01-10-2023
Мурманский морской торговый порт | |
Тип | |
---|---|
Год основания |
1994 |
Расположение | |
Ключевые фигуры | |
Сайт |
www.portmurmansk.ru |
Мурманский морской торговый порт — крупнейшее предприятие города Мурманска, расположенное на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Порт занимает четвертое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге).
Содержание |
К началу Первой мировой войны в Российской империи на северо-западе действовало два порта — в Архангельске и Санкт-Петербурге.[1] После закрытия Османской империей проливов Босфор и Дарданеллы [2] и блокирования порта в Санкт-Петербурге использовался только порт в Архангельске. Когда навигация зимой в нём прекратилась, то было принято решение строить новый порт. Первые плановые работы начали проводить в конце июня — начале июля 1915 года, а 1 сентября того же года пароход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка смог пришвартоваться к временной пристани порта. Первые поезда к порту пошли примерно через год после того, как была построена железная дорога до Кандалакши.
После 1 сентября 1941 года через Мурманский порт начали поставлять грузы в Испанию[1]. В Великую Отечественную войну в порту проиcходила разгрузка караванов судов стран-союзников.
В 1966 году Мурманский морской торговый порт был награждён орденом Трудового Красного Знамени[3].
Современный Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России — является основой экономики города. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире. Также к порту приписаны все атомные ледоколы России. В мае 2007 года было принято решение о создании в мурманском порту свободной экономической зоны.[4] 15-го октября 2010 года Мурманск был официально объявлен особой экономической зоной[5]. Основная цель — создание мощной транспортно-торговой инфраструктуры, привлечение инвестиций и в конечном итоге развитие социальной сферы[6] [7] [8].
Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.
Осенью 2010 года Ассоциация морских торговых портов признала Мурманский торговый порт лучшей российской компанией, которая владеет причалами и осуществляет стивидорские работы.[9][10]
В феврале 2011 года появилась информация, что структуры Геннадия Тимченко, одного из владельцев фирмы Gunvor, покупают Мурманский морской торговый порт за 250 миллионов долларов[11], однако, позже это было опровержено представителем Тимченко[12].
С 2011 года идёт разработка инвестиционного проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». И с 2013 по 2020 годы планируется осуществить строительство объектов Мурманского транспортного узла, благодаря чему Мурманск станет основной базой Северного морского пути и базой по освоению Арктики[13].
Мурманский морской торговый порт.