08-05-2023
Ива́н Фёдорович Нажи́вин (25 августа (6 сентября) 1874, Москва или д. Пантюки Владимирской губернии Российской империи — 5 апреля 1940, Брюссель, Бельгия) — русский писатель.
До революции бытописатель русской деревни, сподвижник Л. Н. Толстого; после революции — крупный писатель (историческая, фантастическая и др. проза) и публицист русской эмиграции.
Содержание |
Родители из крепостных, позднее отец успешно занялся лесным промыслом. «Я сын мужика, выросший среди народа» — подчеркивал Наживин в автобиографии (1922). «Родным гнездом» он называл деревню Буланово в Суздальском крае.
Эта статья входит в тематический блок |
Толстовство |
---|
Российские сподвижники |
П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков |
Зарубежные последователи |
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми |
Библиография |
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас |
Разное |
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы |
|
Первые произведения Наживина посвящены жизни русской деревни и написаны в русле идеологии толстовства, со значительным влиянием народничества. В начале 1900-х Наживин выпустил в Москве первые сборники рассказов и очерков: «Родные картинки», «Убогая Русь», «Перед рассветом».
После смерти Толстого создал издательство «Зелёная палочка», которое идентифицировал как толстовское. Будучи настроен против новых политических течений, и апеллируя к ценности непротивления злу, он навлекал на себя яростные нападки М. Горького и других современников[1].
Наживин остро почувствовал значение революции 1905 года как предвестия бо́льшей катастрофы (его роман этого периода продуманно назван библейскими словами «Менэ... тэкэл... фарес...»). Отношение к ней он выразил так: «Хорошо и то, что на нашу долю выпало счастье застать хоть немного старой Руси». После Октябрьской революции оказался на стороне Добровольческой армии, примирился с оставшейся для него непонятной Православной церковью и стал выразителем ностальгии по старому порядку. Сотрудник деникинского и врангелевского Освага.
При неприятии большевистской «чрезвычайщины» для писателя не было характерно идеализировать белогвардейцев и представителей уходящей России. Он с горькой иронией рисует нежизнеспособное сообщество, не готовое к самообороне и не отвечающее задачам России. В «Записках о революции» он приводит речь некого «бывшего члена центрального комитета социал-демократической партии»:
— Господа, а помните ли вы городового, помните ли вы этого скромного труженика, который, часто с огромной семьей, жил в Москве на 40 рублей в месяц, в одной темной комнатушке, который за эти 40 рублей охранял наш покой днем и ночью, обмерзал на морозе, когда нужно погибал от пули и никогда не роптал?
— Помним... - отозвались задумчивые голоса. |
Этот отрывок, «тоска по городовому», в связи с его символичностью цитируется рядом советских авторов как выражение якобы «черносотенской» позиции самого писателя[2]. Сам факт этого многократного цитирования замечателен: Наживин оставался читаем и рецензируем в РСФСР и удостоился статьи в Литературной Энциклопедии.
После бегства из России стал одним из крупнейших литераторов эмиграции и создателем издательства русских эмигрантов в Германии «Детинец». На современников огромное впечатление произвёл его сборник рассказов для детей «Зеленя» (1922) с его светлым настроением, удивительным для беженцев, проигравших войну.
Его капитальный исторический роман «Распутин» был издан на нескольких европейских языках.
Он заявил о себе как писатель-фантаст, издав сборник «Во мгле грядущего: фантастические повести будущего» (Вена, 1921), романы «Остров блаженных», «Собачья республика». В сборник «Во мгле грядущего» вошла повесть «Искушение в пустыне» — антиутопия о коммунистической колонии на уединенном острове, где коммунисты забывают об общем труде, отдавшись уничтожению друг друга, и прекращают взаимное уничтожение, только разделив земельные участки.
В 1930-х он создал эпитафию Толстому, «Неопалимая купина». Эти произведения, в числе некоторых других, пережили значительные по тиражу российские переиздания в начале XXI века.
Постепенно Наживин разочаровался в лидерах белой эмиграции, обвиняя в своей публицистике некоторых из них в предательстве, и с 1926 года неоднократно просил Сталина о предоставлении советского гражданства. Просьба не была удовлетворена.
Наживин, Иван Фёдорович.