (в том числе наземные) и трёхплатформенные — т. н. «испанское (или барселонское) решение» (cм. также немецкую статью об «испанском решении» (нем.)).
Пассажиропоток в 2004 г. — 615.533.167 пассажиров, то есть значительно ниже, чем в крупнейших сетях метро в мире.
На целом ряде станций имеются пересадки на платформы пригородных поездов и оба мадридских вокзала Аточа и Чамартин. Однако метро и электричка технически полностью разделены, совместного использования инфраструктуры нет. Пригородные поезда используют, в частности, тоннель, соединяющий два упомянутых вокзала (известен как Túnel de la risa, «смешной тоннель», потому что в осуществление проекта мало кто верил).
Весной 2007 года начали действовать три линии так называемого лёкого метро (исп. metro ligero). Однако фактически эти линии имеют характер современного скоростного, частично подземного трамвая[1], так как они будут иметь одноуровненые пересечения. К тому же на них используется трамвайный подвижной состав (трамвай Citadis). Таким образом после открытия лёгкого метро трамвай опять вернулся в Мадрид спустя 35 лет после закрытия старой трамвайной системы.
Система скоростного трамвая состоит из трёх линий:
Также организационно мадридскому метрополитену будет подчинена система скоростного трамвая («лёгкого метро»), строящаяся в городе Парла, хотя технологически эта сеть не будет связана с мадридской.
Во всей сети только одна закрытая станция-призрак — «Чамбери́», открытая в составе первого участка в 1919 году и закрытая в 1966 году по причине реконструкции линии (платформы удлинялись с 60 до 90 метров, и станция оказывалась слишком близко к станции «Иглесия». 24 марта 2008 года станция «Чамбери́» была вновь открыта уже в качестве музея[2].
Метрополитены и подземные трамваи Испании | ||
---|---|---|
Действующие |
|
|
Строящиеся и проектируемые |
|
|
Отложенные |
|
Мадридский метрополитен.