Lt304888.ru

Туристические услуги

Мартынов, Александр Евстафьевич

26-08-2023

Александр Мартынов
Александр Евстафьевич Мартынов
Дата рождения:

8 (20) августа 1816(1816-08-20)

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

4 (16) августа 1860(1860-08-16) (43 года)

Место смерти:

Харьков, Российская империя

Гражданство:

 Российская империя

Профессия:

актёр

Карьера:

18311831

Направление:

театральный деятель

Алекса́ндр Евста́фьевич Марты́нов (8 [20] августа 1816, Санкт-Петербург — 4 [16] августа 1860, Харьков) — русский актёр, один из основоположников русской школы сценического реализма.

Содержание

Биография

Родился в Петербурге в семье управляющего помещицы Сухозанет. Воспитывался в Петербургском театральном училище (18271835) — сначала в балетном классе Ш. Дидло, с уходом Дидло какое-то время обучался у декоратора Конопи, но удачно сыгранной ролью лакея в водевиле П. Каратыгина «Знакомые незнакомцы» обратил на себя внимание руководства императорских театров и директором А. М. Гедеоновым был поручен актёру Я. Г. Брянскому, но тот сказал: «из краскотёра толку не будет»; в результате Мартынов перешёл в драматический класс к П. А. Каратыгину[1].

На сцене начал выступать в 1831[2] или 1832, дебютировав в петербургском Александринском театре в водевиле П. Г. Григорьева «Филатка и Мирошка — соперники». Всего за годы ученичества им было сыграно около 70 ролей.

В Рассказы о книгах. М., «Книга», 1983), тогда как Мартынов обобщил этот образ, показал типичное социальное явление имперской централизации, куда впадала страна.

Роли

Всего за артистическую биографию Мартыновым было исполнено свыше 600 ролей, среди которых:

Значение творчества

Творческой эстетике Мартынова соответствовало развитие реалистических образов, он стремился в каждом персонаже отыскивать живые человеческие черты, раскрывать сложность душевного мира, показывать обиды и страдания маленького человека[4][5]. Он относился к новому разночинному поколению деятелей культуры, окончательно отрешившимся от напыщенности актёров школы В. А. Каратыгина[6].

Но М. столкнулся на казённой сцене с рутиной, дурными традициями; дворянские и мещанско-обывательские круги зрителей упорно желали видеть в нём комика-фарсёра и не понимали прогрессивной, новаторской сущности иск-ва М. Социально-обличительное, сатирич. направление в творчестве М., сказавшееся уже в исполнении водевильных ролей (Мордашов — «Аз и Ферт» Фёдорова, 1849, и др.), получило яркое раскрытие в пьесах Гоголя. Белинский писал об «огромном таланте», с к-рым М. играл роль Ихарева («Игроки», 1843). В «Ревизоре» и «Женитьбе» М. исполнял в разные годы роли Бобчинского (1836), Хлестакова (1843), Осипа (1851), Подколёсина (1842). Театральная энциклопедия, с. 408—409

«Дыхание трагического определяло грустный характер комизма Мартынова, комизма, в котором звучало затаенное страдание», — писал теаральный критик Театральной энциклопедии). Его герои не только психологически достоверны. Даже в комических ситуациях Мартынов в первую очередь ощущал и показывал трагедийность персонажей, обусловленную социальными явлениями, властвовавшими в России.

В. Г. Белинский первый из критиков заметил огромное дарование М. и постоянно помогал ему советами. Особенно отмечал Белинский исполнение М. роли Синичкина в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского (1840). Социально обличительное, сатирическое направление в искусстве М. получило яркое раскрытие в пьесах Н. В. Гоголя — образ Хлестакова («Ревизор», 1843) и другие. Новый период творчества М. связан с его выступлениями в пьесах И. С. Тургенева и А. Н. Островского. Роль Мошкина («Холостяк» Тургенева, 1859) — одно из крупнейших достижений психологического реализма на русской сцене. Яркий след в истории русского театра оставило исполнение М. роли Тихона («Гроза» Островского, 1859), которого артист играл как человека, загубленного жестоким домостроевским режимом. … Деятельность М. ознаменовала качественно новый этап в истории русского театра, связанный с борьбой революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского за эстетику сценического реализма[7].

Будучи человеком застенчивым, чуждым самомнения, он не требовал от дирекции императорских театров повышения жалованья; постоянно нуждаясь, Мартынов работал без отдыха, часто гастролировал и к середине 1850-х годов надорвал свое слабое здоровье. Развилась чахотка. Весной 1860 он в сопровождении Островского поехал на лечение в Крым, выступая проездом в Москве, Воронеже, Харькове, Одессе. Напряжение сил привело к ухудшению состояния[8]. Умер на руках Островского от туберкулеза в том же 1860 году в Харькове, на обратном пути. Похороны Мартынова в Петербурге превратились в многотысячную демонстрацию демократической общественности, воспринявшей смерть артиста как национальную потерю.

Поначалу был похоронен на Смоленском кладбище. В 1936 году прах перенесён со Смоленского кладбища в Памятник на могиле А. Е. Мартынова[9].

Примечания

  1. Rulex.ru
  2. Биографический словарь
  3. «Лев Гурыч Синичкин» в Ленинградском театре комедии
  4. Большая советская энциклопедия (БСЭ)
  5. Театральная энциклопедия, с. 408—409
  6. Рулекс
  7. Мартынов, Александр Евстафевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Театральная энциклопедия, с. 408—409
  9. Памятник на могиле А. Е. Мартынова

Литература


Мартынов, Александр Евстафьевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01