Lt304888.ru

Туристические услуги

На краю Ойкумены

22-10-2023

На краю Ойкумены

издание 1956 года
Жанр:

роман

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1946 (?)

Публикация:

1949, 1953

«На краю́ Ойкуме́ны» («Вели́кая дуга́») — дилогия Ивана Антоновича Ефремова, написанный в 1946 году. Состоит из двух частей: «Путешествие Баурджеда» (1953) и «На краю Ойкумены» (1949).

Содержание

«Путешествие Баурджеда»

Повествование начинается во время правления фараона Джедефра Четвёртой династии Древнего царства Египта (2566 — 2558 год до н. э.). Джедефра хочет продолжить славу великого фараона Джосера и по совету Мен-Кау-Тота, верховного жреца бога Тота, посылает морскую экспедицию под началом своего казначея Баурджеда. Экспедиция отправляется на юг с целью поиска знаменитой загадочной страны Пунт. В египетской картине мира огромный океан Великая дуга окружает всю землю. Через два года после начала экспедиции фараон Джедефра убит жрецами бога Ра, соперничающими с жрецами Тота. Новым фараоном становится Хафра, брат Джедефры. Он возобновляет строительство великой пирамиды.

Прошло семь лет, и Баурджед с остатками экспедиции возвращается в Египет. На протяжении нескольких дней Баурджед рассказывает новому фараону о многообразии и сложности увиденной Ойкумены. Экспедиция на кораблях достигла страны Пунт (предположительно территории нынешней Сомали), а оттуда пешие отряды достигли реки Замбези и озера Виктория. Рассказ об огромном мире, где Та-Кем (Древний Египет) составляет лишь малую часть, не понравился Фараону и он запрещает Баурджеду и спутникам рассказывать что-либо о своём путешествии. Мен-Кау-Тот увозит Баурджеда в тайный храм (он упоминается во второй части дилогии), где жрецы Тота записывают его рассказы о путешествии, а резчики высекают их иероглифами на каменных плитах.

Когда труд завершён, Баурджед покидает храм и возвращается в столицу. По дороге он встречает среди строящих пирамиду рабов своих товарищей по экспедиции. Он освобождает их и тем невольно провоцирует общее восстание рабов. В финале Мен-Кау-Тот получает сообщение, что мятежники разбиты, а Баурджед схвачен слугами фараона.

Иван Ефремов умело адаптирует для нужд приключенческого романа советскую теорию классовой борьбы и криптологическую схему борьбы религиозных сект.

Колоритно описана жизнь «простых египтян»:

Кое-кто уже спал, завернувшись в мягкие циновки из папируса, другие ещё доканчивали скудный ужин из стеблей того же папируса, политых касторовым маслом.


«На краю Ойкумены»

В Викицитатнике есть страница по теме
На краю Ойкумены

Во второй части действие происходит более чем через тысячелетие после действия первой части. Сюжет начинается в Древней Греции Эгейского периода (точные даты не указаны, но предполагается 1200 — 1100 год до н. э.[1]). Юный скульптор по имени Пандион отправляется в путешествие на остров Крит, где попадает в плен, а после — в рабство в Египет. Единственной его мыслью становится желание вернуться домой…

Ссылки

  • Дмитрий Быков. «Человек, как лезвие бритвы» — статья об Иване Ефремове в журнале «Огонёк» (2008). Содержит остроумную интерпретацию «Путешествия Баурджеда» как антисталинского памфлета.

Примечания

  1. В тексте есть описание разрушенного Ахетатона — города фараона-отступника Эхнатона, разрушение которого произошло во времена Тутанхамона, а также отсылки в комментариях автора на времена позднее распада первых государств на территории Эллады — Микен и др.


На краю Ойкумены.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01