07-09-2023
Мелхиседек (מַלְכִּי-צֶדֶק) | |
---|---|
«Встреча Авраама и Мелхиседека» Дирк Боутс Ст., 1464—267 |
|
Пол: | мужской |
Толкование имени: | царь мой - справедливость |
Местность: | Салим |
Занятие: | священник Всевышнего |
Упоминания: |
Быт.14:18, 109:4, Евр.7:1 |
Связанные персонажи: | Авраам |
Мел(ь)хиседе́к (ивр. מַלְכִּי-צֶדֶק Малкице́дэк; царь справедливости — от малки — «мой царь», цедек — «справедливость»), в Библии — царь Салимский, священник Всевышнего.
Содержание |
В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт.14:18, 109:4 и др.
По возвращении Авраама с отбитыми у четырёх побеждённых восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его был город Иерусалим. Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых ему была дана десятина.
Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр.7:1). У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остается священником навсегда (Евр.7:3). В православной иконографии используется образ «Великий Архиерей Иисус Христос», как один из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4)[1].
Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений, часть из которых необоснована.
По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета.
Апокрифическая «Книга Еноха» рассказывает о рождении Мелхиседека в могиле умершей жены Нира, брата Ноя. Младенцем Мелхиседека архангел Гавриил отнес на небеса на 40 дней, пока на земле происходит потоп. Также в манихейской доктрине «Светоносный Младенец» рождается в могиле и его по велению «Высокого» спасает от демонических существ космократор «Посланник, Адамант света».
Наконец, некоторые христиане видели в нём ветхозаветное явление Сына Божия, в то время, как другие склонны предполагать, что Мелхиседек был простым потомком Адама по естественному происхождению от него, хотя и являлся личностью великой и значительной.
В символическом романе Пауло Коэльо «Алхимик» Мелхиседек встречается на пути главного героя пастуха Сантьяго и помогает ему советом, взяв за это десятую часть его стада. Царь Салима представляется бессмертным наставником сомневающихся, который рассказывает притчи.
В Книге Урантии утверждается, что под именем Макивенты Мелхиседека, Царя Салима, жило некоторое время среди людей воплощённое сверхъестественное существо — Сын Божий категории Мелхисидек. В Книге Урантии «мелхиседеки» — чрезвычайные Сыны, представители одноименной категории, которые служат в качестве учителей и советников. В соответствии с Книгой Урантии, один из таких Сынов, библейский Мелхиседек, посетил Землю с целью подготовки мирового распространения монотеизма. Делая акцент на доктрине единого Бога, Макивента Мелхиседек апеллировал к человеческой потребности в поклонении, а также готовил путь для последующего появления Иисуса Христа как Сына того же Бога и учил этому людей. Именно поэтому многочисленные последующие учители считали, что Иисус является священником, или священнослужителем, «навек подобным Мелхиседеку».
В книге «Сто лет одиночества» колумбийского писателя Габлиэля Гарсия Маркеса присутствует персонаж по имени Мельхиседек (вернее Мелк`иадес — Melquiades). Это предводитель цыганского табора, который (табор) время от времени появляется в городе Макондо. Сам Мельхиседек, вернее, его образ, выведенный Маркесом, в общем и целом соответствует как библейскому первоисточнику, так и апокрифическим гностическим текстам. Он обладал уникальными познаниями в области древних наук и культов, прожил несколько сот лет и обладал магическими способностями и практически нечеловеческой мудростью. В то же время, Маркес так до конца и не раскрыл тайну его происхождения, что, несомненно, также непосредственно перекликается с библейскими текстами.
В романе американского писателя Эдварда Уитмора «Синайский гобелен» (первого романа тетралогии «Иерусалимский квартет») образ одного из центральных персонажей — Хадж Гаруна — мистическим образом переплетается с личностью легендарного царя Салима — Мелхиседека. Хадж Гарун — трехтысячелетний хранитель Священного Города, его память хранит и сирийское иго, и вавилонский гнет, и ассирийское вторжение; он принимал участие и в битве против крестоносцев, помнил владычество византийцев и царствование мамелюков. Целые эпохи сменяли друг друга на его глазах. В конце концов он с улыбкой признается своему другу: «Я и он (Мелхиседек) — одно и тоже.» Сюжетная линия в итоге не приводит ни к какому конкретному завершению, оставляя читателя домыслить все самому.
История Авраама | ||
---|---|---|
Персонажи | Авраам | Сарра | Агарь | Хеттура | Мелхиседек | |
События | Обрезание | Жертвоприношение Исаака | |
Основные понятия | Еврей | Авраамические религии | Пещера Махпела | Авраамово лоно | Авраамов завет | |
В разных источниках | Ибрахим | |
Дети Авраама | Измаил | Исаак |
Мельхиседек.